Июль среди прочего ознаменован стартом проверочной кампании представительств нерезидентов. Поэтому рассмотрим ключевые особенности для этой категории "подопечных" отечественных фискалов.
Основания для проверок
Прежде всего напомним, нерезиденты (иностранные компании, организации), которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории Украины и/или которые надлежащим образом аккредитовали (зарегистрировали, легализировали) на территории Украины обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, и по состоянию на 01.01.2021 не состояли на учете в контролирующих органах, обязаны были в течение трех месяцев, а именно с 01.01.2021 до 31.03.2021, подать в контролирующие органы документы для постановки их на учет.
После постановки на учет иностранной компании в качестве плательщика налога на прибыль ее постоянное представительство должно было сняться с учета в качестве плательщика налога на прибыль и в зависимости от того, аккредитовано ли такое постоянное представительство как обособленное подразделение на территории Украины, должно было в качестве плательщика других видов налогов:
– продолжать состоять на учете в контролирующих органах – в случае если речь идет об аккредитованном обособленном подразделении нерезидента, имеющем код ЕГРПОУ;
– сняться с учета в контролирующих органах (по заявлению, в установленном порядке) – в случае если постоянное представительство не аккредитовано как обособленное подразделение нерезидента и учитывается по 9-значному регистрационному (учетному) номеру налогоплательщика, присваиваемому контролирующими органами.
А вот без постановки на учет проверка деятельности нерезидента проводится в соответствии с положениями главы 8 раздела II НКУ с учетом особенностей, определенных пп. 14.1.193, п. 64.5 НКУ, положениями действующих международных договоров Украины, регулирующих вопросы налогообложения, а основания ее проведения определены пп. 78.1.22 НКУ.
Непосредственно для установления признаков осуществления нерезидентом хозяйственной деятельности на территории Украины без постановки на учет проверка проводится в соответствии с приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 774. И именно этим документом был предусмотрен старт таких проверок с 1 июля 2021 года.
Кстати, по словам налоговиков, регистрационная кампания проходила довольно активно.
Проведение проверок
Проверка деятельности нерезидента без постановки на учет в контролирующем органе является документальной внеплановой проверкой в соответствии со ст. 75 гл. 8 разд. II НКУ.
Продолжительность проверки деятельности нерезидента без постановки на учет в контролирующем органе не должна превышать 10 рабочих дней.
Продление сроков проведения проверки деятельности нерезидента без постановки на учет в контролирующем органе осуществляется в соответствии со ст. 82 гл. 8 разд. II НКУ по приказу органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) такую проверку.
В целях установления фактов осуществления нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины используется налоговая информация, полученная в соответствии со ст. 73 гл. 7 разд. II НКУ, в том числе, но не исключительно:
– информация, полученная от налогоплательщиков и налоговых агентов, в том числе информация, содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;
– информация, полученная от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в том числе информация об объектах налогообложения, о результатах осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью налогоплательщика, а также содержащаяся в отчетных документах, представляемых налогоплательщиками органам государственной власти и/или органам местного самоуправления;
– информация об экспортно-импортных операциях налогоплательщиков;
– информация, полученная от банков, других финансовых учреждений, в том числе о наличии и движении средств на счетах налогоплательщиков, отчеты о подотчетных счетах, представленные от финансовых агентов;
– информация, полученная контролирующими органами по результатам налогового контроля;
– информация, полученная от компетентных органов иностранных государств в соответствии с действующими международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения и/или международными договорами, предусматривающими обмен налоговой информацией;
– любая публичная информация о возможных фактах осуществления нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины в соответствии с требованиями пп. 14.1.193 НКУ без постановки на налоговый учет;
– любая публичная информация, которая может свидетельствовать о наличии у лица фактических полномочий осуществлять в интересах, за счет и/или в пользу нерезидента деятельность, носящую признаки постоянного представительства.
При постановке на учет нерезидентов в качестве налогоплательщиков в налоговых органах в соответствии с поданными ими заявлениями и документами, определенными п. 64.5 НКУ, таким нерезидентам не позднее следующего рабочего дня со дня постановки на учет по основному месту учета направляется (выдается) справка о постановке на учет в соответствии с п. 64.3 НКУ.
Если постановка на учет нерезидента осуществлена по решению контролирующего органа на основании акта проверки, без заявления о постановке на учет и получения возражения к акту проверки, таким нерезидентам направляется (выдается) Уведомление нерезидентов о постановке на учет в качестве налогоплательщиков.
Форма уведомления и процедура его направления нерезиденту определены постановлением КМУ от 04.11.2020 г. № 1054.
Проверки при отказе от налогового статуса
Как проверяются иностранные компании, отказывающиеся от статуса налогового резидента Украины, определено приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 772.
Такая проверка проводится в соответствии с положениями главы 8 разд. II НКУ с учетом особенностей, определенных пп. 133.1.5 НКУ, положениями действующих международных договоров Украины, регулирующих вопросы налогообложения, и указанным выше Порядком.
Указанная проверка проводится в случае подачи иностранной компанией заявления об отказе от статуса налогового резидента Украины в контролирующий орган по определенной форме в соответствии с пп. 78.1.7 НКУ.
Проверка в связи с отказом иностранной компанией от статуса налогового резидента Украины является документальной внеплановой проверкой в соответствии со ст. 75 главы 8 НКУ.
Продолжительность такой проверки не должна превышать 10 рабочих дней (15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков). Продление сроков проведения указанной проверки осуществляется в соответствии со ст. 82 НКУ по приказу органа ГНС, осуществляющего (возглавляющего) такую проверку.
Если по результатам проверки в связи с отказом иностранной компанией от статуса налогового резидента Украины установлено (определено) место эффективного управления иностранной компании на территории Украины, контролирующий орган по месту учета иностранной компании составляет акт проверки. Если такое место эффективного управления на территории Украины отсутствует, составляется справка.
Контроль нерезидентов таможенниками
Подчеркнем, что с 1 июля 2021 года действует п. 61 раздела ХХІ ТКУ, который обязывает состоять на учете в Государственной таможенной службе Украины лиц-нерезидентов, осуществляющих декларирование товаров в Украине.
Непребывание на учете станет основанием для отказа в таможенном оформлении и пропуске через таможенную границу Украины товаров, транспортных средств коммерческого назначения (ч. 8 ст. 455 ТКУ).
Обязательно стать на учет должны лица-нерезиденты, являющиеся:
– декларантами товаров, транспортных средств коммерческого назначения, в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 265 ТКУ (иностранные перевозчики, перемещающие по территории Украины товары, транспортные средства коммерческого назначения, проходным транзитом);
– перевозчиками товаров через таможенную границу Украины и/или между таможнями на территории Украины или лицом, ответственным за такие перевозки (иностранные перевозчики, перемещающие товары под таможенным контролем).
На учет можно регистрироваться:
– при въезде или выезде из Украины путем заполнения регистрационной формы непосредственно в пункте пропуска и представления копии свидетельства о регистрации лица-нерезидента, выданной компетентным органом страны регистрации;
– путем отправления по почте в любую таможню заполненной регистрационной формы и представления копии свидетельства о регистрации лица, выданной компетентным органом страны регистрации;
– напрямую подать в любую таможню заполненную регистрационную форму и копию свидетельства о регистрации лица, выданную компетентным органом страны регистрации, либо представить эти документы через уполномоченное лицо, действующее на основании доверенности от лица нерезидента, либо через агента по таможенному оформлению, действующего на основании договора между лицом-нерезидентом и украинским таможенным брокером.
Регистрационную форму можно заполнить на любом языке официального международного общения. Для ускорения обработки информации желательно заполнять ее на украинском или английском языках.
После введения данных из заявления в информационную систему таможенной службы лицу-нерезиденту в течение одного часа будет присвоен временный учетный номер.
Отказ в присвоении временного учетного номера возможен, если:
– регистрационная форма содержит не все обязательные данные;
– лицо-нерезидент уже состоит на учете.
Временный учетный номер позволяет лицу-нерезиденту осуществлять все таможенные формальности и процедуры без ограничений.
О постановке на учет и присвоении учетного номера лицо-нерезидент информируется в течение следующих пяти рабочих дней.
В заключение отметим, что в соответствии с п. 117.4 НКУ осуществление нерезидентом (иностранной юридической компанией, организацией) деятельности через обособленное подразделение, в том числе постоянное представительство, без постановки на налоговый учет в порядке, предусмотренном НКУ, влечет за собой наложение штрафа на нерезидента в размере 100000 грн.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.