Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
ATAD 3: новые требования к экономическому присутствию компаний в ЕС

Использование транзитных компаний в международных структурах может создавать среду для недобросовестной налоговой конкуренции. Именно поэтому в мире постепенно усиливаются методы борьбы с использованием транзитных компаний и применяются инструменты для идентификации компаний, не имеющих экономического присутствия и используемых исключительно для получения налоговых льгот.

Несмотря на то, что некоторые страны-члены ЕС уже имеют устоявшиеся правила и развитую практику противодействия злоупотреблению использования транзитных компаний, в настоящее время большинство стран определяют уровень экономического присутствия компаний, основываясь на общих правилах противодействия уклонению от налогообложения (anti-abuse rules) в зависимости от каждого конкретного случая. Однако, в ближайшем будущем у европейских компаний будет унифицированный ориентир для определения минимального уровня экономического присутствия компаний.

22 декабря 2021 года Европейская комиссия опубликовала проект директивы, которая будет устанавливать новые правила борьбы с использованием транзитных компаний для налоговых целей ("ATAD 3"), и которая, в случае принятия, должна быть имплементирована в национальное законодательство стран-членов ЕС до 30 июня 2023 года и вступить в силу с 1 января 2024 года.

На кого будет распространяться действие ATAD 3

Положения ATAD 3 будут распространяться на все компании, которые являются налоговыми резидентами стран-членов ЕС. Директива будет охватывать также такие формы организаций, как, например, партнерства (которые считаются резидентами для налоговых целей).

ATAD 3 устанавливает перечень критериев, в случае соответствия каждому из которых, компаниям может присваиваться высокий риск недостаточного уровня экономического присутствия. В частности, такими критериями являются следующие:

• более 75% доходов компании составляют следующие доходы: дивиденды; проценты; роялти; доходы от денежного лизинга, недвижимости, отдельного вида движимого имущества, страховой, банковской и денежной деятельности; доходы от услуг, которые компания выполняет через посредников;

• за последние два года более 60% балансовой стоимости движимого/недвижимого имущества компании находится за пределами страны резидентности;

• более 60% дохода получено из-за границы;

• за последние два года компания передавала на аутсорсинг управление текущей деятельностью и принятие решений в отношении важных функций.

В то же время от действия положений ATAD 3 будут освобождены публичные компании, регулируемые финансовые компании, некоторые холдинговые компании, а также компании, имеющие не менее пяти штатных сотрудников, вовлеченных исключительно в основную деятельность компании.

Обязательства по отчетности

На компании с высоким уровнем риска будет возлагаться обязанность предоставлять отчет об уровне своего экономического присутствия. В частности, директива предусматривает, что такие компании обязаны будут дополнять свои годовые налоговые декларации информацией об индикаторах экономического присутствия.

Данные индикаторы включают информацию о наличии собственных помещений в стране резидентности, наличии как минимум одного собственного активного банковского счета в ЕС, наличии соответствующего персонала, имеющего такое же резиденство как страна резидентности компании - по крайней мере, одного директора или достаточного количества сотрудников, занимающихся основной деятельностью компании. Подтверждением вовлечения директора в деятельность компании может быть, в частности, его квалификация, которая должна быть достаточной для того, чтобы позволить директору принимать активную роль в процессах принятия решений и иметь соответствующие полномочия. Директива четко не конкретизирует форму предоставления указанной информации.

Кроме того, налоговые декларации указанных компаний должны быть подкреплены дополнительными документами, с помощью которых налоговые органы смогут оценить достоверность данных, указанных в декларациях, а также принять решение о необходимости налоговой проверки.

Дополнительная документация должна содержать информацию об адресе и типе помещений компаний; размере и видах дохода; суммах и видах хозяйственных расходов; видах предпринимательской деятельности, осуществляемой для получения дохода; количеству директоров, их квалификации, полномочиях и месте жительства / количестве сотрудников, полностью привлеченных к основной деятельности компании, их квалификации и месте жительства; деятельности, передаваемой на аутсорсинг; информации о банковских счетах.

Оценивание компаний

Компании с высоким уровнем риска, которые предоставили достаточную информацию об индикаторах их экономического присутствия, считаются соблюдающими критерии по минимальному уровню экономического присутствия.

В то же время налоговые органы могут предоставить рисковым компаниям статус транзитных в случае, если предоставленные документы не подтверждают заявленную информацию.

Возможность обжалования "транзитного" статуса

ATAD 3 предоставляет транзитным компаниям возможность обжаловать свой статус путем предоставления обоснований коммерческих (неналоговых) причин регистрации и функционирования таких компаний, не требующих наличия собственных помещений и/или банковских счетов и/или специального управления или сотрудников. Дополнительно для обжалования своего транзитного статуса компании будут должны:

• указать информацию о ресурсах, которые они используют для фактического ведения своей деятельности;

• доказать, что ключевые решения в отношении деятельности компаний принимаются в странах их резидентности.

Наличие возможности обжалования транзитного статуса является достаточно важным в контексте того, что оценка уровня присутствия согласно ATAD 3 базируется на специфических индикаторах и, как следствие, может не учитывать конкретные факты и обстоятельства каждого отдельного случая.

Последствия признания компании транзитной

Последствия признания компании транзитной направлены на запрет любых налоговых преимуществ, которые могут быть получены обычными компаниями, отвечающими критериям минимального экономического присутствия. А именно такими последствиями могут быть:

• запрет использования налоговых льгот в соответствии с конвенциями об избежании двойного налогообложения и/или Директивой ЕС о материнских и дочерних компаниях, а также Директивой ЕС о процентах и роялти. На практике это означает, что страны-члены ЕС будут отказывать транзитным компаниям в выдаче сертификатов о налоговой резидентности (что обычно является условием для использования положений конвенций об избежании двойного налогообложения и т.п.), или будут выдавать такие сертификаты с отметкой о "транзитном" статусе компании.

• налогообложение дохода транзитных компаний на следующих уровнях:

Транзитная компания: транзитная компания будет считаться налоговым резидентом в стране резидентности для локальных налоговых целей и будет облагать полученные доходы по ставкам, предусмотренным национальным законодательством соответствующей юрисдикции.

Акционеры транзитной компании, являющиеся резидентами в странах - членах ЕС: доход транзитной компании может включаться в состав дохода ее акционеров.

Обмен информацией

Все данные по транзитным компаниям будут подлежать автоматическому обмену информацией между странами-членами ЕС. Кроме того, странам-членам ЕС будет разрешено обращаться к государству, где находится транзитная компания, с запросом провести налоговую проверку в случае возникновения подозрения об отсутствии у такой компании минимального уровня экономического присутствия.

Штрафные санкции

ATAD 3 предоставляет странам-членам ЕС право самостоятельно устанавливать штрафы за нарушение обязательств по отчетности, предусмотренных директивой. В то же время минимальный размер штрафов должен составлять не менее 5% от оборота транзитной компании.

Вышеупомянутые изменения будут иметь большое влияние на международный бизнес, в частности на налоговую нагрузку при совершении трансграничных операций. В случае принятия директивы, международным структурам нужно будет убедиться в соответствии требованиям ATAD 3. В случае необходимости, следует рассмотреть возможность усиления уровня экономического присутствия.

Марко Лызак,

менеджер, Группа Международного налогообложения КПМГ в Украине

Ольга Петрунёк,

старший консультант, Группа Международного налогообложения, КПМГ в Украине

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО