Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Европейские векторы налогообложения в ХХІ столетии: что необходимо учесть при реализации бизнес-стратегии

Комиссия Европейского Союза (далее – Комиссия ЕС) недавно опубликовала так называемое Сообщение к Европейскому Парламенту и Совету ЕС под названием "Налогообложение бизнеса на ХХІ столетие" (Communication to the European Parliament and the EU Council on 18 May entitled "Business taxation for the 21st century"; далее – Сообщение) с планом новой налоговой повестки дня ЕС для решения социальных, финансовых и налоговых проблем на следующие годы. Налоговая повестка дня, объявленная Комиссией ЕС, акцентирует внимание на доходах, необходимых для финансирования государственных инвестиций, построении и поддержании экономического восстановления в целом. Для этих целей Комиссия ЕС подает предложения по обеспечению надежной, эффективной и справедливой налоговой системы, соответствующей потребностям государственного финансирования, а также поддерживает идеи имплементации зеленой энергетики и цифровизации экономики.

В Сообщении изложены общие принципы современного налогообложения, требующие сбалансированного сочетания подходов к определению составляющих доходов и особенностей их налогообложения, что, в свою очередь, должно руководствоваться основными принципами налогообложения – справедливости, эффективности и простоты. Указанное сочетание имеет целью уменьшить расходы на соблюдение налогового законодательства, способствовать привлечению трансграничных инвестиций и обеспечить надлежащую налоговую среду для наращивания прибыльности и развития транснациональных корпораций и крупных предприятий. Такие цели, конечно, намного легче поставить, нежели выполнить, но Комиссия ЕС на сегодняшний день довольно активно включилась в практическую реализацию указанного.

В частности, в Сообщении освещена роль ЕС в поддержке усилий Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) по поиску единого международного решения проблематики в рамках налогообложения цифровой экономики, подтверждая намерение реализовать в ЕС Компонент 1 и Компонент 2 (Pillar 1 и Pillar 2) путем использования централизованной Директивы. Неудивительно, что также параллельно происходит обновление общей цели в части общей налоговой базы для бизнеса в ЕС, хотя с заменой CCCTB (Common Consolidated Corporate Tax Base – единая консолидированная корпоративная налоговая база) на BEFIT (Business in Europe: Framework for Income Taxation – общеевропейский минимальный налог в форме утверждения общеевропейских правил расчета налоговой базы).

Комиссия ЕС определяет, что налогообложение должно играть определенную роль в поддержке других инициатив ЕС, в том числе касающихся экологических вопросов, включая европейский зеленый курс. С другой стороны, в Сообщении подчеркнуто, что эффективное взимание налогов жизненно важно как для государственных финансов, так и для обеспечения равных условий ведения бизнеса.

Что касается НДС, Комиссия ЕС отмечает, что ставки налога на потребление уже достигли своего исторического максимума, поскольку ставки НДС были значительно повышены в годы после финансового кризиса. Таким образом, сейчас необходимо отдать приоритет ограничению неэффективного использования сниженных ставок НДС и льгот, которые (по мнению Комиссии ЕС) часто не выполняют свою предусмотренную политическую цель, а не дальнейшему повышению основных ставок указанного налога.

Кроме того, четко отслеживается намерение Комиссии ЕС начать активные действия по синергии принципов налогообложения в пределах ЕС, что приведет к проведению широкомасштабного симпозиума на тему "Структура налогов в ЕС на пути к 2050 году" в 2022 году. Принимая во внимание тот факт, что общий состав налоговых поступлений в ЕС остается стабильным на протяжении последних двух десятилетий, Комиссия ЕС отмечает, что такие мегатенденции, как изменение климата, старение населения и цифровые трансформации, могут иметь значительное влияние на дальнейшее реформирование принципов европейского налогообложения. Традиционно высокая налоговая нагрузка на труд в ЕС наряду с повышением ставок НДС в течение последнего десятилетия указывают на необходимость более широкого переосмысления налоговых принципов. Собственно, именно это ориентировочно и будет обсуждаться во время налогового симпозиума в следующем году.

В указанном Сообщении также поднят вопрос собственных ресурсов ЕС, отмечая, что Комиссия ЕС опубликует в июле 2021 года предложения касательно механизма корректировки цен на выбросы СО2 на границах ЕС (Carbon Border Adjustment Mechanism – CBAM), цифрового сбора и схем торговли квотами на выбросы парниковых газов (cap-and-trade, ETS). В то же время Комиссия ЕС также планирует предложить дополнительные новые собственные ресурсы, которые, в том числе, могут включать налог на финансовые операции и собственный ресурс, связанный с корпоративным сектором (Financial Transaction Tax and an own resource linked to the corporate sector).

Что касается цифрового сбора (digital levy), он должен действовать отдельно от каких-либо согласованных мер ОЭСР, направленных на налогообложение транснациональных корпораций. В Сообщении утверждается, что цифровые компании имеют тенденцию уплачивать меньше налогов, нежели другие компании, и уплачиваемые ими налоги не всегда приносят пользу странам, где фактически осуществляется их деятельность. Поэтому планируется, что цифровой сбор будет разработан таким образом, чтобы он не зависел от будущего глобального соглашения о международной реформе корпоративного налога. После его введения такой сбор будет сосуществовать с имплементацией соглашения ОЭСР о распределении доли налогооблагаемой базы крупнейших транснациональных корпораций, как только оно будет ратифицировано и транспонировано в законодательстве ЕС.

В Сообщении значительное внимание уделено вопросам реформирования международного налогообложения. В частности, предоставлена широкая поддержка пересмотренным подходам Компонента 1 и Компонента 2 после изменений в позиции США по поводу этих вопросов. В частности, касательно Компонента 1 указано, что сначала дискуссии были сосредоточены преимущественно на компаниях, работающих в цифровом секторе, но, с учетом последних событий, предлагаемое решение теперь может быть расширено в сторону увеличения количества задействованных транснациональных корпораций, чтобы охватить крупнейшие и самые прибыльные транснациональные корпорации независимо от их вида хозяйственной деятельности.

Комиссия рассматривает оба Компонента как соответствующие видению Комиссии ЕС системы налогообложения бизнеса в ХХІ столетии, и предлагает, чтобы они после согласования были введены в ЕС с помощью Директивы ЕС. Комиссия ЕС отмечает, что необходимые изменения могут иметь последствия для существующих и предлагаемых директив и инициатив ЕС. К примеру, необходимо будет согласовать существующие правила Директивы ЕС о предупреждении избежания налогообложения (Anti-Tax Avoidance Directive – ATAD) касательно контролируемых иностранных компаний (Controlled Foreign Company) с предложениями Компонента 2, и именно поэтому Комиссия ЕС рассматривает минимальный общий налог как способ разблокировать предложенный пересмотр Директивы о процентах и роялти, чтобы проценты подлежали налогообложению на минимальном уровне в государстве назначения.

Кроме того, Сообщение содержит как минимум две целевые меры. Во-первых, Комиссия ЕС планирует выдвинуть предложение о ежегодном опубликовании эффективной ставки корпоративного налога некоторых крупных компаний, осуществляющих деятельность в ЕС, используя методологию, согласованную с расчетами Компонента 1. Эффективная ставка налога на прибыль предприятий дает информацию о доле корпоративного налога, уплачиваемого компаниями, относительно суммы прибыли, которую они получают, а не относительно их налогооблагаемой прибыли, которую можно уменьшить с помощью различных средств, таких как, например, налоговые льготы. Предложение призвано улучшить общественную прозрачность касательно реальной эффективной ставки налога, которую требуют крупные компании ЕС.

Во-вторых, Комиссия ЕС находится на пути к внедрению новой законодательной инициативы касательно злоупотреблений компаниями-оболочками (shell companies).

Компания-оболочка – это юридическое лицо или траст, создаваемые для участия в схемах отмывания средств, уклонения от уплаты налогов, сокрытия коррупционных и других преступлений. Фактически это компания, которая осуществляет деятельность только "на бумаге". Срок "жизни" большинства таких компаний – до года.

Предложение Комиссии ЕС включит также действия по возложению на компании обязанности представления налоговой администрации необходимой информации для оценки наличия у них фактического присутствия и реальной экономической деятельности, запрещению налоговых льгот, связанных с существованием или использованием компаний, и созданию требований о представлении налоговой информации, мониторинге и налоговой прозрачности. Комиссия ЕС также намерена предпринять дальнейшие меры для предупреждения выплаты роялти и процентов в целях уклонения от налогообложения (так называемое "двойное неналогообложение" – double non-taxation).

Более принципиально в Сообщении отслеживается, что Комиссия сориентировалась на дисбалансе долга (в контексте дополнительного привлечения внешнего капитала) и собственного капитала. Современная налоговая система разрешает налоговые отчисления процентов по долгу, что в свою очередь приводит к предвзятости налоговых норм, поскольку компания может отчислять проценты по долговому финансированию, а не расходы, связанные с собственным финансированием, например, выплата дивидендов. По мнению Комиссии ЕС, это может способствовать чрезмерному накоплению долга с возможными негативными последствиями для ЕС в целом, поскольку существуют прецеденты, что некоторые страны столкнутся с высоким уровнем неплатежеспособности. Поэтому Комиссия ЕС ожидаемо внесет предложение об устранении предвзятости в отношении долгового капитала при налогообложении предприятий с помощью системы скидок для финансирования акционерного капитала, что поспособствует деэквитизации финансово уязвимых компаний.

Деэквитизация (de-equitisation) – это замещение привлеченного внешнего капитала собственным капиталом, особенно на уровне рынков. На уровне компании деэквитизация происходит путем выкупа акций, приобретения наличности и подобных операций. Мотивом корректировки структуры капитала, как правило, является снижение стоимости капитала. Поэтому можно предположить, что деэквитизация будет иметь место, когда привлечь внешний капитал оказывается дешевле (заметьте, что это с точки зрения эмитента, поэтому "дешевле" означает высокие цены на акции и низкие доходы от долговых обязательств).

Неудивительно, что Комиссия ЕС вновь обращает внимание на проблему отсутствия единой системы корпоративного налога, что приводит к повышению расходов на соблюдение требований налогового законодательства, которые работают более чем в одной из стран-членов ЕС (отзыв предыдущего предложения CCCTB). Поэтому Комиссия ЕС предлагает новую систему налогообложения прибыли для предприятий в Европе BEFIT, о которой уже говорилось выше. BEFIT будет "единым правилом" налога на прибыль предприятий для ЕС, основанным на ключевых особенностях общей базы налогообложения и распределения прибыли между государствами-членами на основе выведенной общеприменимой формулы. Применение такой системы корпоративного налогообложения будет направлено на поэтапность реформирования международного налогообложения, где эти концепции уже начали свое практическое становление путем использования формулы частичного перераспределения прибыли по Компоненту 1 и общих правил расчета налоговой базы для целей применения Компонента 2.

Следует отметить, что BEFIT предусматривает консолидацию прибыли членов ЕС транснациональной группы в единую базу налогообложения, которая впоследствии будет распределена государствам-членам по формуле обложения по национальным ставкам налога на прибыль предприятий. Ключевые суждения будут включать, как придать должное значение продажам по назначению, чтобы отразить важность рынка, на котором ведет бизнес транснациональная группа, а также то, как следует отражать активы (включая нематериальные активы) и рабочую силу (персонал и его заработную плату), чтобы обеспечить сбалансированное распределение налога на прибыль предприятий между странами-членами ЕС с разными экономическими индикаторами. В Сообщении сказано, что использование формулы для распределения прибыли утстранит необходимость применять правила трансфертного ценообразования в пределах ЕС для компаний, входящих в сферу такого применения. Учитывая изложенное, вероятнее всего, что ключевой целью Комиссии ЕС на сегодняшний день является внедрение BEFIT в налоговое законодательство ЕС до 2023 года.

Резюмируя, отмечу, что Комиссия ЕС имеет четко определенные приоритеты на следующие два года, сосредоточенные на двойных приоритетах обеспечения справедливого и эффективного налогообложения и содействии продуктивным инвестициям и развитию предпринимательства. Поэтому Сообщение содержит ряд действий, базирующихся на дорожной карте, изложенной в Плане налоговых действий (Tax Action Plan), представленном Комиссией ЕС год назад, а именно в июле 2020 года, в том числе:

Действие 1 (планируется реализовать до конца 2022 года): Комиссия ЕС инициирует законодательное предложение об имплементации эффективных налоговых ставок (ETR), которые будут применять крупные компании на основе методологии, обсуждаемой в Компоненте 2 переговоров с ОЭСР. Предложение направлено на улучшение общественной прозрачности и повышение уровня доверия к налоговым системам.

Действие 2 (планируется реализовать до IV квартала 2021 года): Комиссия ЕС инициирует законодательное предложение, определяющее правила ЕС для "нейтрализации злоупотребления компаниями-оболочками для целей налогообложения".

Действие 3 (реализовано 18 мая 2021 года): Наряду с Сообщением Комиссия ЕС приняла рекомендацию касательно внутреннего режима убытков, которая будет особенно полезна для малых и средних предприятий. Рекомендация предлагает государствам-членам разрешить перенесение убытков для предприятий, включая как минимум предыдущий финансовый год. Это пойдет на пользу предприятиям, которые были прибыльными в годы до пандемии, разрешив им компенсировать свои убытки в 2020 и 2021 годах по сравнению с налогами, уплаченными ими до 2020 года. Государства-члены должны ограничить сумму перенесенных убытков до 3 миллионов евро.

Действие 4 (планируется реализовать до І квартала 2022 года): Комиссия ЕС инициирует законодательное предложение о введении скидки на уменьшение предвзятости собственного долга (именуемой как DEBRA). Предложение будет направлено на стимулирование компаний финансировать свою деятельность за счет собственного капитала, а не прибегать к привлечению внешних средств.

Вместе с тем, несмотря на неоднозначные результаты недавних апелляционных обжалований, Комиссия ЕС заявляет о намерении продолжать использовать все доступные инструменты, чтобы обеспечить компаниям уплату справедливой доли налога, в том числе путем соблюдения правил государственной помощи ЕС. Также делается ссылка на возможное использование правовой базы, искажающей рынок, что, однако, требует большинства голосов и позволяет обходить правила единогласия налогов.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО