Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Кредиты по льготным ставкам, или Программа 5-7-9 в МСФО-учете и отчетности

С февраля 2020 года на кредитном рынке Украины действует программа финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Постановлению № 28. И уже тысячи субъектов малого и среднего бизнеса воспользовались ее преимуществами. Как отразить в учете и отчетности операции по льготным займам – в нашей статье.

Цель программы и нормативные требования

Программа "Доступные кредиты 5-7-9%" позволяет уменьшить кредитную нагрузку на малый и средний бизнес за счет частичной компенсации государством начисленных процентов за кредит (а точнее, разницы между базовой и льготной ставками).

Целью предоставления финансовой государственной поддержки в соответствии с п. 4 Порядка № 28 является:

1) развитие предпринимательства в приоритетных отраслях с созданием новых рабочих мест;

2) предупреждение возникновения и ликвидация последствий эпидемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;

3) рефинансирование существующей задолженности предприятий по действующим кредитным договорам.

Кредиты могут предоставляться исключительно субъектам малого, микро- и среднего предпринимательства на инвестиционные цели или для пополнения оборотных средств. Для получения льготного кредита предприятие должно отвечать критериям, указанным в п. 8 Порядка № 28.

Предоставление финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства осуществляется специализированным государственным учреждением – Фондом развития предпринимательства (далее – Фонд). Фонд также проводит аккредитацию банков, непосредственно выдающих кредиты.

Уполномоченные банки осуществляют отбор, оценку кредитоспособности и кредитование предприятий и физических лиц – предпринимателей согласно собственным правилам, процедурам и банковским продуктам с учетом требований, определенных Порядком № 28.

Между банком и заемщиком заключается договор кредитования с договорной кредитной ставкой, размер которой не может превышать UIRD* + 7 % годовых (в пределах 14 – 15 %). Дополнительно может потребоваться уплатить до 0,5 % комиссии от суммы кредита.

* UIRD – украинский индекс ставок по депозитам физических лиц (англ. Ukrainian Index of Retail Deposit Rates) – индикативные ставки, которые рассчитываются компанией Thomson Reuters по методике, разработанной совместно с НБУ.

Удешевление до 9, 7, 5 % годовых (а в отдельных случаях – и до 3 или 0 %) имеет место при достижении заемщиком определенных целевых показателей по численности работников, размеру расходов на оплату труда и т. п. путем непосредственного ежемесячного зачисления разницы с ескроу-счета Фонда в соответствующем банке в пользу банка-кредитодателя (схема).

Схема. Механизм льготного кредитования

Анализ соблюдения программных требований с возможностью изменения ставок в заявленных пределах (от 0 до 9 %) производится ежеквартально. А потому предприятия имеют возможность управлять своими финансовыми расходами по кредиту путем достижения определенных программой критериев.

Таким образом, льготные кредиты выдаются по результатам индивидуального отбора на соответствие предприятий и их инвестиционных планов базовым критериям кредитоспособности, а также специальным критериям, предусмотренным Порядком № 28. Ставки кредитования по программе формируются по другим принципам, нежели при стандартных условиях кредитования, и зависят от достижения определенных целевых ориентиров, не связанных с ликвидностью и платежеспособностью. При этом пониженные ставки достигаются путем прямых перечислений средств из бюджета в пользу кредитодателя.

Отражение в учете

Учитывая приведенные особенности программы, большинство экспертов советуют не дисконтировать полученные займы, а признавать прочий доход от операционной деятельности на сумму компенсированных государством процентов. В то же время предприятия, ведущие учет по национальным стандартам, руководствуются п. п. 16 – 19 НП(С)БУ 15, международники – специализированным МСБУ 20, а компании, применяющие МСФО для МСП, – разд. 24 "Государственные гранты" Стандарта. Отражение в учете будет зависеть от целевого назначения кредита, но при стандартных условиях не будет находиться под воздействием применяемой концепции представления отчетности: НП(С)БУ, МСФО или МСФО для МСП. То есть будет аналогичным, при едином исключении – МСФО для МСП не предусматривает возможности капитализации расходов на займы.

Давайте рассмотрим на условных примерах.

Пример

1 января 2021 года ООО "Партнер" получило инвестиционный кредит сроком на 5 лет на приобретение помещения для открытия магазина. Стоимость помещения – 1,5 млн грн, из которых за кредитные средства был оплачен 1 млн грн. Базовая ставка кредитования – 15 %, из которых заемщик уплачивает 9 %.

На обустройство магазина предприятие израсходовало в течение I квартала 2021 года 300 тыс. грн.

1 апреля 2021 года магазин был открыт, и ООО "Партнер" начало начислять амортизацию в отношении приобретенного помещения из расчета его ожидаемого срока полезного использования 50 лет. Руководство ООО "Партнер" оценило, что расходы на демонтаж помещения по истечении срока эксплуатации будут сопоставимы с полученными в результате демонтажа материалами, поэтому обеспечение на демонтаж не создавалось, ликвидационная стоимость была принята на уровне нуля.

Считаем, что основания для капитализации начисленных процентов отсутствуют (период подготовки к использованию актива несущественный, поэтому не можем рассматривать помещение как квалификационный актив в понимании, например, МСБУ 23 в случае применения МСФО).

Задача 1

Показать в учете операции, связанные с приобретением и амортизацией помещения, а также с получением и обслуживанием кредита.

Налог на добавленную стоимость, прочие налоги и регистрационные сборы для целей данной задачи не учитываем.

Решение

Бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением и открытием магазина за кредитные средства, будет следующим:

Таблица 1

 

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерские проводки

Сумма,
грн

Дебет

Кредит

01.01.2021

1

Уплачены собственные средства за приобретение помещения

631

311

500000

2

Дополнительно уплачены кредитные средства за помещение

631

501

1000000

3

Помещение принято на баланс

151

631

1500000

I квартал 2021 года

4

Признаны финансовые расходы по кредиту за I квартал

(1000000 х 15 % х (3 мес. / 12 мес.))

951

684

37500

5

Оплачены проценты по льготной ставке за I квартал

(1000000 х 9 % х (3 мес. / 12 мес.))

684

311

22500

6

Оплата разницы в ставка за счет Фонда развития

684

482

15000

7

Признан доход от полученного гранта

482

718 (745)

15000

8

Понесены расходы на обустройство помещения

151

631, 20, 66 и другие

300000

II квартал 2021 года

9

Принято помещение в эксплуатацию

(1500000 + 300000)

103

151

1800000

10

Признаны финансовые расходы по кредиту за II квартал

(1000000 х 15 % х (3 мес. / 12 мес.))

951

684

37500

11

Оплачены проценты по льготной ставке за II квартал

(1000000 х 9 % х (3 мес. / 12 мес.))

684

311

22500

12

Оплата разницы в ставках за счет Фонда развития

684

482

15000

13

Признан доход от полученного гранта

482

718 (745)

15000

14

Признана амортизация помещения магазина за II квартал (1800000 / 50 лет х (3 мес. / 12 мес.))

93

131

9000

Важно иметь документальное подтверждение государственной компенсации, чтобы были основания для отражения бухгалтерских проводок в п. п. 6, 7 и 12, 13 таблицы 1.

Что касается влияния на налогообложение, то доходы и расходы, возникающие вследствие анализируемых операций, признаются по правилам бухгалтерского учета и не предусматривают разниц согласно НКУ. Для малого бизнеса также может быть актуальной упрощенная система налогообложения. В пп. 4 п. 292.11 НКУ четко прописано, что суммы средств целевого назначения не включаются в доход единоналожника. Соответственно, в базу налогообложения доход от компенсации относить нет необходимости.

Задача 2

Показать бухгалтерские проводки при условии, что обустройство магазина имело место до 30.06.2021, что дало предприятию основания для капитализации процентов за 6 месяцев 2021 года. Расходы на обустройство составляют по 150 тыс. грн в квартал.

Таблица 2

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерские проводки

Сумма,
грн

Дебет

Кредит

01.01.2021

1 – 3

См. проводки 1 – 3 табл. 1

І квартал 2021 года

4 – 7

См. проводки 4 – 7 табл. 1

8

Понесены расходы на обустройство помещения

151

631, 20, 66 и другие

150000

9

Капитализация понесенных финансовых расходов

151

951

37500

ІІ квартал 2021 года

10 – 13

См. проводки 10 – 13 табл. 1

14

Понесены расходы на обустройство помещения

151

631, 20, 66 и прочие

150000

15

Капитализация понесенных финансовых расходов

151

951

37500

16

Принято помещение в эксплуатацию (1500000 + 150000 + 150000 + 37500 + 37500)

103

151

1875000

17

Признана амортизация помещения магазина за июнь (1875000 / 50 лет х (1 мес. / 12 мес.))

93

131

3125

Данный вариант учета приемлем для всех предприятий, кроме тех, которые ведут учет и представляют отчетность по МСФО для МСП.

Задача 3

В дополнение к условиям задачи 2 доходы по грантам признаются в составе отсроченного дохода согласно п. 26 МСБУ 20 с последующей амортизацией в течение оставшегося срока полезного использования актива.

Таблица 3

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерские проводки

Сумма,
грн

Дебет

Кредит

...

См. проводка 1 – 14 (кроме 7 и 13) из таблицы 2

І квартал 2021 года

...

7

Признан отсроченный доход от полученного гранта

482

69

15000

...

ІI квартал 2021 года

...

13

Признан отсроченный доход от полученного гранта

482

69

15000

...

18

Амортизация накопленного отсроченного дохода за июнь 2021 года (30000 / 50 лет / 12 мес.)

69

745

50

Такой учетный подход могут применять все предприятия, кроме тех, которые ведут учет и отчитываются по МСФО для МСП.

Предприятия, представляющие отчетность по МСФО, имеют еще возможность предусмотреть в учетной политике и применять на практике признание приобретенных за грантовые средства активов на нетто-основе, а именно – первоначальную стоимость актива уменьшить на сумму полученных грантовых средств. В примере 3 это составляет 30 тыс. грн.

Правда, после приема актива в эксплуатацию корректировать первоначальную стоимость на сумму последующих грантовых компенсаций понесенных расходов представляется нелогичным. А сумма компенсации относительно небольшая.

Учитывая те обстоятельства, что в дальнейшем сумма полученных компенсаций может измениться, а при определенных условиях (несоблюдение базовых условий, предусмотренных Постановлением 28) государство может вообще отказать в компенсации процентов, и руководствуясь принципом существенности, по нашему мнению, базовые варианты отражения операций по приобретению активов (см. задачи 1 и 2) по программе финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются наиболее приемлемыми для предприятий, представляющих отчетность по национальным и международным стандартам.

Материал предоставлен редакцией издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО