Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Как защищают значительных инвесторов

Улучшение инвестиционного климата чиновники традиционно декларируют среди своих приоритетов. Поэтому сегодня предлагаем рассмотреть, какие же очередные шаги были сделаны в данном направлении.

Кроме действующих сейчас законов "О государственной помощи субъектам хозяйствования", "Об инвестиционной деятельности", "О государственно-частном партнерстве" и "О концессии", с целью создания благоприятных условий для привлечения в Украину значительных инвестиций (внутренних и внешних), создания новых рабочих мест, стимулирования экономического развития регионов и роста конкурентоспособности экономики Украины 17 декабря 2020 года был принят также Закон № 1116.

Господдержка значительных инвесторов предусматривается в следующих формах:

1) освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины;

2) освобождение от обложения ввозной пошлиной нового оборудования (оснащения) и комплектующих изделий к нему, ввозимых исключительно для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями на выполнение специального инвестиционного договора, в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

3) обеспечение преимущественного права землепользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями – предоставление земельного участка государственной или коммунальной собственности в пользование (аренду) для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями на условиях, определенных с учетом обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным договором, и с преимущественным правом инвестора со значительными инвестициями на приобретение такого земельного участка в собственность по истечении срока действия специального инвестиционного договора (кроме случаев его досрочного прекращения), если данное право предусматривается специальным инвестиционным договором;

4) обеспечение за счет средств государственного, местных бюджетов и из других источников, не запрещенных законом, строительства объектов смежной инфраструктуры (автомобильных дорог, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и т. д.), необходимых для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями.

Заявитель, который намерен реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями и получить государственную поддержку, готовит и подает в уполномоченный орган:

• заявку;

• документы, подтверждающие "аккредитацию" заявителя;

• технико-экономическое обоснование проекта (с обязательным указанием социального эффекта от его реализации);

• проект специального инвестиционного договора.

"Аккредитуют" заявителей на предмет соответствия требованиям для значительных инвесторов по ряду критериев, определенных постановлением КМУ от 23.06.2021 г. № 648. При этом нужно учесть, в частности, финансовое состояние заявителя, а также надежность их обслуживающего банка и аудитора.

Обоснование должно быть подготовлено с учетом требований, указанных в постановлении КМУ от 19.05.2021 г. № 515. Кстати, неотъемлемой частью технико-экономического обоснования является финансовая модель инвестиционного проекта со значительными инвестициями, которая подается в электронной форме.

Что касается проекта договора, то он готовится с учетом определенных ст. 13 Закона № 1116 существенных условий. Это, в частности:

1) стороны специального инвестиционного договора;

2) предмет специального инвестиционного договора, в том числе условия и срок реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, объекты инвестирования, виды и объем значительных инвестиций;

3) общий объем, формы и сроки предоставления государственной поддержки инвестору со значительными инвестициями для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;

4) условия и последствия прекращения предоставления государственной поддержки инвестору со значительными инвестициями, в том числе порядок возмещения инвестором со значительными инвестициями размера превышения объема фактически предоставленной государственной поддержки над общим объемом государственной поддержки, определенным в специальном инвестиционном договоре;

5) права и обязанности сторон, в том числе обязательства инвестора со значительными инвестициями по инвестиционному проекту со значительными инвестициями, а также механизмы обеспечения выполнения инвестором со значительными инвестициями и/или заявителем обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным договором (в частности, гарантия и т. п.);

6) срок действия специального инвестиционного договора;

7) порядок и условия вступления в силу специального инвестиционного договора или отдельных его положений;

8) перечень земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, условия пользования такими земельными участками и порядок их возврата;

9) порядок распределения расходов на разработку документации по землеустройству, необходимой в соответствии с законодательством для предоставления в пользование (аренду) земельных участков для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;

10) порядок согласования изменения отношений контроля над инвестором со значительными инвестициями в течение срока действия специального инвестиционного договора;

11) гарантии стабильности условий осуществления хозяйственной деятельности инвестором со значительными инвестициями при реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;

12) экологические и социальные требования к реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;

13) порядок осуществления контроля и мониторинга выполнения условий специального инвестиционного договора;

14) порядок изменения и прекращения действия специального инвестиционного договора;

15) основания, процедуры и последствия досрочного прекращения (расторжения) специального инвестиционного договора;

16) ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из специального инвестиционного договора;

17) порядок разрешения споров между сторонами.

Однако специальный инвестиционный договор может содержать и другие условия, согласованные сторонами.

Оценка инвестиционного проекта проводится уполномоченным органом в течение 60 календарных дней со дня получения документов.

При этом взаимодействие инвесторов с госорганами должно быть бесплатным и происходить исключительно в пределах постановления КМУ от 23.06.2021 г. № 647.

Методология расчета объема государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями определена постановлением КМУ от 07.07.2021 г. № 714.

Относительно практической реализации данного нововведения – покажет время. Интересно также и то, как именно должна гарантироваться стабильность условий осуществления хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов со значительными инвестициями, ведь именно такие обязательства берет на себя Государство в ст. 17 Закона № 1116.

Кстати, в июле также был обнародован Отчет Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам защиты прав инвесторов.

Так, депутатам поступило 48 обращений инвесторов с жалобами на нарушение их прав и/или незаконные действия органов государственной власти. Из них 16 обращений Комиссия приняла к рассмотрению, а вопросы, поднятые в 6 обращениях, после рассмотрения по существу были успешно решены – говорится в Отчете.

Прежде всего к депутатам обращались представители аграрных компаний, в том числе перерабатывающей отрасли, украинские производители детского питания, иностранные мировые гиганты в области пищевой промышленности, всемирно известный автомобильный производитель, судостроительный завод, ритейлеры и крупные инвесторы в сфере коммерческой недвижимости – как украинские, так и иностранные.

Большинство обращений от инвесторов связано с неэффективным осуществлением досудебного расследования со стороны правоохранительных органов.

Еще одной причиной стали проблемные вопросы, которые возникали между бизнесом и органами местного самоуправления.

По результатам работы "инвестиционной" ВСК также был наработан ряд законопроектов. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, следует ожидать очередных новаций в данной сфере.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО