Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Как работает справка налогового резидентства

Порядок налогообложения международных операций имеет свои особенности, поскольку в данном случае стоит вопрос, по правилам какой юрисдикции считать налог. Конечно, каждая страна хочет видеть в своей казне отчисления от всех своих резидентов и операций на своей территории. Но чтобы транснациональное сотрудничество не теряло смысл, государствам приходится искать компромиссы во избежание двойного налогообложения.

В целях трансграничного налогообложения определение резидентского статуса имеет ключевое значение. И не менее важным является подтверждение данного факта. Вместе с тем в надлежащем подтверждении нуждается и уплата налога на территории другого государства. Итак, сегодня вспомним требования к документированию такого подтверждения.

Выбор налогового резидентства

От налогового резиденства напрямую зависит налогообложение в рамках Конвенций об избежании двойного налогообложения.

Например, если доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины является видом доходов, которые не подпадают под действие положений ни одной из статей Конвенции, такие доходы, которые получило лицо, являющееся в понимании Конвенции резидентом Польши, согласно ст. 21 Конвенции подлежат налогообложению в Республике Польша (ИНК от 16.08.2021 г. № 3026/ІПК/99-00-21-02-02-06).

Также доходы (прибыли), которые согласно соответствующему договору выплачивает заказчик – резидент Украины перевозчику – резиденту Польши (за предоставленные им услуги по международной перевозке), подлежат налогообложению только в Польше, то есть освобождаются от налогообложения в Украине (ИНК от 11.09.2020 г. № 3820/ІПК/99-00-05-05-02-06).

Конечно, если только нерезидент – получатель таких доходов не осуществляет коммерческую деятельность в Украине через расположенное в ней постоянное представительство.

Также облагать налогами и резидента Украины могут на родине, хотя по факту он будет вести хозяйство на "чужой земле".

Например, возможность зарегистрироваться физическим лицом – предпринимателем согласно законодательству Украины, но осуществлять хозяйственную деятельность на территории Польши, где и платить соответствующие налоги, действующим законодательством не предусмотрена (ИНК от 19.08.2021 г. № 3086/ІПК/99-00-04-03-03-09).

Следовательно, украинское ФЛП должно платить налоги согласно нормам действующего законодательства Украины на территории Украины. Нормами НКУ не предусмотрена уплата налогов от предпринимательской деятельности на территории другой страны.

Однако иностранец вполне может считаться резидентом в налоговых целях согласно пп. "в" пп. 14.1.213 НКУ.

В случае если физическое лицо проживает также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если его место постоянного проживания в Украине.

Если лицо постоянно проживает также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.

В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее чем 183 дня (включительно с днем приезда и отъезда) на протяжении периода или периодов налогового года.

Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения пп. "в" пп. 14.1.213 НКУ, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.

Если вопреки закону физическое лицо – гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то с целью налогообложения данным налогом такое лицо считается гражданином Украины, который не имеет права на зачет налогов, уплаченных за границей, предусмотренного НКУ или нормами международных соглашений Украины.

Если физическое лицо является лицом без гражданства и на него не распространяются положения абзацев первого – четвертого пп. "в" пп. 14.1.213 НКУ, то его статус определяется согласно нормам международного права.

Достаточным же основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного местожительства на территории Украины в порядке, установленном НКУ, или его регистрация как самозанятого лица.

Подтверждение налогового статуса

Форма справки – подтверждение статуса налогового резидента Украины определена приказом ГНА Украины "О подтверждении статуса налогового резидента Украины" от 12.04.2002 г. № 173, с изменениями и дополнениями.

Заявление относительно получения Справки подается в произвольной форме в контролирующий орган по месту проживания физического лица иностранца в Украине или по месту регистрации физического лица – предпринимателя одним из таких способов:

• подает лично заявитель или уполномоченное на это лицо;

• присылается по почте;

• средствами информационно-телекоммуникационной системы "Электронный кабинет" (раздел "Переписка с ГНС").

Необходимо отметить, что информационная карточка административной услуги, образец заявления, которое подается для ее получения, размещена в подразделе "Административные услуги" раздела "Деятельность" субсайта официального вебпортала ГНС.

Справка  выдается для подтверждения, что лицо является плательщиком налогов в Украине и является резидентом Украины в понимании договора об избежании двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной. Справка действует в пределах календарного года и требует ежегодного обновления.

Согласно п. 2 Приказа № 173 Справка выдается государственной налоговой инспекцией по местонахождению юридического лица (местожительству физического лица) на своем бланке на протяжении 10-ти рабочих дней с момента представления письменного обращения такого лица.

Получить Справку можно по почте или непосредственно в контролирующем органе, в который подано заявление, в случае указания в заявлении такого способа получения.

Как иностранец (ФЛ или ФЛП) может получить справку – подтверждение статуса налогового резидента Украины в контролирующем органе?

Иностранец (физическое лицо или физическое лицо – предприниматель) может получить справку – подтверждение статуса налогового резидента Украины (далее – Справка) в контролирующем органе по месту проживания на территории Украины или месту регистрации физического лица – предпринимателя на протяжении 10-ти рабочих дней с момента подачи заявления относительно получения данной Справки (в произвольной форме) при условии, что такое лицо является плательщиком налогов в Украине, резидентом Украины в понимании пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 НКУ и подпадает под действие международного договора Украины об избежании двойного налогообложения.

(разъяснение из категории 102.16 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

Какие документы необходимо представить законному представителю (уполномоченному лицу) ФЛП, у которого имеется нотариальная доверенность на представительство его интересов, для получения справки – подтверждения статуса налогового резидента Украины?

Законному представителю (уполномоченному лицу) физического лица – предпринимателя необходимо подать в контролирующий орган по месту проживания физического лица письменное обращение в произвольной форме относительно получения Справки. Для получения такой Справки законному представителю (уполномоченному лицу) физического лица – предпринимателя необходимо предъявить доверенность, удостоверенную в нотариальном порядке на представительство интересов, документ, который заверяется лицом такого представителя, и ксерокопию (с четким изображением) документа, который заверяется лицом.

(разъяснение из категории 135.06 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

В какой контролирующий орган необходимо подавать письменное обращение относительно получения справки – подтверждения статуса налогового резидента Украины ФЛ, у которого место регистрации – на временно оккупированной территории или территории населенных пунктов на линии столкновения и получило справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица?

Физическое лицо, имеющее место регистрации на временно оккупированной территории или территории населенных пунктов на линии столкновения и получившее Справку, может подать письменное обращение относительно получения справки – подтверждения статуса налогового резидента Украины в контролирующий орган по месту проживания как временного переселенца. При этом таким физическим лицом должен быть проинформирован контролирующий орган об изменении местожительства путем подачи заявления по форме № 5ДР или № 5ДРП и внесены сведения об изменении местожительства согласно Закону № 1382.

(разъяснение из категории 135.06 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

Подтверждение уплаты налога

Порядок видачи справки об уплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) и форма этой справки утверждены приказом Министерства финансов Украины от 03.12.2012 г. № 1264.

Согласно п. 4 Порядка № 1264 письменное обращение нерезидента о предоставлении справки об уплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) направляется в соответствующий налоговый орган непосредственно или через лицо, осуществляющее в пользу нерезидента выплаты доходов с источником их происхождения из Украины, или через уполномоченное лицо, которое должно подтвердить свои полномочия.

Обращение должно быть представлено на украинском языке или иностранном языке вместе с официальным переводом на украинском языке. Обращение обязательно должно содержать сведения о нерезидента и сведения об источнике дохода.

Заявления об освобождении (уменьшении) от налогообложения доходов из источников в зарубежном государстве или заявления о возмещении уже уплаченных налогов на территории зарубежного государства подаются с переводом на украинский язык, кроме заявлений, оформленных на русском языке.

(разъяснение из категории 135.06 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

Информацию относительно получения и регистрации обращения в органе ГНС плательщик может пересмотреть во вкладке "Входящие" меню "Входящие/исходящие документы" личной части Электронного кабинета.

Вместе с этим п. 2 Порядка № 1264 определено, что Справка выдается органом ГНС по местонахождению (местожительству) резидента или постоянного представительства нерезидента, осуществляющего в пользу нерезидента любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины.

Справка или обоснованный отказ в ее выдаче выдается на бланке органа ГНС за подписью руководителя органа ГНС на протяжении 5 рабочих дней от даты получения письменного Обращения нерезидента или уполномоченного им лица (п. 3 Порядка № 1264).

Несмотря на то, что обратиться за Справкой и отслеживать ход выполнения обращения можно в электронной форме – получить ее можно только в бумажном виде.

Может ли плательщик направить обращение о предоставлении справки об уплаченном нерезидентом в Украине налоге на прибыль (доходы) и получить такую справку в электронном виде, в частности, через Электронный кабинет?

Получение плательщиком Справки в форме электронного документа не предусмотрено законодательством Украины.

(разъяснение из категории 102.16 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

 

Какой документ должно представить в контролирующий орган ФЛ-резидент, которое получило иностранные доходы, если налоги платились за пределами Украины?

Физическое лицо – резидент, получившее иностранный доход и уплатившее налоги за пределами Украины, для получения права на зачисление уплаченных налогов должно представить справку от государственного органа страны, где получался такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

(разъяснение из категории 103.19 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

Нужно ли ФЛ, получившему иностранный доход, осуществлять перевод справки о сумме уплаченного НДФЛ, а также о базе и/или объекте налогообложения?

Поскольку украинский язык как государственный язык обязательно применяется на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами исполнительной власти, то физическое лицо, получившее иностранный доход, для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, представляет контролирующему органу легализованную в установленном порядке Справку, которая сопровождается нотариально удостоверенным переводом на украинском языке.

(разъяснение из категории 103.19 раздела "Запитання – відповіді з Бази знань" ЗІР (zir.tax.gov.ua))

 

Срок действия подтверждения

Справка  предоставляется в порядке и способом, определенным Приказом № 173, и действует в пределах календарного года, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года (ИНК от 02.07.2021 г. № 2600/ІПК/99-00-04-03-03-06). Следовательно, такая Справка нуждается в ежегодном обновлении.

Проверки в случае отказа от статуса

Порядок проведения проверки ГНС в связи с отказом иностранной компании от статуса налогового резидента Украины Минфин утвердил приказом "Об утверждении Порядка проведения проверки контролирующего органа в связи с отказом иностранной компанией от статуса налогового резидента Украины" от 15.12.2020 г. № 772.

Проведение проверки является формой налогового контроля относительно признания налогоплательщиками – резидентами юрлиц, образованных согласно законодательству других стран (иностранные компании) и имеющих место эффективного управления на территории Украины.

Проверка является документальной внеплановой и проводится согласно положениям гл. 8 разд. II НКУ с учетом особенностей, определенных пп. 133.1.5 НКУ, положениям действующих международных договоров Украины, которыми регулируются вопросы налогообложения, и данным Порядком.

Проверка проводится в случае, если иностранная компания подала заявление об отказе от статуса налогового резидента Украины и согласно пп. 78.1.7 НКУ.

Продолжительность ее не должна превышать 10 рабочих дней (15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков). Продление же сроков проверки осуществляется согласно ст. 82 НКУ по приказу органа ГНС, который проводит (возглавляет) такую проверку.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО