Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Проблемы очищения рынка от фиктивных финансовых инструментов

Представители Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) приняли участие в круглом столе "Фиктивность и эффективность на фондовом рынке", посвященном обсуждению концептуальных подходов и правовых основ борьбы с фиктивностью на рынке ценных бумаг.

Участники круглого стола обсудили ситуацию, которая сложилась после вступления в силу нового Положения об установлении признаков фиктивности эмитентов ценных бумаг и включении таких эмитентов в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности, утвержденного решением НКЦБФР № 980 от 10.07.2015 г.

Ниже представим предложения УАИБ относительно комплексного решения проблем очищения рынка от фиктивных финансовых инструментов.

Комплексный подход к очищению рынка

– Меры по выводу с рынка "мусорных" финансовых инструментов – поэтапные, без обратного действия во времени для добросовестных выгодоприобретателей.

– НКЦБФР должна быть наделена функциями по инициированию прекращения эмитента при осуществлении им фиктивного предпринимательства, проведению расследований и применению санкций с целью прекращения обращения фиктивных финансовых инструментов и выполнения фиктивных операций с ценными бумагами.

– Для определения и прекращения подобной деятельности должны применяться отдельные процедуры, в т. ч. судебные.

– Все решения органов государственной и/или судебной власти относительно признания фиктивными эмитентов или ценных бумаг – действуют только после обнародования.

Выявление фиктивных финансовых инструментов

Признаки фиктивности финансовых инструментов:

– ЦБ, выпущенные фиктивными эмитентами.

Фиктивным эмитентом является лицо, которое признано виновным в "фиктивном предпринимательстве", что доказано в судебном порядке.

– Неэмиссионные ЦБ, выпущенные без законных оснований.

Ценные бумаги, не являющиеся эмиссионными (в частности, вексели), выпущенные:

1) на основе фиктивных обязательств, что доказано в судебном порядке;

2) лицом или в пользу лица, которое признано виновным в фиктивном предпринимательстве.

– Эмиссионные ценные бумаги, выпущенные с нарушениями законодательства, что доказано в судебном порядке.

– Установление факта представления эмитентом недостоверной информации при регистрации выпуска ценных бумаг.

Регуляторные меры:

1. Мониторинг операций с финансовыми инструментами и выявление сомнительных операций (операций, относительно которых есть подозрения в фиктивности сделок). Внедрение в составе программно-технического комплекса НКЦБФР приема отчетности профессиональных участников соответствующего модуля.

2. Углубленный анализ операций с финансовыми инструментами, имеющими признаки фиктивности, истребование и изучение дополнительных документов.

3. При выявлении фактов нарушений на РЦБ – применение санкций, в т. ч. остановка обращения ценных бумаг, отмена выпуска и т. п.

4. При документально подтвержденных фактах относительно совершения фиктивных сделок или фиктивного предпринимательства – направление соответствующих документов в правоохранительные и фискальные органы, а в случаях наличия у эмитента разрешений (лицензий) на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности – в соответствующие органы лицензирования для принятия необходимых мер.

5. Закрепление на законодательному уровне права НКЦБФР обращаться в органы, регулирующие деятельность аудиторов и оценщиков имущества, относительно проверки деятельности тех структур, которые обслуживают фиктивного эмитента, и применения к ним соответствующих мер воздействия (включая аннулирование лицензий).

6. В случае выявления операций, содержащих признаки манипулирования, – осуществление предусмотренных законодательством действий.

7. При выявлении в активах субъектов хозяйствования неэмиссионных ценных бумаг, отвечающих признакам фиктивности (в частности, при осуществлении контрольных мероприятий соответствующими органами государственной власти), – передача информации в НКЦБФР для применения мер воздействия.

Предупредительные меры:

1. Создание общедоступной базы данных лиц, которые признаны виновными в фиктивном предпринимательстве (Минюст).

2. Включение в общедоступную базу НКЦБФР реестра выпусков ЦБ, в т. ч. информации об остановке обращения, возобновлении обращения, отмене выпусков ценных бумаг и т. п. (с указанием причин принятия соответствующих решений) и текущем состоянии ценной бумаги.

3. Законодательное урегулирование возможности осуществления выпуска облигаций предприятий эмитентами только после 2-х лет их активной хозяйственной деятельности (подтверждается данными финансовой отчетности и заключением аудитора).

Выявление фиктивное рыночного обращения финансовых инструментов

Признаки фиктивности рыночного обращения финансовых инструментов:

– Осуществляется с ЦБ, которые признаны фиктивными и информация об этом является общедоступной.

– Осуществление маркет-мейкерства относительно ЦБ, которые признаны фиктивными за определенный период (6 месяцев / 1 год).

– Осуществляется самым эмитентом ЦБ и связанными лицами или контролерами эмитента с использованием инсайдерской информации.

– Осуществление фиктивного маркет-мейкерства относительно ЦБ, отвечающего следующим критериям:

1. Осуществляется за счет эмитента.

2. Имеются признаки использования инсайдерской информации.

3. Имеются признаки манипулирования рынком.

4. Значительная часть соглашений осуществляется со связанными лицами или контролерами маркет-мейкера и/или эмитента.

Регуляторные меры:

1. Применение процедур признания соглашений с фиктивными ЦБ ничтожными.

2. Применение процедур признания ничтожными соглашений, обеспечивающих фиктивное обращение ЦБ.

3. Выявление операций субъектов хозяйствования с фиктивными ЦБ (в частности, при осуществлении контрольных мероприятий соответствующими органами государственной власти).

Предупредительные меры:

1. Оперативное обнародование информации о признании ЦБ фиктивными с указанием даты обнародования, которая определяет приобретение этой информацией общедоступного характера.

2. Законодательное закрепление механизма признания ничтожными соглашений с фиктивными ЦБ, заключенными после обнародования информации о признании ЦБ фиктивными, а также соглашений, осуществленных для обеспечения фиктивного обращения ЦБ.

3. Установление в нормативных актах механизмов вывода "мусорных" ЦБ из портфелей институционных инвесторов для обеспечения защиты интересов участников/вкладчиков таких учреждений.

4. Дополнительная отчетность для эмитентов, осуществляющих операции с ЦБ собственного выпуска, с информацией о:

– соглашениях, предварительных переговорах и договоренностях, которые достоверно могут вызвать возникновение обстоятельств, которые будут представлять объект инсайдерской информации относительно эмитента и его ЦБ;

– связанных лицах и контролерах эмитента;

– соглашениях с ЦБ собственного выпуска, заключенных эмитентом со связанными лицами и контролерами эмитента.

5. Дополнительная отчетность для связанных лиц (контролеров) эмитентов, осуществляющих операции с ЦБ такого эмитента, с информацией о:

– соглашениях, предварительных переговорах и договоренностях, которые достоверно могут вызвать возникновение обстоятельств, которые будут представлять объект инсайдерской информации относительно эмитента и его ЦБ;

– связанных лицах и контролерах такого лица;

– соглашениях с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом.

6. Дополнительная отчетность маркет-мейкеров относительно:

– связанных лиц и контролеров маркет-мейкера;

– соглашений с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом, связанными лицами (контролерами) маркет-мейкера.

7. Дополнительная отчетность финансовых посредников (ТЦБ, КУА) и инфраструктурных учреждений (депозитарные учреждения, фондовые биржи) относительно:

– их связанных лиц и контролеров;

– соглашений с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом, связанными лицами (контролерами) финансового посредника или инфраструктурного учреждения.

www.uaib.com.ua 

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО