С февраля 2020 года на кредитном рынке Украины действует программа финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Постановлению № 28. И уже тысячи субъектов малого и среднего бизнеса воспользовались ее преимуществами. Как отразить в учете и отчетности операции по льготным займам – в нашей статье.
Цель программы и нормативные требования
Программа "Доступные кредиты 5-7-9%" позволяет уменьшить кредитную нагрузку на малый и средний бизнес за счет частичной компенсации государством начисленных процентов за кредит (а точнее, разницы между базовой и льготной ставками).
Целью предоставления финансовой государственной поддержки в соответствии с п. 4 Порядка № 28 является:
1) развитие предпринимательства в приоритетных отраслях с созданием новых рабочих мест;
2) предупреждение возникновения и ликвидация последствий эпидемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;
3) рефинансирование существующей задолженности предприятий по действующим кредитным договорам.
Кредиты могут предоставляться исключительно субъектам малого, микро- и среднего предпринимательства на инвестиционные цели или для пополнения оборотных средств. Для получения льготного кредита предприятие должно отвечать критериям, указанным в п. 8 Порядка № 28.
Предоставление финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства осуществляется специализированным государственным учреждением – Фондом развития предпринимательства (далее – Фонд). Фонд также проводит аккредитацию банков, непосредственно выдающих кредиты.
Уполномоченные банки осуществляют отбор, оценку кредитоспособности и кредитование предприятий и физических лиц – предпринимателей согласно собственным правилам, процедурам и банковским продуктам с учетом требований, определенных Порядком № 28.
Между банком и заемщиком заключается договор кредитования с договорной кредитной ставкой, размер которой не может превышать UIRD* + 7 % годовых (в пределах 14 – 15 %). Дополнительно может потребоваться уплатить до 0,5 % комиссии от суммы кредита.
* UIRD – украинский индекс ставок по депозитам физических лиц (англ. Ukrainian Index of Retail Deposit Rates) – индикативные ставки, которые рассчитываются компанией Thomson Reuters по методике, разработанной совместно с НБУ.
Удешевление до 9, 7, 5 % годовых (а в отдельных случаях – и до 3 или 0 %) имеет место при достижении заемщиком определенных целевых показателей по численности работников, размеру расходов на оплату труда и т. п. путем непосредственного ежемесячного зачисления разницы с ескроу-счета Фонда в соответствующем банке в пользу банка-кредитодателя (схема).
Схема. Механизм льготного кредитования
Анализ соблюдения программных требований с возможностью изменения ставок в заявленных пределах (от 0 до 9 %) производится ежеквартально. А потому предприятия имеют возможность управлять своими финансовыми расходами по кредиту путем достижения определенных программой критериев.
Таким образом, льготные кредиты выдаются по результатам индивидуального отбора на соответствие предприятий и их инвестиционных планов базовым критериям кредитоспособности, а также специальным критериям, предусмотренным Порядком № 28. Ставки кредитования по программе формируются по другим принципам, нежели при стандартных условиях кредитования, и зависят от достижения определенных целевых ориентиров, не связанных с ликвидностью и платежеспособностью. При этом пониженные ставки достигаются путем прямых перечислений средств из бюджета в пользу кредитодателя.
Отражение в учете
Учитывая приведенные особенности программы, большинство экспертов советуют не дисконтировать полученные займы, а признавать прочий доход от операционной деятельности на сумму компенсированных государством процентов. В то же время предприятия, ведущие учет по национальным стандартам, руководствуются п. п. 16 – 19 НП(С)БУ 15, международники – специализированным МСБУ 20, а компании, применяющие МСФО для МСП, – разд. 24 "Государственные гранты" Стандарта. Отражение в учете будет зависеть от целевого назначения кредита, но при стандартных условиях не будет находиться под воздействием применяемой концепции представления отчетности: НП(С)БУ, МСФО или МСФО для МСП. То есть будет аналогичным, при едином исключении – МСФО для МСП не предусматривает возможности капитализации расходов на займы.
Давайте рассмотрим на условных примерах.
Пример
1 января 2021 года ООО "Партнер" получило инвестиционный кредит сроком на 5 лет на приобретение помещения для открытия магазина. Стоимость помещения – 1,5 млн грн, из которых за кредитные средства был оплачен 1 млн грн. Базовая ставка кредитования – 15 %, из которых заемщик уплачивает 9 %.
На обустройство магазина предприятие израсходовало в течение I квартала 2021 года 300 тыс. грн.
1 апреля 2021 года магазин был открыт, и ООО "Партнер" начало начислять амортизацию в отношении приобретенного помещения из расчета его ожидаемого срока полезного использования 50 лет. Руководство ООО "Партнер" оценило, что расходы на демонтаж помещения по истечении срока эксплуатации будут сопоставимы с полученными в результате демонтажа материалами, поэтому обеспечение на демонтаж не создавалось, ликвидационная стоимость была принята на уровне нуля.
Считаем, что основания для капитализации начисленных процентов отсутствуют (период подготовки к использованию актива несущественный, поэтому не можем рассматривать помещение как квалификационный актив в понимании, например, МСБУ 23 в случае применения МСФО).
Задача 1
Показать в учете операции, связанные с приобретением и амортизацией помещения, а также с получением и обслуживанием кредита.
Налог на добавленную стоимость, прочие налоги и регистрационные сборы для целей данной задачи не учитываем.
Решение
Бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением и открытием магазина за кредитные средства, будет следующим:
Таблица 1
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерские проводки | Сумма, | |
Дебет | Кредит | |||
01.01.2021 | ||||
1 | Уплачены собственные средства за приобретение помещения | 631 | 311 | 500000 |
2 | Дополнительно уплачены кредитные средства за помещение | 631 | 501 | 1000000 |
3 | Помещение принято на баланс | 151 | 631 | 1500000 |
I квартал 2021 года | ||||
4 | Признаны финансовые расходы по кредиту за I квартал (1000000 х 15 % х (3 мес. / 12 мес.)) | 951 | 684 | 37500 |
5 | Оплачены проценты по льготной ставке за I квартал (1000000 х 9 % х (3 мес. / 12 мес.)) | 684 | 311 | 22500 |
6 | Оплата разницы в ставка за счет Фонда развития | 684 | 482 | 15000 |
7 | Признан доход от полученного гранта | 482 | 718 (745) | 15000 |
8 | Понесены расходы на обустройство помещения | 151 | 631, 20, 66 и другие | 300000 |
II квартал 2021 года | ||||
9 | Принято помещение в эксплуатацию (1500000 + 300000) | 103 | 151 | 1800000 |
10 | Признаны финансовые расходы по кредиту за II квартал (1000000 х 15 % х (3 мес. / 12 мес.)) | 951 | 684 | 37500 |
11 | Оплачены проценты по льготной ставке за II квартал (1000000 х 9 % х (3 мес. / 12 мес.)) | 684 | 311 | 22500 |
12 | Оплата разницы в ставках за счет Фонда развития | 684 | 482 | 15000 |
13 | Признан доход от полученного гранта | 482 | 718 (745) | 15000 |
14 | Признана амортизация помещения магазина за II квартал (1800000 / 50 лет х (3 мес. / 12 мес.)) | 93 | 131 | 9000 |
Важно иметь документальное подтверждение государственной компенсации, чтобы были основания для отражения бухгалтерских проводок в п. п. 6, 7 и 12, 13 таблицы 1.
Что касается влияния на налогообложение, то доходы и расходы, возникающие вследствие анализируемых операций, признаются по правилам бухгалтерского учета и не предусматривают разниц согласно НКУ. Для малого бизнеса также может быть актуальной упрощенная система налогообложения. В пп. 4 п. 292.11 НКУ четко прописано, что суммы средств целевого назначения не включаются в доход единоналожника. Соответственно, в базу налогообложения доход от компенсации относить нет необходимости.
Задача 2
Показать бухгалтерские проводки при условии, что обустройство магазина имело место до 30.06.2021, что дало предприятию основания для капитализации процентов за 6 месяцев 2021 года. Расходы на обустройство составляют по 150 тыс. грн в квартал.
Таблица 2
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерские проводки | Сумма, | |
Дебет | Кредит | |||
01.01.2021 | ||||
1 – 3 | См. проводки 1 – 3 табл. 1 | |||
І квартал 2021 года | ||||
4 – 7 | См. проводки 4 – 7 табл. 1 | |||
8 | Понесены расходы на обустройство помещения | 151 | 631, 20, 66 и другие | 150000 |
9 | Капитализация понесенных финансовых расходов | 151 | 951 | 37500 |
ІІ квартал 2021 года | ||||
10 – 13 | См. проводки 10 – 13 табл. 1 | |||
14 | Понесены расходы на обустройство помещения | 151 | 631, 20, 66 и прочие | 150000 |
15 | Капитализация понесенных финансовых расходов | 151 | 951 | 37500 |
16 | Принято помещение в эксплуатацию (1500000 + 150000 + 150000 + 37500 + 37500) | 103 | 151 | 1875000 |
17 | Признана амортизация помещения магазина за июнь (1875000 / 50 лет х (1 мес. / 12 мес.)) | 93 | 131 | 3125 |
Данный вариант учета приемлем для всех предприятий, кроме тех, которые ведут учет и представляют отчетность по МСФО для МСП.
Задача 3
В дополнение к условиям задачи 2 доходы по грантам признаются в составе отсроченного дохода согласно п. 26 МСБУ 20 с последующей амортизацией в течение оставшегося срока полезного использования актива.
Таблица 3
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерские проводки | Сумма, | |
Дебет | Кредит | |||
... | См. проводка 1 – 14 (кроме 7 и 13) из таблицы 2 | |||
І квартал 2021 года | ||||
... | ||||
7 | Признан отсроченный доход от полученного гранта | 482 | 69 | 15000 |
... | ||||
ІI квартал 2021 года | ||||
... | ||||
13 | Признан отсроченный доход от полученного гранта | 482 | 69 | 15000 |
... | ||||
18 | Амортизация накопленного отсроченного дохода за июнь 2021 года (30000 / 50 лет / 12 мес.) | 69 | 745 | 50 |
Такой учетный подход могут применять все предприятия, кроме тех, которые ведут учет и отчитываются по МСФО для МСП.
Предприятия, представляющие отчетность по МСФО, имеют еще возможность предусмотреть в учетной политике и применять на практике признание приобретенных за грантовые средства активов на нетто-основе, а именно – первоначальную стоимость актива уменьшить на сумму полученных грантовых средств. В примере 3 это составляет 30 тыс. грн.
Правда, после приема актива в эксплуатацию корректировать первоначальную стоимость на сумму последующих грантовых компенсаций понесенных расходов представляется нелогичным. А сумма компенсации относительно небольшая.
Учитывая те обстоятельства, что в дальнейшем сумма полученных компенсаций может измениться, а при определенных условиях (несоблюдение базовых условий, предусмотренных Постановлением 28) государство может вообще отказать в компенсации процентов, и руководствуясь принципом существенности, по нашему мнению, базовые варианты отражения операций по приобретению активов (см. задачи 1 и 2) по программе финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются наиболее приемлемыми для предприятий, представляющих отчетность по национальным и международным стандартам.
Материал предоставлен редакцией издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. МСФО для МСП – Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий.
3. МСБО 20 – Международный стандарт бухгалтерского учета 20 "Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи".
4. МСБУ 23 – Международный стандарт бухгалтерского учета 23 "Расходы по займам".
5. НП(С)БУ 15 – Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290.
6. Постановление № 28 – постановление Кабмина "О предоставлении финансовой государственной поддержки" от 24.01.2020 г. № 28.
7. Порядок № 28 – Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Кабмина от 24.01.2020 г. № 28.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.