Улучшение инвестиционного климата чиновники традиционно декларируют среди своих приоритетов. Поэтому сегодня предлагаем рассмотреть, какие же очередные шаги были сделаны в данном направлении.
Кроме действующих сейчас законов "О государственной помощи субъектам хозяйствования", "Об инвестиционной деятельности", "О государственно-частном партнерстве" и "О концессии", с целью создания благоприятных условий для привлечения в Украину значительных инвестиций (внутренних и внешних), создания новых рабочих мест, стимулирования экономического развития регионов и роста конкурентоспособности экономики Украины 17 декабря 2020 года был принят также Закон № 1116.
Господдержка значительных инвесторов предусматривается в следующих формах:
1) освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Украины;
2) освобождение от обложения ввозной пошлиной нового оборудования (оснащения) и комплектующих изделий к нему, ввозимых исключительно для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями на выполнение специального инвестиционного договора, в соответствии с Таможенным кодексом Украины;
3) обеспечение преимущественного права землепользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями – предоставление земельного участка государственной или коммунальной собственности в пользование (аренду) для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями на условиях, определенных с учетом обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным договором, и с преимущественным правом инвестора со значительными инвестициями на приобретение такого земельного участка в собственность по истечении срока действия специального инвестиционного договора (кроме случаев его досрочного прекращения), если данное право предусматривается специальным инвестиционным договором;
4) обеспечение за счет средств государственного, местных бюджетов и из других источников, не запрещенных законом, строительства объектов смежной инфраструктуры (автомобильных дорог, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и т. д.), необходимых для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями.
Заявитель, который намерен реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями и получить государственную поддержку, готовит и подает в уполномоченный орган:
• заявку;
• документы, подтверждающие "аккредитацию" заявителя;
• технико-экономическое обоснование проекта (с обязательным указанием социального эффекта от его реализации);
• проект специального инвестиционного договора.
"Аккредитуют" заявителей на предмет соответствия требованиям для значительных инвесторов по ряду критериев, определенных постановлением КМУ от 23.06.2021 г. № 648. При этом нужно учесть, в частности, финансовое состояние заявителя, а также надежность их обслуживающего банка и аудитора.
Обоснование должно быть подготовлено с учетом требований, указанных в постановлении КМУ от 19.05.2021 г. № 515. Кстати, неотъемлемой частью технико-экономического обоснования является финансовая модель инвестиционного проекта со значительными инвестициями, которая подается в электронной форме.
Что касается проекта договора, то он готовится с учетом определенных ст. 13 Закона № 1116 существенных условий. Это, в частности:
1) стороны специального инвестиционного договора;
2) предмет специального инвестиционного договора, в том числе условия и срок реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, объекты инвестирования, виды и объем значительных инвестиций;
3) общий объем, формы и сроки предоставления государственной поддержки инвестору со значительными инвестициями для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;
4) условия и последствия прекращения предоставления государственной поддержки инвестору со значительными инвестициями, в том числе порядок возмещения инвестором со значительными инвестициями размера превышения объема фактически предоставленной государственной поддержки над общим объемом государственной поддержки, определенным в специальном инвестиционном договоре;
5) права и обязанности сторон, в том числе обязательства инвестора со значительными инвестициями по инвестиционному проекту со значительными инвестициями, а также механизмы обеспечения выполнения инвестором со значительными инвестициями и/или заявителем обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным договором (в частности, гарантия и т. п.);
6) срок действия специального инвестиционного договора;
7) порядок и условия вступления в силу специального инвестиционного договора или отдельных его положений;
8) перечень земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, условия пользования такими земельными участками и порядок их возврата;
9) порядок распределения расходов на разработку документации по землеустройству, необходимой в соответствии с законодательством для предоставления в пользование (аренду) земельных участков для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;
10) порядок согласования изменения отношений контроля над инвестором со значительными инвестициями в течение срока действия специального инвестиционного договора;
11) гарантии стабильности условий осуществления хозяйственной деятельности инвестором со значительными инвестициями при реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;
12) экологические и социальные требования к реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;
13) порядок осуществления контроля и мониторинга выполнения условий специального инвестиционного договора;
14) порядок изменения и прекращения действия специального инвестиционного договора;
15) основания, процедуры и последствия досрочного прекращения (расторжения) специального инвестиционного договора;
16) ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из специального инвестиционного договора;
17) порядок разрешения споров между сторонами.
Однако специальный инвестиционный договор может содержать и другие условия, согласованные сторонами.
Оценка инвестиционного проекта проводится уполномоченным органом в течение 60 календарных дней со дня получения документов.
При этом взаимодействие инвесторов с госорганами должно быть бесплатным и происходить исключительно в пределах постановления КМУ от 23.06.2021 г. № 647.
Методология расчета объема государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями определена постановлением КМУ от 07.07.2021 г. № 714.
Относительно практической реализации данного нововведения – покажет время. Интересно также и то, как именно должна гарантироваться стабильность условий осуществления хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов со значительными инвестициями, ведь именно такие обязательства берет на себя Государство в ст. 17 Закона № 1116.
Кстати, в июле также был обнародован Отчет Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам защиты прав инвесторов.
Так, депутатам поступило 48 обращений инвесторов с жалобами на нарушение их прав и/или незаконные действия органов государственной власти. Из них 16 обращений Комиссия приняла к рассмотрению, а вопросы, поднятые в 6 обращениях, после рассмотрения по существу были успешно решены – говорится в Отчете.
Прежде всего к депутатам обращались представители аграрных компаний, в том числе перерабатывающей отрасли, украинские производители детского питания, иностранные мировые гиганты в области пищевой промышленности, всемирно известный автомобильный производитель, судостроительный завод, ритейлеры и крупные инвесторы в сфере коммерческой недвижимости – как украинские, так и иностранные.
Большинство обращений от инвесторов связано с неэффективным осуществлением досудебного расследования со стороны правоохранительных органов.
Еще одной причиной стали проблемные вопросы, которые возникали между бизнесом и органами местного самоуправления.
По результатам работы "инвестиционной" ВСК также был наработан ряд законопроектов. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, следует ожидать очередных новаций в данной сфере.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.