Ця сторінка доступна рідною мовою. Перейти на українську

Инна Завадская, главный специалист по финансовому мониторингу компании по управлению активами REBAIL ASSET MANAGEMENT, подготовила аналитический материал

Словосочетание «финансовый мониторинг» заставляет напрячься самых непоколебимых и бесшабашных. Сразу в голову приходят досадные примеры блокирования счетов, остановки финансовых операций, дополнительных запросов от уполномоченных банков или финансовых компаний (далее - финучреждение). Действительно, такие факты иногда случаются. Но в большинстве случаев все не так страшно, как кажется. В первую очередь это касается финансовых операций, подлежащих финмониторингу.

Зачем собирается информация о финансовых операциях?

Начнём с международных стандартов.

Согласно требованиям 29-й Рекомендации Международных стандартов Группы по противодействию отмыванию средств (FATF) страны должны создать подразделение финансовой разведки, которое является национальным центром для получения и анализа сообщений о подозрительных операциях и другой информации, имеющей отношение к отмыванию средств и финансированию терроризма (далее - ВК/ФТ). Подразделение должно осуществлять анализ информации с целью определения целей, отслеживания конкретной деятельности, определения связей между этими целями и возможными преступными доходами, отмыванием средств, предикатными преступлениями и финансированием терроризма.

Таким подразделением Украины является Государственная служба финансового мониторинга, или Госфинмониторинг (ГСФМУ).

Обязанность финансовых учреждений уведомлять подразделение финансовой разведки страны о подозрениях в случае, если финансовое учреждение подозревает или имеет достаточные основания подозревать, что средства являются результатом уголовной деятельности или связаны с финансированием терроризма, предусмотрена 20 Рекомендацией Международных стандартов FATF.

В целях имплементации требований международных стандартов в национальное законодательство Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее - Закон о НДП/ФТ) определен перечень финансовых операций, которые интересны Госфинмониторингу для выполнения возложенных на подразделение функций.

Раздел III Закона о НДП/ФТ относит к финансовым операциям, подлежащим финансовому мониторингу:

• пороговые финансовые операции

• подозрительные финансовые операции (деятельность)

Что такое пороговые финансовые операции и почему их не следует опасаться?

К ПОРОГОВЫМ относятся финансовые операции, которые отвечают четко обозначенным критериям. При наличии указанных критериев финансовая операция подлежит выявлению (отбору), регистрации и уведомлению о ней Госфинмониторинга.

В этом случае срабатывают только объективные показатели. Обычно банки используют для выявления пороговых операций систему автоматизации. Никаких выводов с обоснованием подозрений при этом не требуется.

То есть, факт отнесения финансовой операции к пороговой и уведомления о ней ГСФМУ является обязательной процедурой, которая:

• НЕ зависит от выбора финучреждения. Любое финучреждение обязано выявлять пороговые операции и передавать информацию в Госфинмониторинг.

• ЗАВИСИТ от характера и объемов деятельности физического лица или предприятия. Вместе с тем, исключительно факт попадания в реестр никоим образом не порочит клиента и не чревато негативными последствиями, если за этим не усматривается подозрительная деятельность.

Согласно статье 20 Закона о НДП/ФТ, чтобы финансовая операция считалась ПОРОГОВОЙ, должно одновременно выполняться ДВА условия:

1. Сумма финансовой операции равна или превышает 400 тысяч гривен или сумму в иностранной валюте/банковских металлах/других активах, гривневый эквивалент которой по официальному курсу гривны к иностранным валютам и банковским металлам на момент проведения финансовой операции равен или превышает указанную сумму.

Для хозяйствующих субъектов, которые проводят лотереи и/или азартные игры, установлено исключение - порог уменьшен до 55 тысяч гривен.

2. Финансовая операция должна иметь один или более четырех признаков.

4 признака пороговых финансовых операций

Основными рисками системы противодействия отмыванию средств/финансированию терроризма Украины по результатам национальной оценки рисков были и остаются, в частности:

• проявления терроризма и сепаратизма

• риск фальсификации счетов фактур (инвойсов) во внешнеэкономической деятельности

• отмывание средств/финансирование терроризма через дистанционные услуги или с использованием виртуальных активов

• значительный объем наличных денег в обращении

• ненадлежащее выявление и санкционирование подозрительных ФЛ публичных деятелей

Учитывая идентифицированные риски, Закон о НДП/ФТ определяет следующие признаки пороговых операций.

1. Наличие связи с токсичными государствами (юрисдикциями). Пороговой будет считаться финансовая операция, если:

• хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве, которое осуществляет вооруженную агрессию против Украины - рф

• если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции имеет регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такого государства) - Иран, Северная Корея (КНДР)

• если одной из сторон - участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном выше государстве (юрисдикции), то есть в РФ, Иране или КНДР

2. Финансовые операции политически значимого лица, членов его семьи и/или лиц, связанных с политически значимым лицом (РЕРs). Пороговой будет считаться финансовая операция исключительно физического лица, относящегося к РЕРs.

Операции юридических лиц, конечными бенефициарными владельцами которых являются указанные выше РЕРs, к пороговым не относятся, поэтому по отношению к юридическим лицам указанный признак не срабатывает.

3. Платежные операции по переводу средств за границу (в том числе к государствам, отнесенным Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам). Пороговой будет любая платежная операция по переводу за границу, независимо от назначения платежа и инициирующего ее лица (физическое или юридическое лицо).

4. Финансовые операции с наличными деньгами (внесение, перевод, получение средств). В этом случае не имеет значения, кто является участником операции, и направление движения наличных средств (перевод или получение).

Совет: Избегать отнесения финансовых операций к пороговым, в частности, путем дробления - негативная практика. Информация анализируется и обобщается сначала финансовым учреждением, затем Госфинмониторингом. В случае выявления фактов избегания процедур финмона вопросов к лицу будет значительно больше. Помните, что объяснить суть финансовой операции, если она законна и понятна, значительно легче, чем опровергнуть ПОДОЗРЕНИЕ.

Инна Завадская

Подозрительные финансовые операции (деятельность) и индикаторы подозрительности

Помимо пороговых, финмониторингу согласно статье 21 Закона о НДП/ФТ подлежат ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ финансовые операции.

Особенностью подозрительных финансовых операций является то, что они не зависят от суммы, на которую проводятся.

Главный признак - наличие у финучреждения ПОДОЗРЕНИЯ или ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПОДОЗРЕНИЯ, что операции являются результатом преступной деятельности или связаны или касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Для выявления подозрительных операций финансовые учреждения разрабатывают ИНДИКАТОРЫ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ. Информационный материал для определения индикаторов подозрительности очень широк. При этом учитываются:

• типологические исследования Госфинмониторинга

• рекомендации Национального банка Украины

• собственный опыт финучреждения

На сегодняшний день на официальном веб-сайте ГМФМУ обнародовано 21 типологическое исследование.

Рекомендации Национального банка нашли свое отражение в приложении 20 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга (для банков) и в приложении 19 к Положению об осуществлении учреждениями финансового мониторинга (для финансовых учреждений, надзор которых осуществляет НБУ). Приложения содержат перечни, в которых указано 146 (для банков) и 112 (для небанковских финучреждений) индикаторов и их разновидностей, и включают следующие:

• деятельности или поведения клиента

• финансовых операций клиента

• различных видов продуктов (услуг)

Также учитывается несоответствие сделок ожиданиям финучреждения от сотрудничества с клиентом. Речь идет о противоречии между информацией, которую клиент сообщил о себе в момент установления деловых отношений, и операциями, которые намерен провести или уже провел. Например, анонсированный объем операций, нетипичная деятельность, несоответствие масштабов деятельности имеющейся у финучреждения финансовой отчетности за предыдущий период и т.п.

Для выявления индикаторов подозрительности в операциях клиентов или в их совокупности финучреждения могут использовать автоматизированные модули, отбирающие операции с помощью соответствующих правил/сценариев, установленных лично каждым финучреждением. Корректность отбора зависит от внутренней политики финансового учреждения и его внутренних процедур в сфере финмона.

Вероятность попасть в такой список очень велика.

Выявление подозрительных операций осуществляется как до проведения момента их проведения, так и в процессе сотрудничества (в том числе еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).

Финансовые операции клиента содержат индикаторы подозрительности. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Наличия одного или нескольких индикаторов подозрительности в финансовых операциях (деятельности) клиента недостаточно для ПОДОЗРЕНИЯ.

Для того, чтобы уведомить Госфинмониторинг о подозрении, финучреждение должно составить обоснованный вывод, обеспечивающий максимально четкое и всестороннее изложение своего подозрения и других обстоятельств, фактов, событий, приведших к возникновению такого подозрения, и добавить к выводу копии документов и другой информации, на основе которых это подозрение сформировано.

Если имеющихся документов и/или сведений для анализа недостаточно и финучреждение не может ни подтвердить подозрение, ни опровергнуть его, оно обязано оперативно принять дополнительные меры: запросить у клиента документы, разъяснения, комментарии, осуществить поиск информации в открытых источниках и т.п.

Осуществив все перечисленное, финучреждение принимает решение о отправке или неотправке уведомления о подозрительных финансовых операциях или деятельности в Госфинмониторинг. Подходы к принятию такого решения тяготеют к субъективным и зависят от внутренней политики отдельного финучреждения.

Совет: Чтобы ваши финансовые операции не попадали в фокус внимания финансового мониторинга и не были отнесены к подозрительным, рекомендую выполнить следующие действия:

1. Проанализируйте определенные НБУ индикаторы подозрительности. Установите, какие из них могут быть применены к вашему лицу, компании или финансовым операциям.

2. По возможности избегайте именно такого пути, сценария событий, способа осуществления финансовой операции.

3. Если избежать подозрительного индикатора невозможно, заранее продумайте аргументы защиты, подготовьте необходимые, по вашему мнению, документы.

4. В случае возникновения у финансового учреждения вопросов, демонстрируйте открытость и прозрачность, в кратчайшие сроки предоставьте запрашиваемые документы/информацию/комментарии.

5. Если не делаете ничего незаконного, но при всем финучреждении постоянно пристает к вашим финансовым операциям (деятельности), поищите другое учреждение для сотрудничества. Дело не в вас, а в необоснованном применении финучреждением де-рискинга.

Инна Завадская,

главный специалист по финансовому мониторингу

компании по управлению активами

REBAIL ASSET MANAGEMENT

Обеспечьте систематический мониторинг законодательства и изменений правового поля для вашего бизнеса. С LIGA360:Compliance вы не упустите ни одного требования от регуляторов - в том числе нововведений в области финансового мониторинга, налогового или антимонопольного законодательства. Получите полноту информации для своего бизнеса с LIGA360.

Подпишитесь на рассылку
Главные новости и аналитика для вас по будням
Оставьте комментарий
Войдите, чтобы оставить комментарий
Войти
На эту тему