Налоговый Кодекс Украины (НКУ) в редакции от 1 января 2022 года был изменен семью законами, принятыми ВРУ и подписанными Президентом Украины. В то же время четыре из этих законов дополняют НКУ новыми положениями, которые регулируют вопросы международного налогообложения.
Ниже комментируем основные изменения с 1 января 2022 года, которые влияют на международное налогообложение физических и юридических лиц-резидентов Украины.
1. Вступили в силу правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК)
С 1 января 2022 года, резиденты Украины, отвечающие определенным критериям (контролирующие лица), обязаны в течение 60 календарных дней уведомить налоговый орган о каждом факте приобретения (начала осуществления фактического контроля) или отчуждения/ликвидации (прекращения фактического контроля) КИК. При этом КИК могут считаться как юридические лица, так и образования без статуса юридического лица – фонды, трасты.
Форма уведомления о приобретении или прекращении участия в КИК утверждена приказом Министерства финансов Украины от 22.09.2021 № 512. За нарушение требований по уведомлению ГНС предусмотрен штраф в размере 300 размеров прожиточного минимума (на 01.01.2022 г. – 717 900 гривен).
Обращаем Ваше внимание, что контролирующим лицам не нужно информировать ГНС о:
• КИК, которые принадлежали/были приобретены или отчуждены/ликвидированы до 1 января 2022 г.,
• КИК, которые являются публичными компаниями, акции (акции) которых находятся в обращении на признанной фондовой бирже.
Первый отчетный (налоговый) год для отчета о КИК – 2022 год. В то же время, если отчетный год КИК не соответствует календарному 2022 году, необходимо будет отчитываться за отчетный период КИК, который начинается в 2022-м году.
В отчете необходимо будет рассчитать скорректированную прибыль КИК, которая будет подлежать дополнительному налогообложению на уровне контролирующего лица (для юридических лиц – 18% налога на прибыль, для физических лиц – 18% НДФЛ + 1,5% военного сбора), если:
• прибыль КИК не распределялась в пользу контролирующего лица в виде дивидендов; и
• совокупный доход всех КИК контролирующего лица на конец отчетного периода превышает 2 млн евро, и
• КИК не является публичной компанией или к ней не применяются дополнительные освобождения, предусмотренные НКУ.
Отчетные 2022 и 2023 годы можно считать т.н. "переходным периодом" с освобождением от административной и уголовной ответственности контролирующих лиц за нарушение КИК-правил, а также от штрафных санкций/пени при определении прибыли КИК.
2. Введено налогообложение "сквозных дивидендов" физических лиц-контролёров КИК
С 1 января 2022 г., если КИК получает дивиденды от украинской дочерней компании, такие дивиденды будут считаться полученными контролирующим лицом напрямую, и будут облагаться:
• по ставке 5% НДФЛ при получении от юридических лиц-плательщиков налога на прибыль;
• по ставке 9% НДФЛ в случае получения от ИСИ или неплательщиков налога на прибыль.
При этом сумма таких дивидендов не учитывается при определении прибыли КИК и не подлежит дальнейшему налогообложению при фактической выплате в пользу контролирующего лица
3. Добавлены положения об автоматическом обмене информацией
Закон № 1914 (ранее – законопроект №5600) дополняет НКУ общими принципами применения на Украине автоматического обмена финансовой информацией с другими государствами по Общему стандарту отчетности и надлежащей верификации информации о финансовых счетах (Единый стандарт отчетности/CRS).
CRS обязывает банки и другие финансовые учреждения передавать в налоговые органы следующую информацию:
– о счетах физических лиц, если владелец счета является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией (подотчетные лица);
– о счетах компаний, фондов, трастов, если компания контролируется одним или несколькими подотчетными лицами или осуществляет пассивную выручку (проценты, роялти, дивиденды).
Для автоматического обмена информацией для CRS Украине необходимо:
– присоединение к многостороннему международному договору CRS MCAA (Multilateral Competent Authority Agreement),
– внесение дальнейших изменений в законодательство и принятие необходимых нормативно-правовых актов.
Напомним, что в конце 2019 года законом о ратификации соглашения FATCA (Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США "О налоговых требованиях к иностранным счетам") в НКУ был добавлен п. 69.8, который заложил основы для автоматического обмена информацией о финансовых счетах – как в рамках самого соглашения FATCA, так и в рамках других международных соглашений.
4. Расширена сфера применения концепции "деловой цели"
НКУ исторически определял "деловую цель" как причину, которая может присутствовать только в том случае, если налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате экономической деятельности.
Законы №466, №786 и №1117 существенно расширили определение деловой цели в НКУ.
На сегодняшний день наличие экономической причины (деловой цели) в сделке обеспечивает соблюдение, в частности, следующих условий:
– обязательной ориентации совершаемой налогоплательщиком сделки на получение положительного экономического эффекта,
– отсутствие целей, влияющих на размер уплачиваемых налогов;
– готовность лица приобретать (продавать) такие товары, работы (услуги) у несвязанных лиц.
За 2021 год необходимо подтвердить наличие деловой цели исключительно в контролируемых операциях.
С 1 января 2022 г. появляются новые объекты контроля. Помимо контролируемых операций, наличие деловой цели необходимо будет подтверждать для:
• неконтролируемых операций по импорту товаров/услуг и экспорту товаров/услуг с нерезидентами, зарегистрированными в т.н. "низконалоговых" юрисдикциях, включенных в специальные списки (Постановления КМУ № 1045 от 27.12.2017, № 480 от 04.07.2017);
• неконтролируемых операций по начислению роялти в пользу любых нерезидентов.
Финансовый результат до налогообложения налогоплательщика будет увеличивается на всю сумму таких операций, если у них нет деловой цели.
Важно: корректировка финансового результата не будет применяться, если:
• налогоплательщик предоставит обоснование наличия деловой цели в неконтролируемых операциях, или
• операция не контролируемая и сумма таких расходов будет подтверждается налогоплательщиком по ценам, определённым по принципу "вытянутой руки" в соответствии со статьей 39 НКУ.
5. Введено налогообложение "конструктивных" дивидендов
С 1 января 2021 г. в соответствии с НКУ применяются правила налогообложения "конструктивных" дивидендов, то есть приравниваемых к дивидендам платежей, а начиная с 2022 года налогоплательщикам необходимо будет облагать такие выплаты.
В частности, для целей налогообложения дивиденды приравниваются также к:
– размеру платежей в пользу нерезидентов по контролируемым операциям выше суммы, соответствующей принципу "вытянутой руки";
– величине занижения стоимости товаров, реализуемых нерезиденту по контролируемым операциям, по сравнению с суммой, соответствующей принципу "вытянутой руки".
Эти операции и некоторые другие выплаты в пользу нерезидентов будут считаться дивидендами, которые потенциально будут облагаться налогом на доходы нерезидентов (налогом на репатриацию) в Украине.
Период уплаты налога на репатриацию – до подачи отчета о контролируемых операциях за соответствующий отчетный (налоговый) год. Таким образом, 30 сентября 2022 года – первый граничный срок уплаты налога на "конструктивные" дивиденды.
6. Нерезидентам с местом эффективного управления в Украине предоставлена возможность зарегистрироваться резидентами Украины – плательщиками налога на прибыль
С 1 января 2022 года нерезиденты, место эффективного управления которых находится в Украине, имеют право зарегистрироваться в качестве налоговых резидентов Украины. При этом прибыль таких компаний с источником происхождения за пределами Украины не будет облагаться налогом на прибыль.
Признание иностранной компании резидентом Украины по критерию места эффективного управления:
1) освобождает такую компанию от статуса КИК и соответствующих обязательств контролирующего лица;
2) устраняет риски признания иностранной компании как таковой, что имеет постоянное представительство в Украине на основании места управления.
При этом последующий отказ иностранной компании от налогового резидентства Украины будет приравниваться к ликвидации юридического лица с соответствующим налогообложением "ликвидационной массы" на уровне его собственников/акционеров.
7. Введён НДС на В2С электронные услуги от нерезидентов
Согласно НКУ в редакции Закона № 1525, с 1 января 2022 г. иностранные компании, оказывающие электронные услуги в Украине в пользу физических лиц или предпринимателей на едином налоге, обязаны встать на учет в качестве плательщиков НДС на электронные услуги в Украине и уплачивать его по ставке 20%. Такая регистрация необходима, если объем электронных услуг, предоставленных нерезидентом, превысит 1 млн гривен за календарный год.
Первый предельный срок регистрации нерезидентов плательщиками НДС за электронные услуги при достижении указанного суммового критерия в 2021 году – 31 марта 2022 года.
Наш подробный анализ Закона №1525 – по ссылке.
8. Урегулировано налогообложение платежей от образований, не имеющих статуса юридического лица
Закон № 1914 дополнил НКУ положениями, регулирующими вопросы отчетности и налогообложения платежей от образований, не имеющих статуса юридического лица: партнерств, трастов, фондов.
Выплаты от таких организаций, если они не являются КИК, включаются в совокупный годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика – физического лица и облагаются по ставке 9% НДФЛ и 1,5% военного сбора.
***
Обращаем внимание, что вышеуказанные изменения будут действовать параллельно с ранее введенными положениями, действующими с 2021 года. Вспомнить о прошлогодних нововведениях НКУ можно по ссылке.
Александр Бобошко,
партнер, руководитель группы международного налогообложения, KPMG в Украине
Нина Матвиенко,
старший консультант, группа международного налогообложения, KPMG в Украине
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2022
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.