Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Аудит-2022

Что принесет новый год в сфере аудиторской деятельности

Аудиторские итоги прошлого года уже подведены, следовательно можно присмотреться внимательнее к тому, чего стоит ожидать в ближайшее время.

Реформирование деятельности

На рассмотрении Парламента находится законопроект № 6245, разработанный с целью дальнейшей имплементации европейского законодательства с учетом опыта реализации реформ аудита в Украине.

Документом, в частности, предусматривается:

• уточнение требований к аудитору и аудиторской фирме, а также к условиям предоставления аудиторских услуг;

• усовершенствование положения относительно информации, которая приводится в аудиторском отчете по результатам обязательного аудита финансовой отчетности предприятия; установление требований по представлению в едином электронном формате аудиторского отчета, подготовленного по результатам аудита финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности), касательно которой установлена обязанность составления и представления на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате;

• уточнение полномочий и требований к деятельности ООНАД, в частности по формированию и функционированию Совета по надзору и Инспекции по обеспечению качества;

• усовершенствование норм относительно порядка аттестации аудиторов;

• дополнение сведений об аудиторах и субъектах аудиторской деятельности, которые должны содержаться в Реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности. Необходимо также предусмотреть ответственность за недостоверность сведений, поданных в Реестр;

• усовершенствование положения относительно особенностей проведения обязательного аудита и аудита предприятий, представляющих общественный интерес, согласно требованиям европейского законодательства, в частности относительно продолжительности задания по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, и обнародование информации об аудиторских комитетах или органах (подразделениях), на которые возлагаются соответствующие функции;

• уточнение положения относительно процедуры контроля качества аудиторских услуг, профессиональной ответственности аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, а также порядка дисциплинарного производства.

Как обращает внимание ООНАД, проектом не предусматриваются концептуальные изменения в проведении аудиторской деятельности или регулировании профессии.

В свою очередь Минфин отмечает, что данный законопроект поддерживается Проектом Европейского Союза "Введение практики ЕС по бухгалтерскому учету, финансовой отчетности и аудиту в Украине" (EU-FAAR) как направленный на практическую реализацию норм европейского законодательства по аудиту и не снижает текущего высокого уровня приближения закона к соответствующему законодательству Европейского Союза.

К тому же также рассматривается альтернативный законопроект № 6245-1, которым предложены следующие изменения:

• упростить порядок внесения сведений в Реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, предусмотрев их включение непосредственно аудиторами и субъектами аудиторской деятельности в электронной форме в установленном законодательством об электронных документах и электронном документообороте порядке через информационно-аналитическую систему Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью;

• дифференцировать размер взносов, которые платятся в пользу Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью, в зависимости от категории предприятий, которым предоставляются аудиторские услуги, что обеспечит оптимизацию финансовой нагрузки на субъектов аудиторской деятельности;

• ужесточить требования к качеству аудиторских услуг по выполнения задач, осуществление которых требуется законодательством;

• устранить искусственные барьеры по ограничению возможности аудиторов осуществлять предпринимательскую деятельность;

• привлечь профессиональные организации аудиторов и бухгалтеров к системе регулирования аудиторской деятельности путем предоставления возможности делегирования им полномочий по контролю за непрерывным профессиональным обучением аудиторов – членов данных профессиональных организаций;

• повысить уровень электронной коммуникации аудиторов и субъектов аудиторской деятельности с Органом общественного надзора за аудиторской деятельностью через информационно-аналитическую систему;

• усовершенствовать нормы относительно порядка аттестации аудиторов с целью уменьшения стоимости, взимаемой за проведение экзаменов, и повышения качества подготовки экзаменационных заданий и создания условий для вхождения в профессию молодежи и опытных специалистов;

• перейти от представления отчетности за календарный год к представлению за маркетинговый год в аудите, который учитывает сезонные нагрузки, что позволит не отвлекать ресурсы субъектов аудиторской деятельности от выполнения заданий по обязательному аудиту в период пиковых нагрузок и повысит актуальность данных отчетности;

• ввести оперативный процес отчетности субъектов аудиторской деятельности о результатах предоставления услуг с целью обеспечения эффективного мониторинга качества аудиторских услуг;

• имплементировать нормы европейского законодательства, в частности относительно обеспечения однозначности содержания аудиторского отчета, недопущения влияния регуляторов на содержание аудиторского отчета в части аудита финансовой отчетности, уточнения состава запрещенных неаудиторских услуг, проведения органом надзора других проверок, кроме проверок по контролю качества аудиторских услуг, и т. п.;

• уточнить положение относительно процедуры контроля качества аудиторских услуг, профессиональной ответственности аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, а также порядок дисциплинарного производства.

Внутренний госаудит

В этом году будет проводиться подготовка к введению сертификации внутренних аудиторов – распорядителей госбюджетных средств (постановление КМУ от 12.01.2022 г. № 12).

Реализация данной инициативы предусматривает:

• введение с 01 января 2023 года бесплатной добровольной сертификации работников подразделений внутреннего аудита государственных органов;

• возможность повышения должностных окладов работников подразделений внутреннего аудита, прошедших сертификацию, до 30 % в рамках фонда оплаты труда.

Также предполагается уточнение организационных принципов деятельности подразделений внутреннего аудита, которые, в частности, включают:

• конкретизацию критериев определения численности работников подразделений внутреннего аудита;

• определение условий относительно возможности назначения должностного лица, ответственного за осуществление внутреннего аудита;

• усовершенствование подходов к формированию планов деятельности по внутреннему аудиту в части составления одного плана.

Таким образом, год обещает быть интересным, и мы непременно будем возвращаться к теме аудиторской деятельности.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО