Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Дия Сити - спасительный ковчег или "пекло поперед батька"?

"В конце января 2022 года началось функционирование специального правового режима Дия Сити". Подобные заглавия раздаются отовсюду - от обычных новостных порталов, до специализированных юридических и IT сообществ.

Мы не будем рассказывать кто и как может стать резидентом Дия Сити, и в чем суть этого режима - наверное этой информации в сети уже многовато и не хотелось бы говорить об очевидных вещах, которые уже написаны. К тому же с базовой информацией можно ознакомиться и на самом официальном веб-сайте Дия Сити.

Поэтому, в настоящей статье мы проведем анализ текущего состояния режима Дия Сити, предоставим ответы на некоторые вопросы, с которыми уже обращаются клиенты и сформируем обобщение для кого этот режим уже будет полезен, а кому советуем подождать с оформлением резидентства в Дия Сити.

1. Что означает "запуск" Дия Сити в январе 2022 года?

Самое главное, что надо понимать о Дия Сити на данный момент - режим полностью не сформирован на законодательном уровне. Должностные лица утверждают, что режим Дия Сети будет состоять из трех основных блоков:

1) Налоги: сниженные ставки налогообложения, отдельное администрирование в налоговой службе, выгодные "трудовые" налоги;

2) Право: специальный правовой режим, собственный арбитраж, типовые договоры, решения проблемы ФОПов и официального трудоустройства, невозможность блокирования счетов, защита от злоупотреблений правоохранительных органов (так называемое "маски-шоу - стоп");

3) Финансы: специальные условия валютного регулирования, упрощенный порядок валютных расчетов, создание конкурентных условий для венчурного инвестирования.

На словах Дия Сити действительно выглядит привлекательным режимом, в котором IT- бизнес может чувствовать себя в безопасности и свободно работать под защитой государства от самого же государства. Вместе с тем, значительная часть из перечисленных выше преимуществ на данный момент существуют лишь в планах государства, поскольку на законодательном уровне соответствующие гарантии пока не закреплены. Так, на текущий момент лишь планируют ввести изменения в законодательство в части правовых гарантий, в том числе в части защиты от действий правоохранительных органов, учреждения отдельного арбитража и т. п.

Следовательно, получив статус резидента Дия Сити сейчас, законодательство не защищает предпринимателей от обысков и проверок контролирующих органов. Кроме того, насколько действенными и эффективными окажутся нововведения в налоговом и финансовом блоке сможем говорить только тогда, когда режим Дия Сити заработает в полном объёме.

Закон Украины "О стимулировании развития цифровой экономики в Украине" в статье второй действительно гарантирует принцип невмешательства государственных органов в деятельность резидентов Дия Сити, однако такое невмешательство ограничивается условием, что деятельность резидента Дия Сити осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Украины. Сущность этого принципа без уточнения законодательства заключается в следующем - если Вы законопослушный гражданин, государство не вмешивается в Вашу деятельность. Однако, соответствующий принцип присущ любому демократическому обществу в целом, и не понятно зачем его выделять как гарантию отдельного правового режима.

Что же касается старта работы режима Дия Сити - юридически датой возникновения этого режима является 14.08.2021 года - день вступления в силу ЗУ "О стимулировании развития цифровой экономики в Украине", а первые привилегии в части налогового блока вступили в силу с первого января 2022 года.

Таким образом, Дия Сити как специальный правовой режим еще не работает полноценно, а с юридической точки зрения этот режим возник еще в августе 2021 года. Что же касается конца января 2022 года, то в этот период появилась лишь возможность подать заявку на резидентство в Дия Сити, однако, как мы уже отмечали, окончательный объем прав и возможностей в этом резидентстве до сих пор неизвестен.

2. Гиг-контракт не заменит ФОП, но и с ФОПами все не так однозначно.

ЗУ "О стимулировании развития цифровой экономики" внедряет интересную норму - государство прямо предоставляет право предпринимателям работать как с обычными наемными работниками, со специалистами по гиг-контракту, так и с физическими лицами-предпринимателями.

Раньше позиция государства относительно заключения договоров подряда или предоставления услуг ФОПами выражалась в наличии в таких договорах признаков скрытых трудовых отношений.

Однако теперь резидентам Дия Сити предоставлено непосредственное разрешение на работу с ФОПами наравне с наемными работниками, что не может не порадовать, ведь демонстрирует первые (надеемся и не последние) шаги государства относительно либерального отношения к отрасли трудового права.

Но такое разрешение не лишено своих "но". Среди изменений в налоговый кодекс, которые вступили в силу 01 января 2022 года предусмотренные ограничения в возможности резидентов Дия Сити беспрепятственно заключать договоры с ФОПами-плательщиками единого налога. Да, до 2024 года такие ограничения действовать не будут, в 2024 году резиденты Дия Сити в зависимости от годовых финансовых показателей и избранной системы налогообложения могут иметь ограничение относительно расчетов с ФОПами в пределах не больше 50 % от расходов резидента, а в 2025 году - предел ограничения расчетов с ФОПами при тех же условиях относительно режима налогообложения будет складывать не больше 20 % от расходов резидента Дия Сити.

Это не значит, что договоры с ФОПами нельзя будет заключать сверх установленных лимитов, однако превышения таких лимитов будут влиять на условия налогообложения резидентов.

Это значит, что резидентам Дия Сити, начиная с 2025 года будет выгоднее иметь ограниченное количество ФОПов среди своих работников, что, по замыслам государства, будет стимулировать предпринимателей заключать гиг-контракты со специалистами.

Стоит ли бояться гиг-контракта - покажет время и правоприменительная практика, а пока что, мы видим в гиг-контракте больше преимуществ, чем недостатков.

Так, наиболее позитивной чертой гиг-контракта является свобода условий договора. Профильный Закон обязывает стороны предусмотреть в гиг-контракте основные условия работы специалиста, однако содержание этих условий может быть конкретизировано по договоренности сторон.

На наш взгляд ситуация с гиг-контрактом достаточно логичная - по своей сути это тот же гражданско-правовой договор (ГПД), но с обязательными в нем элементами трудовых правоотношений (в части обязательного отдыха, нормы рабочего времени, порядка оплаты труда, места выполнения работ и тому подобное).

При обычных условиях, подобные контракты рассматриваются как скрытые трудовые отношения и тянут за собой ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде. На этом фоне правовое регулирование гиг-контракта выглядит так, будто государство собрало все типичные запреты, которые сейчас существуют относительно обычных ГПД и прямо предусмотрело необходимость их обязательного включения в гиг-контракт. Не видим в этом ничего плохого, но как на практике будет происходить реализация этих положений - увидим, когда такая практика будет сформирована в целом.

Работодателям стоит также обратить внимание на то, что гиг-контракт суживает ответственность специалиста за нанесенный вред и гарантирует специалисту социальную защиту (на специалиста по гиг-контракту распространяются условия официальных больничных и "декретных" отпусков, как и на наемных работников).

Законом не установлено квот относительно заключения гиг-контрактов резидентами Дия Сити, но, учитывая ограничение относительно заключения договоров с ФОП, вполне возможно, что работодатели найдут в гиг-контрактах альтернативу таким договорам. В любом случае, стоит также учитывать мнения самих специалистов.

3. Обязательные независимые аудиты - прозрачность в обмен на защиту?

Обязательным условием резидентства в режиме Дия Сити является подача ежегодных независимых отчетов, предоставленных субъектом аудиторской деятельности по итогам проверки утверждений резидента Дия Сити, изложенных в его начальном отчете о соответствии.

То есть ежегодно резиденты Дия Сити должны передавать уполномоченному государственному органу отчет независимого аудита финансовой отчетности о соответствии с требованиями, которые выдвигаются к резидентам Дия Сити.

Для тех предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в иностранных юрисдикциях, такое требование может казаться обыденным - это распространенная практика в мире. Однако для тех компаний, которые работают исключительно в украинской юрисдикции (особенно для бухгалтеров таких компаний), - это может быть определенным стрессом или преградой для такого резидентства. Как правило предприниматели, которые работают в пределах украинской юрисдикции не доверяют государству и стараются предоставлять государственным органам минимум информации, которая требуется.

Пока же отсутствуют реальные правовые гарантии защиты резидентов Дия Сити от злоупотреблений государственных органов, нельзя исключать, что после подачи подобных отчетов контролирующие органы будут искать основания для визи?ов к предпринимателям.

Бесспорно, с целью предотвращения злоупотреблений со стороны самих резидентов, государство должно контролировать соответствие таких резидентов установленным требованиям. Вместе с тем, если государство требует от резидентов раскрыть свою "финансовую кухню", государство должно и защитить предпринимателей от злоупотреблений сбоку контролирующих органов.

4. Договор о неконкуренции - дополнительное благо для специалистов, а не гарантия спокойствия для компании?

ЗУ "О стимулировании развития цифровой экономики в Украине" вводит правовое регулирование договоров о неконкуренции между резидентами Дия Сити и работниками. При этом законом устанавливаются обязательные требования для таких договоров, несоблюдение которых является основанием для признания их недействительными.

Главной чертой договоров о не конкуренции является их отплатный характер. То есть компания должна платить специалисту дополнительную плату или предоставлять другие материальные блага за отказ от работы с другими компаниями по трудовому договору, гиг-контракту или как ФОП.

На практике суть договора о не конкуренции (как правило это Non - solicitation или Non - competition agreement) заключается в другом - специалист обязывается не конкурировать с компанией, не работать с клиентами или подрядчиками компании под любым видом или даже не контактировать напрямую с теми лицами, с которым специалист может оказывать услуги без IT- компании, с которой он сейчас работает, а за нарушение этих обязательств - специалист платит штраф и компенсирует убытки.

То есть на практике именно работнику не выгодно переходить к другой компании или работать на прямую с клиентом. Да, законодательство не запрещает привлекать специалиста к ответственности за нарушение обязательств относительно не конкуренции, однако в противовес этому обязывает резидента Дия Сити предоставить специалисту за это дополнительное благо - в результате главная цель не конкуренции может не сработать, поскольку специалист может пойти в другую компанию за большим дополнительным благом, которое может быть больше или равно штрафу за нарушение обязательств о не конкуренции.

Учитывая ограничение относительно возможности привлечения специалистов к ответственности, которые установлены Законом, насколько такая природа договора о не конкуренции будет действенной и выгодной для резидентов Дия Сити - покажет время и практика применения этих положений.

Таким образом, можем констатировать, что компаниям, которые работают в украинской юрисдикции, и которые не уверены в том, что они хотят раскрывать государству свои финансовые показатели - лучше подождать окончательного формирования законодательства, которое закрепляет все преимущества режима Дия Сити. Тем компаниям, которые не уверены, на самом ли деле для них выгодный режим Дия Сити - советуем подождать наработки правоприменительной практики относительно резидентства Дия Сити и окончательно определиться, на самом ли деле данный налоговый режим принесет компании пользу.

Предпринимателям стоит понимать, что налоговый режим Дия Сити не является панацеей для бизнеса. Он предоставляет резидентам условия ведения бизнеса в Украине, которые являются менее обременительными в сравнении с ведением бизнеса на общих основаниях, однако это не значит, что такой режим автоматически становится выгодным для всех IT- компаний. Для окончательного принятия решения относительно перехода в правовой режим Дия Сити, каждой компании стоит провести анализ всех плюсов и минусов такого режима и существующей модели ведения бизнеса и взвесить пользу от такого перехода лично для них.

Владислав Фирсов, юрист юридической компании "AS Legal" 

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО