Практика перехода украинских компаний на МСФО свидетельствует, что топ-менеджмент зачастую настороженно относится к международным стандартам, полагая, что они потребуют обнародовать данные весьма деликатного свойства. Прежде всего речь здесь идет о выплатах, осуществленных компаниями в пользу руководителей высшего звена.
У руководства наших акционерных обществ уже есть определенный опыт в данном вопросе.
Требования украинского регулятора
Уже давно некоторые предписания ГКЦБФР настаивают на раскрытии акционерными обществами данных о вознаграждениях менеджерам. Отношение к этим "вказивкам" у менеджеров предприятий различное.
Некоторые компании искренне раскрывают все сведения о соответствующих выплатах.
Например, в отчете АО "Бахчевик" за 2008 год приведены следующие данные о доходах главбуха:
"За отчетный период получила 24868 грн. Премия составила сумму 4418 грн. В натуральной форме получила зерно 2,919 т по льготным ценам на сумму 1836 грн.".
Другие предприятия всячески уклоняются от обнародования подобных данных.
Некоторые из них обходятся отсылочной информацией без дальнейшей конкретизации. Скажем, в отчете Донецкого машиностроительного завода "Астра" простодушно указано: "размер вознаграждения согласно штатному расписанию".
А некоторые включают в свою отчетность и вовсе вызывающие положения, свидетельствующие об отказе от обнародования данных. Ответственность за невыполнение требований регулятора предприятия-"отказники" либо берут на себя, либо перекладывают на плечи должностных лиц.
Например, в отчете Новоивановского сахарозавода сказано: "Общество считает нецелесообразным раскрывать информацию о размере вознаграждения".
А вот в отчете меткомбината "Азовсталь" отказ объясняется позицией самого должностного лица: "Должностное лицо не дало согласия на разглашение сведений о размере вознаграждения".
Как бы там ни было, приближение МСФО усилило обеспокоенность руководителей наших ПАО. Ведь большинство из них много слышали о том, что МСФО призваны сделать финансовую деятельность предприятия максимально прозрачной.
С тезисом о прозрачности МСФО-отчетов вряд ли кто-нибудь станет спорить. Однако следует принять во внимание, что МСФО – это стандарты, написанные умными людьми для умных людей. Поэтому ожидать от них самодурства, нередко присущего отечественной нормативке, не следует. В деликатных вопросах МСФО проявляют вполне европейскую взвешенность.
Требования МСФО
Нужно сказать, что некоторые компании, представляя отчеты по МСФО, проявляют удивительную откровенность.
Например, МСФО-отчет за 2009 год компании "Мироновский хлебопродукт" содержит следующие данные:
"Компенсация ключевым менеджерам
Совокупная сумма вознаграждения, выплаченная директору Юрию Косюку в течение 2009, 2008 и 2007 гг., была 1822 тыс. долл., 1804 тыс. долл. и 1620 тыс. долл. соответственно, в виде зарплаты.
На протяжении 2009, 2008 и 2007 гг. мистер и миссис Косюк получили выгоды в виде определенных активов текущей стоимостью 287 тыс. долл., 223 тыс. долл. и 3014 тыс. долл. соответственно. В эти активы включены транспортные средства, которые используются с 2007 года текущей стоимостью 2807 тыс. долл.".
Конечно, увидев такие отчеты, подавляющая масса украинского директората станет непримиримыми противниками МСФО.
Но здесь нужно иметь в виду, что нередко фактические раскрытия выходят далеко за рамки минимальных требований. Делается это по разным причинам.
В одних случаях руководители компаний стремятся проявить повышенную откровенность, чтобы убедить потенциальных кредиторов (инвесторов), которым предоставляется МСФО-отчетность, в своей честности и прозрачности своего бизнеса.
В других случаях повышенные требования по раскрытию данных выдвигаются не самими МСФО, а регламентом биржи, на которой размещаются ценные бумаги предприятия, или местными регуляторными актами при регистрации.
Примером может быть МСФО-отчет за 2009 год компании РУСАЛ. В соответствии с требованиям главы 161 Устава компаний Гонконга (section 161 of the Hong Kong Companies Ordinance) предприятие указывает, что Олег Дерипаска получил 27,9 млн. USD в качестве зарплаты, компенсаций, выгод в виде определенных премий (Salaries, allowances, benefits in kind and discretionary bonuses).
Но минимальные требования, выдвигаемые МСФО, не столь строги.
МСБУ 24 требует представлять суммы менеджерских компенсаций в разрезе следующих видов выплат:
– краткосрочные выплаты (short-term employee benefits);
– увольнительные выплаты (post-employment benefits);
– другие долгосрочные выплаты (other long-term benefits);
– выплаты при сокращении (termination benefits);
– выплаты, основанные на акциях (share-based payment).
Как видим, стандарт настаивает на раскрытии данных не только о зарплатах, премиях и платежах акциями, но и о "золотых парашютах".
Важно, что все эти выплаты отражаются в отчете не персонифицированно, а общей суммой.
Поэтому чаще всего компании довольно сдержанно отражают раскрытие соответствующей информации.
Посмотрим, как преподносятся соответствующие сведения в МСФО-отчете пивоваренной компании "Балтика" за 2010 год:
"Вознаграждения руководящим сотрудникам
Вознаграждения, полученные ключевыми руководящими сотрудниками в отчетном году, составили следующие суммы, отраженные в составе затрат на персонал (см. Пояснение 9):
тыс. руб. | 2010 | 2009 |
Заработная плата и премии | 398169 | 427026 |
Обязательные взносы в фонды социального страхования | 5503 | 2719 |
Отчисления, относящиеся к пенсионным планам с установленными взносами | 11003 | 9989 |
Выплаты в связи с расторжением трудового договора | 26427 | – |
441102 | 449734". |
Обратим внимание на то, что соцотчисления расцениваются в системе МСФО как выплаты в пользу работников. Это касается как государственного, так и негосударственного обязательного соцстрахования.
Некоторые компании в составе соответствующих раскрытий указывают численность работников, которые относятся к когорте топ-менеджмента.
Вот как выглядят соответствующие примечания Донецкой топливно-энергетической компании в МСФО-отчете за 2009 год:
"Вознаграждение основных руководителей
В состав основного управленческого персонала входят девять руководителей высшего звена (в 2008 году – восемь руководителей высшего звена). В 2009 году общая сумма вознаграждения основных руководителей была включена в административные расходы и составила 40 миллионов гривен (в 2008 году – 28 миллионов гривен). Вознаграждение основных руководителей состоит из заработной платы, премий и выходного пособия.
1 января 2009 года Группа заключила с руководством высшего звена договор в программе долгосрочного стимулирования. Согласно этой программе руководителям высшего звена выплачивается денежная сумма в размере 2 % от прироста чистой стоимости Компании за весь срок действия программы по сравнению с оценочной капитализацией Компании. Размер коллективного премиального фонда не превышает 100 миллионов долларов США. Стоимость Группы оценивается на основании котировок ее акций, если акции котируются на фондовой бирже, или результатов независимой оценки с использованием оценочных методик, утвержденных Наблюдательным советом. 30 % премиального вознаграждения подлежат выплате на дату промежуточной оценки 31 декабря 2010 года, а оставшиеся 70 % – в 2012 году".
Выполняя другие требования МСБУ 24, предприятия иногда раскрывают и другие данные о финансовых взаимоотношениях с топ-менеджерами.
Например, в МСФО-отчетности компании "Транснефть" за 2009 год приводятся сведения не только о зарплате и увольнительных компенсациях, но и о займах, предоставленных начальству за счет компании:
"Вознаграждения членам Совета директоров утверждаются Общим годовым собранием акционеров.
(млн. руб.)
Год, закончившийся | Год, закончившийся | |
Заработная плата и премии | 761 | 277 |
Выплаты, связанные с увольнениями | 16 | 9 |
Прочие | 25 | 10 |
802 | 296 |
Займы, выданные основному управленческому персоналу, составили:
2009 | 2008 | |
на 1 января | 59 | – |
Выдано | 41 | 68 |
Погашено | 71 | 9 |
на 31 декабря | 29 | 59 |
срок погашения менее года | 13 | 59 |
срок погашения более года | 16 | –". |
Таким образом, руководителям украинских предприятий, переходящих на международные стандарты финансовой отчетности, нужно быть готовыми к раскрытию данных о платежах в пользу топ-менеджмента.
И здесь вряд ли можно будет отделаться формулировками об отказе от разглашения таких сведений. Ведь МСФО, не требуя обнародования персонифицированных данных, тем самым не затрагивают ничьих личных интересов.
И если предположить, что целью составления МСФО-отчета действительно является удовлетворение информационных потребностей прогрессивной общественности, то общественность с интересом и наверняка с благодарностью примет сведения о том, насколько велики аппетиты корпоративного начальства.