С началом пандемии COVID-19 долгосрочные политические цели правительствами в значительной степени были отложены, поскольку мир боролся с гуманитарным и экономическим кризисами, вызванными COVID-19. Перспективы на 2021 год менее драматичны, хотя налоговая политика и администрирование налогов все еще далеки от приемлемых для налогоплательщиков и государства в целом. 2021 год – это год переосмысления, так как предприятия и правительства продолжают искать новые пути организации работы и новые стратегии, чтобы стать более сильными.
Стоит отметить, что предыдущий, 2020 год характеризовался годом проактивных мероприятий "здесь и сейчас". Правительства приняли быстрые меры, чтобы помочь отдельным гражданам, субъектам хозяйствования и крупному бизнесу выжить. В частности, предоставлялись программы налоговой поддержки и стимулирования, например устанавливая отсрочку сроков налогообложения, уплаты некоторых налогов, ослабляя правила налогообложения постоянного представительства и критерии резидентства (residence rules), а также приостанавливая проведение налоговых проверок и исполнение судебных решений. Так же, как при финансовом кризисе несколько лет назад, налоги остаются в эпицентре национальных стратегий государственной поддержки. Как следствие, 2020 год не стал годом масштабной налоговой реформы, поскольку либо были отклонены налоговые предложения, либо временно отложено их рассмотрение и практическое внедрение.
Использование цифровых коммуникационных платформ, скорее всего, продолжится даже тогда, когда снова станут возможны путешествия и личные встречи, что обеспечит дополнительные возможности для глобальной координации и сотрудничества как в сфере налоговой политики, так и в управлении налогами. Юрисдикции (страны), безусловно, будут нуждаться во всех доступных им фискальных инструментах, когда они будут стараться сбалансировать значительные и конкурирующие приоритеты, стоящие перед ними в 2021 – 2022 годах. Правительства сталкиваются с решением проблем в необходимости постоянной помощи, одновременно управляя производством и распространением вакцин. В то же время правительства будут сосредоточены на защите своей национальной экономики от дальнейшего вреда и принятии мер по ускорению ее восстановления, в частности путем внедрения новых или пересмотра (усиления) уже существующих налоговых льгот.
Мировые налоговые перспективы и тенденции
Несмотря на то что 2021 год остается еще одним непредсказуемым годом, когда ситуация с COVID-19 в значительной степени неустойчива, некоторые заметные тенденции все-таки существуют, поскольку юрисдикции по всему миру сталкиваются с подобными проблемами. Кроме того, что налоговые администрации продолжают непосредственно реагировать на обстоятельства, вызванные COVID-19, ускоряют внедрение подходов в сфере цифрового администрирования, действуя в динамичной современной экономической среде, продолжают разворачиваться и работы над разрешением налоговых проблем, возникающих в связи с все большей цифровизацией экономики. Можно ожидать, что в будущем юрисдикции также сосредоточатся на принудительном взыскании налогов для сбора всех надлежащих доходов, чтобы уменьшить уровень дефицитности ослабленных пандемией государственных бюджетов.
К примеру, за 2020 год правительствами 140 стран были реализованы налоговые стимулы приблизительно на 30 триллионов долларов США. Как указывается в EY Tax COVID-19 Global Stimulus Tracker, общепринятые налоговые мероприятия включают: схемы удержания работников, займы и гарантии, отсрочку уплаты налогов и представления налоговой отчетности, ускоренный возврат налогов, временные изменения в режим обложения НДС, ужесточенные правила учета отрицательного значения объекта налогообложения, ускоренные амортизация и доначисление налоговых обязательств. Многие из указанных мероприятий потеряли свою актуальность в 2020 году, но некоторые продолжают применяться в 2021 году. При этом новые инициативы также возможны, поскольку правительства хотят стимулировать экономику или оказывать дальнейшую поддержку в условиях возможных последующих вспышек пандемии.
В опросе Outlook, проведенном специалистами по налогам Ernst & Young, респондентам было предложено спрогнозировать основную реакцию их юрисдикции на такие расходы:
• лишь немногим больше десятой части респондентов в 68 юрисдикциях отметили, что они ожидают сверхвысоких налогов в своей юрисдикции, включая налог на прибыль предприятий, НДС или налог на доходы физических лиц, что отражает ожидание коллективной сдержанности в отношении части правительств; при этом половина ожидает изменений в налоговое законодательство для покрытия дефицита бюджета в ближайшие годы;
• больше трети опрошенных надеются, что правительства их стран вообще не будут обсуждать возможность покрытия таких расходов за счет увеличения ставок налогообложения и расширения объекта налогообложения; при этом больше половины респондентов ожидают перераспределения ресурсов с других правительственных приоритетов для покрытия расходов на мероприятия по предупреждению распространения коронавируса.
Следует отметить, что многие налоговые органы приняли новые технологии после того, как вследствие первой волны COVID-19 были закрыты их офисы для налогоплательщиков. Налоговые органы начали осваивать новые платформы, чтобы продолжать работать. Можно ожидать, что обновленные технологические платформы повлияют на множество сфер соблюдения налоговых требований, начиная с простой регистрации (например, для НДС или налога на товары и услуги (GST)) до кассовых аппаратов – регистраторов расчетных операций, автоматически связанных с базами данных налоговых органов. Кроме того, продолжают расширяться требования к использованию электронных счетов-фактур. В целом можно ожидать, что масштабы цифровой трансформации налоговых органов будут значительными. Ведь технологический налоговый орган – это не только повышение ответственности, но и значительная эффективность и результативность как для налогоплательщика, так и для государства. Например, процедуру взаимного согласования по плану BEPS (Mutual agreement procedure/MAP), разработанную с целью предоставления помощи транснациональным компаниям в разрешении проблемы двойного налогообложения, можно сделать более эффективной за счет усиления цифровой связи между юрисдикциями. При более частых дистанционных встречах налогоплательщики могут быстрее получить рекомендации и пути разрешения своих вопросов, а налоговые органы – быстрее заметить и потенциально решить конкретные проблемные вопросы, порождающие конфликтные ситуации между налогоплательщиками-контрагентами. Целесообразно отметить, что усовершенствованию процесса MAP на сегодня уделяется большое внимание, так как разрешение налоговых споров – это не только дорогостоящий, но и довольно продолжительный процесс.
Кроме того, сегодня усиливается внимание к налогообложению цифровой экономики, что стало предметом Шага 1 плана BEPS, разработка которого началась еще в 2013 году и завершилась выпуском окончательных отчетов в 2015 году, однако без существенного прогресса в сфере цифрового налогообложения. Постоянная обеспокоенность стимулирует работу в Европейском Союзе, включая развитие концепции налога на цифровые услуги (digital services tax – DST). Потенциальные неблагоприятные последствия несогласованных односторонних действий заставили "Большую двадцатку" поручить всеохватывающей платформе Inclusive Framework обеспечить дальнейшую работу над решением налоговых проблем цифровой экономики. Данный текущий проект, который, как правило, называют BEPS 2.0, начался в 2019 году с выпуском основ для двустороннего подхода и амбициозной целью достичь соглашения о консенсусе в 2020 году.
Проект BEPS 2.0 сложный как технически, так и политически. Предложения компонента 1 в части новых правил взаимосвязи и распределения прибыли и предложения компонента 2 в части глобальных минимальных налоговых правил кардинально изменят давнюю международную налоговую архитектуру. Предусмотренные изменения изменят распределение правил международного налогообложения прибыли, а это значит, что среди юрисдикций будут как победители, так и неудачники в части объемов налоговых поступлений. Кроме того, внедрение и применение новых правил такого типа будет требовать беспрецедентного уровня многостороннего сотрудничества.
Несмотря на сложности проекта BEPS 2.0 и логистические проблемы, вызванные пандемией COVID-19, Inclusive Framework в октябре 2020 года опубликовала детальные характеристики двух компонентов. Хотя договоренности по решению в 2020 году достигнуты не были, юрисдикции Inclusive Framework согласились работать, чтобы прийти к консенсусу к концу 2021 года. Стоит отметить, что для его достижения в рамках проекта BEPS 2.0 и перехода к внедрению предложенных правил необходимо решить значительные политические отличия. Существуют также другие пути достижения потенциального многостороннего соглашения, включая текущие обсуждения в налоговом комитете ООН и текущую работу на уровне ЕС. Более того, без соглашения о скоординированном подходе юрисдикции, вероятно, будут предпринимать национальные шаги, в частности рассмотрение DST и других цифровых налоговых подходов, а также минимальных налоговых мероприятий. Можно ожидать, что 2021 год принесет значительную активность в этой сфере, скоординированную или одностороннюю, со значительными последствиями для всех транснациональных компаний.
Также в 2021 году наибольшим налоговым акцентом является внедрение в ЕС режима обязательного раскрытия информации (Eu's Mandatory Disclosure Regime – MDR), который требует представления отчетности по определенным трансграничным договоренностям. В 2020 году имел место шквал активности, поскольку правительства и предприятия были готовы ввести MDR в действие. Так, начальный срок представления отчетности 31 августа 2020 года в связи с COVID-19 был перенесен на 28 февраля 2021 года, поскольку юрисдикциям требовалось больше времени на подготовку к приему и обмену представлениями. MDR создает широкие обязательства в части отчетности для широкого круга налоговых механизмов и нет минимальных пороговых исключений. Налогоплательщики и посредники должны внедрять политику, процедуры и процессы для выявления и фиксации деталей операций, которые им необходимо будет раскрыть. Поскольку внедрение MDR на данный момент занимает центральное место в ЕС, законодательные аспекты BEPS и связанные с ними директивы ЕС по уклонению от налогообложения (EU Anti-Tax Avoidance Directives – ATAD) сейчас в значительной степени завершены в большинстве юрисдикций. Тем не менее, кажется, все еще продолжается некоторая деятельность в рамках ATAD, в частности касаемо пересмотра европейских правил налогообложения контролируемых иностранных корпораций (controlled foreign corporation – CFC).
Изменения в части ставок и базы налогообложения
На сегодня относительно немного стран пересмотрели ставки налога на прибыль предприятий или налога на доходы физических лиц, действующие в 2021 год, хотя изменения в политике на 2021 год все же могут иметь место. Возможны изменения в администрировании косвенных налогов в 2021 году, и они начались еще в 2020 году с целью предоставления стимулов и целевой временной помощи налогоплательщикам.
В 2021 году осталась глобальная тенденция к снижению ставок налога на прибыль предприятий и расширению баз налогообложения, но с менее драматичным эффектом, чем в последние годы, и с ограниченным изменением общей суммы налога на прибыль предприятий. На сегодняшний день ни одна юрисдикция не повысила на протяжении 2021 года ставки корпоративного налога, а пять юрисдикций, наоборот, – снизили ставки налогообложения прибыли предприятий (Аргентина и Филиппины уменьшили ставку на 5 %, Турция – на 2 %, Колумбия – на 1 %, а Франция – на 1,5 %). При этом по налогу на доходы физических лиц ставки, действующие в 2021 году, выросли в пяти юрисдикциях и снизились в двух.
В то же время на поведение в сфере постоянного развития также влияет администрирование НДС. Например, в Колумбии от уплаты НДС освобожден импорт оборудования, используемого для улучшения экологических условий или уменьшения выбросов парниковых газов. Кроме того, многие юрисдикции вводят новые налоги на пластмассы и предметы одноразового использования.
Как всегда, НДС станет важной сферой налоговой политики, требующей контроля на протяжении 2021 года. В 2020 году многими правительствами были предоставлены льготы по НДС для товаров, необходимых для борьбы с COVID-19, включая материалы, используемые в производстве вакцин, медицинское оборудование, такое как вентиляторы, дезинфицирующие средства или средства индивидуальной защиты. Тем не менее целевые изменения, подобные тем, которые мы наблюдали в 2020 году, не имеют значительного эффекта на объемы дохода в сравнении с общим начислением НДС по основным товарам или услугам.
И хотя многими правительствами все еще рассматривается вопрос относительно изменений налоговой политики в сложных условиях 2021 года, налоговые администрации активно изменяют свой подход к администрированию налогов. Правительства должны сбалансировать защиту национальной экономики и возможности для привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем существует большая вероятность того, что многие международные предприятия могут не быть готовы к влиянию кардинальных налоговых изменений, включающих в себя многосторонние, групповые налоговые проверки, которые характеризуются прозрачностью, обменом информацией и большим использованием аналитических данных. Исторически трансфертное ценообразование является важнейшим вопросом аудита, и 2021 год не стал исключением.
Резюмирую, что компании должны быть стойкими и способными к быстрому реагированию, ориентируясь на возможные налоговые изменения будущего. Они должны адаптировать свои бизнес-стратегии и соответствовать текущей экономической и социальной ситуации не только на национальном уровне, но и на международной арене. При этом правительства стран должны стараться сбалансировано урегулировать вопрос необходимости в налоговых стимулах и уровня дефицита государственного национального бюджета. Реализация указанного в первую очередь требует осуществления надлежащего уровня мониторинга мероприятий налоговой политики и совершенствования деятельности налоговых администраций с целью предоставления высококвалифицированных и простых сервисных услуг налогоплательщикам. Кроме того, для налоговых ведомств возможность предусмотреть потенциальные изменения в налоговой среде и предупредить заинтересованные стороны о последствиях таких изменений является как никогда важной и востребованной с целью установления конструктивных партнерских отношений с налогоплательщиками. К тому же руководителям налоговых органов важно иметь целостное представление о конкретных потенциальных налоговых изменениях, чтобы правильно оценивать риски и возможности их проактивного устранения.
Таким образом, в 2021 году правительства концентрируют свое внимание на разрешении социально-экономических вопросов населения, в частности на росте их уровня жизни, стимулировании их хозяйственной деятельности вместе с одновременными мерами по сбалансированию показателей государственного бюджета. В то же время субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью в понимании и приспособлении к изменениям в администрировании налогов (прежде всего изменению ставок налогообложения и расширению баз налогообложения), новым правилам налогообложения цифровой экономки и ужесточению мероприятий по налоговому контролю.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА",
ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.