Представители Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) приняли участие в круглом столе "Фиктивность и эффективность на фондовом рынке", посвященном обсуждению концептуальных подходов и правовых основ борьбы с фиктивностью на рынке ценных бумаг.
Участники круглого стола обсудили ситуацию, которая сложилась после вступления в силу нового Положения об установлении признаков фиктивности эмитентов ценных бумаг и включении таких эмитентов в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности, утвержденного решением НКЦБФР № 980 от 10.07.2015 г.
Ниже представим предложения УАИБ относительно комплексного решения проблем очищения рынка от фиктивных финансовых инструментов.
Комплексный подход к очищению рынка
– Меры по выводу с рынка "мусорных" финансовых инструментов – поэтапные, без обратного действия во времени для добросовестных выгодоприобретателей.
– НКЦБФР должна быть наделена функциями по инициированию прекращения эмитента при осуществлении им фиктивного предпринимательства, проведению расследований и применению санкций с целью прекращения обращения фиктивных финансовых инструментов и выполнения фиктивных операций с ценными бумагами.
– Для определения и прекращения подобной деятельности должны применяться отдельные процедуры, в т. ч. судебные.
– Все решения органов государственной и/или судебной власти относительно признания фиктивными эмитентов или ценных бумаг – действуют только после обнародования.
Выявление фиктивных финансовых инструментов
Признаки фиктивности финансовых инструментов:
– ЦБ, выпущенные фиктивными эмитентами.
Фиктивным эмитентом является лицо, которое признано виновным в "фиктивном предпринимательстве", что доказано в судебном порядке.
– Неэмиссионные ЦБ, выпущенные без законных оснований.
Ценные бумаги, не являющиеся эмиссионными (в частности, вексели), выпущенные:
1) на основе фиктивных обязательств, что доказано в судебном порядке;
2) лицом или в пользу лица, которое признано виновным в фиктивном предпринимательстве.
– Эмиссионные ценные бумаги, выпущенные с нарушениями законодательства, что доказано в судебном порядке.
– Установление факта представления эмитентом недостоверной информации при регистрации выпуска ценных бумаг.
Регуляторные меры:
1. Мониторинг операций с финансовыми инструментами и выявление сомнительных операций (операций, относительно которых есть подозрения в фиктивности сделок). Внедрение в составе программно-технического комплекса НКЦБФР приема отчетности профессиональных участников соответствующего модуля.
2. Углубленный анализ операций с финансовыми инструментами, имеющими признаки фиктивности, истребование и изучение дополнительных документов.
3. При выявлении фактов нарушений на РЦБ – применение санкций, в т. ч. остановка обращения ценных бумаг, отмена выпуска и т. п.
4. При документально подтвержденных фактах относительно совершения фиктивных сделок или фиктивного предпринимательства – направление соответствующих документов в правоохранительные и фискальные органы, а в случаях наличия у эмитента разрешений (лицензий) на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности – в соответствующие органы лицензирования для принятия необходимых мер.
5. Закрепление на законодательному уровне права НКЦБФР обращаться в органы, регулирующие деятельность аудиторов и оценщиков имущества, относительно проверки деятельности тех структур, которые обслуживают фиктивного эмитента, и применения к ним соответствующих мер воздействия (включая аннулирование лицензий).
6. В случае выявления операций, содержащих признаки манипулирования, – осуществление предусмотренных законодательством действий.
7. При выявлении в активах субъектов хозяйствования неэмиссионных ценных бумаг, отвечающих признакам фиктивности (в частности, при осуществлении контрольных мероприятий соответствующими органами государственной власти), – передача информации в НКЦБФР для применения мер воздействия.
Предупредительные меры:
1. Создание общедоступной базы данных лиц, которые признаны виновными в фиктивном предпринимательстве (Минюст).
2. Включение в общедоступную базу НКЦБФР реестра выпусков ЦБ, в т. ч. информации об остановке обращения, возобновлении обращения, отмене выпусков ценных бумаг и т. п. (с указанием причин принятия соответствующих решений) и текущем состоянии ценной бумаги.
3. Законодательное урегулирование возможности осуществления выпуска облигаций предприятий эмитентами только после 2-х лет их активной хозяйственной деятельности (подтверждается данными финансовой отчетности и заключением аудитора).
Выявление фиктивное рыночного обращения финансовых инструментов
Признаки фиктивности рыночного обращения финансовых инструментов:
– Осуществляется с ЦБ, которые признаны фиктивными и информация об этом является общедоступной.
– Осуществление маркет-мейкерства относительно ЦБ, которые признаны фиктивными за определенный период (6 месяцев / 1 год).
– Осуществляется самым эмитентом ЦБ и связанными лицами или контролерами эмитента с использованием инсайдерской информации.
– Осуществление фиктивного маркет-мейкерства относительно ЦБ, отвечающего следующим критериям:
1. Осуществляется за счет эмитента.
2. Имеются признаки использования инсайдерской информации.
3. Имеются признаки манипулирования рынком.
4. Значительная часть соглашений осуществляется со связанными лицами или контролерами маркет-мейкера и/или эмитента.
Регуляторные меры:
1. Применение процедур признания соглашений с фиктивными ЦБ ничтожными.
2. Применение процедур признания ничтожными соглашений, обеспечивающих фиктивное обращение ЦБ.
3. Выявление операций субъектов хозяйствования с фиктивными ЦБ (в частности, при осуществлении контрольных мероприятий соответствующими органами государственной власти).
Предупредительные меры:
1. Оперативное обнародование информации о признании ЦБ фиктивными с указанием даты обнародования, которая определяет приобретение этой информацией общедоступного характера.
2. Законодательное закрепление механизма признания ничтожными соглашений с фиктивными ЦБ, заключенными после обнародования информации о признании ЦБ фиктивными, а также соглашений, осуществленных для обеспечения фиктивного обращения ЦБ.
3. Установление в нормативных актах механизмов вывода "мусорных" ЦБ из портфелей институционных инвесторов для обеспечения защиты интересов участников/вкладчиков таких учреждений.
4. Дополнительная отчетность для эмитентов, осуществляющих операции с ЦБ собственного выпуска, с информацией о:
– соглашениях, предварительных переговорах и договоренностях, которые достоверно могут вызвать возникновение обстоятельств, которые будут представлять объект инсайдерской информации относительно эмитента и его ЦБ;
– связанных лицах и контролерах эмитента;
– соглашениях с ЦБ собственного выпуска, заключенных эмитентом со связанными лицами и контролерами эмитента.
5. Дополнительная отчетность для связанных лиц (контролеров) эмитентов, осуществляющих операции с ЦБ такого эмитента, с информацией о:
– соглашениях, предварительных переговорах и договоренностях, которые достоверно могут вызвать возникновение обстоятельств, которые будут представлять объект инсайдерской информации относительно эмитента и его ЦБ;
– связанных лицах и контролерах такого лица;
– соглашениях с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом.
6. Дополнительная отчетность маркет-мейкеров относительно:
– связанных лиц и контролеров маркет-мейкера;
– соглашений с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом, связанными лицами (контролерами) маркет-мейкера.
7. Дополнительная отчетность финансовых посредников (ТЦБ, КУА) и инфраструктурных учреждений (депозитарные учреждения, фондовые биржи) относительно:
– их связанных лиц и контролеров;
– соглашений с ЦБ эмитента, заключенных связанными лицами и контролерами эмитента с их связанными лицами (контролерами), самым эмитентом, связанными лицами (контролерами) финансового посредника или инфраструктурного учреждения.