Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Представительство нерезидента без права юридического лица: необходимо ли подавать информацию о бенефициарах?

Необходимо ли подавать информацию о бенефициарах представительству нерезидента с правовым статусом "без права юридического лица"?

На наш взгляд, необходимо. К такому выводу приходим по следующим соображениям.

Положения НПА в части раскрытия бенефициаров действительно оперируют сухим понятием "юридическое лицо". Тем не менее считаем, "сухость" данного определения не выводит из круга респондентов лиц, формально ему не отвечающих. Ведь главная цель всей этой "бенефициарной" истории – выйти на конкретное физическое лицо там, где имеет место "групповая" деятельность. То есть выявить, кто же именно в результате деятельности в той или иной организационно-правовой форме получает от этого выгоду. Более того, сама суть концепции бенефициарного владения заключается в выявлении конкретного физического лица – выгодоприобретателя, который как раз по формальным признакам может быть не виден. Следовательно, исходя из этого, термин "юридическое лицо" применяется, скорее всего, как обобщенный антоним понятию "физическое лицо". Другими словами, для целей "бенефициарности" юридическими лицами могут считаться лица, не являющиеся физическими лицами.

Кроме того, "первоисточником" в данном вопросе является не регистрационное, а финмониторинговое законодательство. Ведь в первую очередь раскрытие бенефициарных собственников обусловлено борьбой с отмыванием средств. Определения же профильного Закона № 361 говорят нам о том, что бенефициара мы должны установить у клиента, а клиентом является любое лицо, осуществляющее финансовые операции.

Клиент – любое лицо, которое:

обращается за предоставлением услуг к субъекту первичного финансового мониторинга;

пользуется услугами субъекта первичного финансового мониторинга;

выступает стороной договора (для субъектов первичного финансового мониторинга, в отношении которых Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку согласно статье 18 настоящего Закона выполняет функции государственного регулирования и надзора);

является игроком в азартную игру или участником лотереи (для субъектов первичного финансового мониторинга, определенных в подпункте "з" пункта 7 части второй статьи 6 настоящего Закона);

(п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 361)

В пользу того, что для бенефициарных целей юридический статус не может трактоваться формально, свидетельствует и само определение конечного бенефициара:

конечный бенефициарный собственник – любое физическое лицо, оказывающее решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или физическое лицо, от имени которого проводится финансовая операция.

Конечным бенефициарным собственником считается:

для юридических лиц – любое физическое лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность юридического лица (в том числе через цепочку контроля / владения);

для трастов, образованных согласно законодательству страны их образования, – учредитель, доверительный собственник, защитник (при наличии), выгодополучатель (выгодоприобретатель) или группа выгодополучателей (выгодоприобретателей), а также любое другое физическое лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность траста (в том числе через цепочку контроля / владения);

для прочих подобных правовых образований – лицо, обладающее статусом, эквивалентным или аналогичным лицам, указанным для трастов.

(п. 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 361)

Соответственно, наличие алгоритма определения бенефициаров для прочих правовых образований может говорить о том, что замысел раскрытия информации о них касается не только юридических лиц "в чистом виде".

Возвращаясь к регистрационному законодательству, отметим, что на данный момент "бенефициарные" поля содержатся в регистрационных формах и для образований без статуса юрлица. Например, "филиальная" форма 5, а также форма 7, которая используется иностранной неправительственной организацией или представительством.

Справедливости ради отметим, что действующая регистрационная форма постоянного представительства нерезидента, представляемая в Минэкономики согласно Инструкции № 30, упоминания о бенефициарах не содержит. Однако, во-первых, документ описывает только общие требования к составлению заявления, которое подается в произвольной форме. А во-вторых, в данный документ уже давно не вносились изменения и он не актуализирован даже в части регистрации "коммерческих" представительств (см. материал "Нерезидент с постоянным представительством: государственная регистрация"). Поэтому не исключено, что соответствующие изменения будут внесены в скором времени.

Также о необходимости подачи представительством нерезидента без статуса юрлица сведений о бенефициарах может свидетельствовать отсутствие данного субъекта в числе освобождаемых от такой обязанности ч. 2 ст. 9 Закона № 755:

• политические партии и их структурные образования;

• профессиональные / творческие союзы и их объединения;

• организации работодателей и их объединений;

• адвокатские объединения;

• торгово-промышленные палаты;

• объединения совладельцев многоквартирных домов;

• религиозные организации;

• государственные органы, органы местного самоуправления, их ассоциации;

• государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации.

Исчерпывающий характер приведенного перечня позволяет сделать вывод, что все остальные субъекты от такой обязанности не освобождены и должны раскрывать своих бенефициаров.

О том, что отсутствие статуса юрлица не является преградой для раскрытия бенефициаров, видим и на примерах, которые приводятся Минфином для трастов и инвестфондов.

Резюмируя, отметим следующее. Один лишь факт существования "без статуса юрлица" не является основанием для освобождения от подачи сведений о конечных бенефициарах. Главным аргументом являются положения финмониторингового законодательства: все, кто проводит финоперации, обязаны раскрыть своих бенефициаров.

Другое дело, что, в зависимости от того, о каком именно представительстве идет речь, такого бенефициара может и не быть, или его невозможно определить, или он будет определяться с учетом "трастовых" особенностей. Но даже при отсутствии бенефициара об этом необходимо подать соответствующие сведения согласно Положению № 163.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО