Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Офшоринг vs оншоринг vs ниаршоринг: когда, какой и почему

Скандально известный американский эксперт по вопросам лидерства Джон К. Максвелл сказал: "Если вы хотите сделать несколько вещей правильно – сделайте это самостоятельно. Если вы хотите делать большие дела и иметь большое влияние – научитесь делегировать полномочия". Собственнику бизнеса так же важно понимать, что нельзя делать и как делать то, что законодательно не запрещается, но будет иметь положительный эффект для наращивания прибыльности. Крупные конгломераты во всем мире поняли это золотое правило и начали активно использовать аутсорсинг как средство уменьшения расходов и получения большей прибыли. Попробуем изучить данный термин в более широком понимании.

Простыми словами аутсорсинг – это сотрудничество двух организаций, которые специализируются в одной (смежной или взаимодополняющей) сфере деятельности и стремятся к взаимной выгоде. Когда, например, украинская компания передает свои полномочия по обслуживанию клиентов компании в Индии, учитывая наличие более дешевой рабочей силы, то украинская компания получает выгоду за счет сокращения расходов, а индийская – привлекает клиентов, получая таким образом прибыль. Аутсорсинг может помочь удовлетворить спрос на рабочую силу и услуги для заинтересованного в этом бизнеса. Вопреки сбоям и форс-мажорным ситуациям, это может быть стратегическим способом обеспечения непрерывности ведения бизнеса, поскольку ресурсы не просто размещаются в одном месте, а создают выгодные условия для ведения хозяйственной деятельности и наращивания ее мощностей. Несмотря на сегодняшнюю ситуацию, будущее аутсорсинга не масштабное, однако изменение условий труда, что стала последствием распространения коронавирусной болезни, является значительным толчком в его развитии.

На сегодня осознаем, что основной целью аутсорсинга является сокращение расходов. Однако существуют и другие причины, по которым компании выбирают аутсорсинг. Одна из них – экономия времени. Например, довольно часто компании поручают выполнение трудоемких оперативных задач, чтобы иметь возможность сосредоточиться на более важных задачах, таких как подготовка бизнес-стратегий, планов расширения, поглощения и т. п. В дополнение к этому часто аутсорсинг используется для поиска экспертных знаний извне, которых не хватает внутри организации. То есть, когда каждый занимает свою нишу, работа обязательно становится результативной.

Поэтому многие известные компаний, в частности Google, Slake, Alibaba, Skype, Github, Mysql, Whatsapp, следуют такому девизу: "Управляйте своими сильными сторонами, отдайте на аутсорсинг свои слабые стороны". Например, в свое время Google привлек экспертов из 60 стран для 1000 служб поддержки Adwords, а Slack отдал на аутсорсинг нескольких дизайнеров, чтобы создать логотип, учитывая маркетинговые аспекты и разработку веб- и мобильных приложений. Однако если уровень навыков, необходимых для работы, переданной на аутсорсинг, одинаковый, то имеет ли вообще какое-либо значение, где эти навыки базируются? Ответ неоднозначный – "смотря по обстоятельствам".

Аутсорсинг может осуществляться в разных формах, в зависимости от нужд бизнеса. Кроме знания и понимания того, что представляет собой аутсорсинг и как это работает, также необходимо иметь представление о разных видах аутсорсинга (табл. 1).

Таблица 1

Виды аутсорсинга

Аутсорсинг бизнес-процессов

традиционный оригинальный аутсорсинг

Профессиональный аутсорсинг

советники, консультанты и агентства

IT-аутсорсинг

общая специализация аутсорсинга

Мультисорсинг

часто встречается в секторах экономики, характеризующихся большим количеством технологических процессов

Производственный аутсорсинг

"Сделано в Китае"

стереотипный аутсорсинг

Аутсорсинг для конкретных процессов

аутсорсинг одной конкретной функции бизнеса

Проектный аутсорсинг

на аутсорсинг, как правило, передаются крупные или сложные проекты

Офшоринг

акцент на офшорное расположение

Оншоринг

аутсорсинг в пределах страны

Ниаршоринг

аутсорсинг в ближние или соседние страны

Следует подчеркнуть, что аутсорсинг больше не ограничен исключительно компаниями или организациями. На сегодня каждый желающий может нанять компанию для выполнения конкретных задач с целью повышения результативности и эффективности своей деятельности. Следовательно, наиболее интересными в отечественных реалиях представляются именно три последних вида аутсорсинга: офшоринг, оншоринг и ниаршоринг. О них и поговорим далее.

Независимо от того, является или нет субъект хозяйствования технологической компанией, существуют отличия в семантике вышеприведенных трех видов аутсорсинга, которые в первую очередь заключаются в определении того, где находится ресурс аутсорсинга. Деловой мир стал свидетелем нескольких историй успеха крупных технологических компаний, поверивших в аутсорсинг как в наиболее желаемую стратегию для обеспечения роста бизнеса и согласованности бизнес-процессов. Не удивительно, что многие субъекты хозяйствования считают аутсорсинг – офшоринг, оншоринг или ниаршоринг – "пугающим" предложением. Тем не менее данная инновационная бизнес-модель принята во всем мире в частном и государственном секторах в связи с ее многочисленные преимущества.

Стоит заметить, что, несмотря на наличие предпринимательского таланта у большинства бизнесменов, они совсем не обязательно имеют возможность выполнять все задачи самостоятельно. Да и практическая реализация всех тактик самостоятельно может приостановить рост бизнеса. А вот при передаче повседневных бэк-офисных обязанностей собственник бизнеса может сосредоточиться на получении дохода. Одним из преимуществ аутсорсинга является то, что благодаря ему организация может достичь бизнес-целей одновременно с увеличением стоимости бренда, всесторонней ресурсной базой и умеренным риском.

Учитывая то, что аутсорсинг работает в пользу субъекта хозяйствования, необходимо решить, какая его модель лучше всего подходит для того или иного бизнеса ввиду его бизнес-модели, преимуществ и недостатков.

Так, офшоринг известен как самый бюджетный подход к аутсорсингу. Компании осуществляют офшорные процессы для передачи подрядчикам поставщиков в отдаленных странах, обычно в Индию, Китай или Филиппины, где фонд кадров заполнен, а расходы низкие. Разница в часовых поясах здесь играет значительную роль с точки зрения обеспечения круглосуточной работы бизнеса.

Ниаршоринг – аутсорсинг в страну, которая относительно близкая к основной стране осуществления хозяйственной деятельности. В контексте западноевропейских организаций подход "наиболее близких отношений", как правило, касается Восточной Европы и Турции (возможно, для некоторых стран также Северной Африки). Что касается организаций, расположенных в Северной Америке, то ниаршоринг обычно сосредоточен в Мексике, Коста-Рике или других соседних странах Центральной Америки.

Оншоринг – это в большинстве случаев аутсорсинг в другой город страны. При использовании данного подхода компании не сталкиваются с рисками, связанными с офшорингом, такими как культурные различия или иностранная политика налогообложения, не говоря уже о том, что они инвестируют в экономику своей страны.

Итак, какой вид аутсорсинга выбрать – офшоринг, оншоринг или ниаршоринг? Чтобы сделать правильный выбор, следует, в частности, выяснить преимущества и недостатки каждого их.

Географическое расположение т. н. подрядного ресурса не влияет на качество специалистов, которые будут работать над проектом компании. Профессиональность исполнителей зависит от стандартов найма, обучения, контроля качества и управления со стороны их материнской компании.

А вот расположение самих специалистов имеет ряд важных нюансов. В частности, к факторам, оказывающим показательное влияние на успех аутсорсингового партнерства, относятся:

– стоимость предоставления услуги (то есть оплата труда, налоги, административные расходы);

– внутреннее, дистанционное или гибридное сотрудничество с основной командой;

– язык и профессиональная культура персонала и руководящего состава;

– часовой пояс;

– доступность навыков и умений;

– время в дороге и расходы, если руководству необходима личная встреча с партнером-аутсорсером;

– уровень тенизации;

– правовая и налоговая системы.

Однако анализ мировых практик показал, что многие партнерские отношения с аутсорсингом сталкиваются с проблемами, если перед заключением соглашения не были надлежащим образом учтены один или несколько из вышеприведенных факторов.

Ввиду сказанного давайте рассмотрим каждый фактор в контексте офшоринга, оншоринга и ниаршоринга.

Стоимость предоставления услуги (то есть оплата труда, налоги, административные расходы)

Откровенно говоря, в большинстве случаев цена является тем фактором, который имеет наибольшее значение при выборе вида аутсорсинга. Ведь, давайте быть честными, если бы цена нивелировалась в ходе хозяйственной деятельности, то субъекты хозяйствования содержали бы крупные компании в одном месте без применения схем, позволяющих снизить себестоимость товаров, работ, услуг. Тем не менее даже для наиболее успешных компаний следовать такой модели бизнеса абсурдно и нерационально. Поэтому компании выбирают аутсорсинг для снижения налоговой нагрузки, расходов на содержание персонала, административных зданий и т. п.

Так, офшорный аутсорсинг по сравнению с оншоринговой и ниаршоринговой альтернативами, как правило, предусматривает наиболее низкие расходы на оплату труда за час специалистов с похожими навыками и опытом. Для примера и наглядности сравнения установим данный показатель ориентировочно на уровне 20 – 40 долл./ч.

Ниаршоринг в большинстве случаев будет иметь средний показатель по ценовой политике. Конечные расходы для организации сокращаются благодаря снижению расходов на оплату труда, привлекательным налоговым режимам, а также более низким административным расходам. Наиболее популярными направлениями ниаршоринга для организаций из Западной Европы являются Украина, Польша, Румыния и Болгария. Специалисты, привлекаемые на условиях ниаршоринга, как правило, стоят в 2-3 раза дешевле, нежели такие же исполнители с расположением компании в высокоразвитой стране. Например, если работник ІТ-сферы среднего уровня в Германии будет стоить компании 100 – 120 евро/ч, то разработчик с аналогичными навыками и опытом, фактически находящийся в Польше или Украине, – 40 – 50 евро/ч.

Оншоринг является наиболее дорогим вариантом. Например, ІТ-специалисты почти всегда дефицитные в развитых странах, а потому имеют намного выше уровень оплаты труда, нежели представители производственных профессий, формирующих львиную долю валового национального продукта.

Внутреннее, дистанционное или гибридное сотрудничество с основной командой

Еще одним фактором, который часто стает решающим в выборе вида аутсорсинга, является модель сотрудничества. Некоторые организации пришли к выводу, что лучше всего подходит личное сотрудничество и пребывание на месте не подлежит обсуждению. Однако есть и такие организации, которые при решении текущих проблем и определении задач отдают предпочтение дистанционному общению.

Так, анализируя ниаршоринг, следует отметить, что страны друг к другу, как правило, довольно близки, а это значит, что специалисты могут путешествовать и проводить время по своему фактическому месту расположения. Нередки случаи, когда часть специалистов находится в стране по ниаршорингу 3 – 5 дней в неделю (например, если время в дороге занимает всего несколько часов или они командируются специально, когда это требуется учреждению). Дистанционное сотрудничество представляется значительно более простым, поскольку сегодня довольно активно развиваются информационные технологии, видеосвязь, что позволяет экономить финансовый ресурс и время на коммуникацию.

Удобство сотрудничества как на месте, так и дистанционно, может стать сложным компромиссом в ходе работы с офшорными специалистами-подрядчиками. Как правило, присутствие на месте офшорных исполнителей требует значительных затрат времени и финансов, а также может усложняться, если речь идет о перелетах, получении виз и других документов международного образца или о разных часовых поясах.

Вид сотрудничества в рамках оншоринга не является основным фактором. Если специалисты находятся в одном городе, они либо проведут свой рабочий день на месте с клиентом, либо приедут, когда это необходимо. И если они находятся в одной стране, для них обычно не является проблемой приехать, чтобы быть на месте на протяжении части или всей рабочей недели. Однако это может увеличить и без того значительные расходы.

Язык и профессиональная культура персонала

Важным фактором часто становится то, владеют ли аутсорсинговые эксперты английским или родным языком организации-клиента на высоком профессиональном уровне. Английский язык стал международным деловым языком по умолчанию. Уровень знания английского или других языков зависит от политики и процессов набора партнеров по аутсорсингу. Однако средний уровень владения языками, безусловно, отличается в зависимости от места привлечения аутсорсинга.

Например, есть центры "технических талантов" в Украине, Польше и Болгарии. Средний уровень владения английским языком среди кандидатов явно выше в Болгарии и Польше, если сравнивать с Украиной. То же можно сказать о немецком. Это не значит, что в Украине невозможно нанять технических специалистов с хорошим профессиональным уровнем разговорного английского или немецкого языка. Тем не менее это, безусловно, больший вызов, поскольку выбор меньше. Это увеличивает рыночную стоимость украинских специалистов, которые также владеют английским или немецким языком. При этом средний уровень владения английским языком среди технических специалистов в Украине все еще выше, чем типичный для других популярных направлений аутсорсинга во всем мире.

Профессиональная культура – это качество, которое труднее проверить, чем языковую компетентность, и оно зависит от культуры партнера по аутсорсингу. В то же время между культурами существуют заметные отличия, которые могут влиять на такие вещи, как, скажем, способ выявления ошибки или проблемы и сообщения о них, а также более общие нормы в общении.

В случае применения ниаршоринга аутсорсинговые ресурсы, находящиеся в подчинении, продолжают действовать по уже установленному плану. Аутсорсинговые специалисты из Восточной Европы, работающие вместе с западноевропейскими организациями клиентов, как правило, имеют довольно высокую совместимость по языковой и профессиональной культуре. Это также весомый фактор, почему североамериканские клиентские организации могут отдавать предпочтение восточноевропейским партнерам-аутсорсерам, хотя Восточная Европа для них является офшорным пунктом назначения по географическому расстоянию и часовому поясу.

Количество пунктов аутсорсинга, которые классифицируются как "офшорные", означает, что есть большая изменчивость в вопросе совместимости языков и профессиональной культуры между организацией клиента и партнером-аутсорсером. Как уже говорилось, вполне возможно, что для организаций-клиентов из некоторых регионов аутсорсинговые направления, находящиеся на географическом расстоянии, предлагают большую совместимость языка и профессиональной культуры, нежели более близкие ниаршоринговые варианты.

По оншорингу при работе с аутсорсинговыми партнерами языковая и культурная совместимость, как правило, не является проблемой. Однако, если рабочим языком организации-клиента является английский, а родным языком страны – другой, то нет гарантии, что иностранные специалисты, работающие в подрядных организациях, будут иметь хороший профессиональный уровень английского языка.

Язык и профессиональная культура руководящего состава

Смотря по обстоятельствам, языковые навыки и профессиональная культура руководящего состава партнеров по аутсорсингу могут быть более существенными для успеха партнерства, чем большинство других факторов.

Может получиться так, что право собственности и/или управления партнера-аутсорсера, находящееся в ниаршоринге или офшоринге, не связано с основным местоположением компании. Например, некоторые специалисты, занимающиеся информатизацией K&C, находятся в Украине, Польше и Болгарии, но весь руководящий состав – в Мюнхене, где располагается головной офис. Безусловно, существует множество местных компаний, которые принадлежат и управляются аутсорсинговыми и офшорными компаниями, чья профессиональная культура и языковая совместимость с их организациями клиентов являются полностью совместимы. Впрочем, существуют и обратные ситуации.

Как и совместимость персонала по языковому и профессиональному признакам, так и совместимость руководящего состава в условиях ниаршоринга будет зависеть от местоположения и бизнес-плана компании. В европейском контексте восточноевропейские ниаршоринговые направления часто обеспечивают высокий уровень совместимости с западноевропейскими организациями.

Как и совместимость персонала, огромное количество стран, попадающих в офшорную категорию, означает, что совместимость руководящего состава по языку и профессиональной культуре может сильно отличаться. Некоторые офшоры будут в целом более совместимы с ожиданиями организации-клиента. Тем не менее то, как это сработает на самом деле, опять-таки сводиться к качествам отдельной компании и ее стиля управления.

Доступность навыков и умений

Спрос на определенные навыки и умения, передаваемые на аутсорсинг, может существенным образом отличаться в зависимости от места расположения. Не секрет, что особенно ІТ-специалисты являются дефицитными с точки зрения на спрос в определенных географических регионах. Стоимость услуги является главным механизмом, посредством которого свободные рынки уравновешивают спрос и предложение. Поэтому наиболее часто применяемыми видами аутсорсинга, учитывая вышеуказанный фактор, считаются офшоринг и ниаршоринг, так как оншоринг в большинстве случаев не удовлетворяет потребность в желаемых навыках и умениях, поскольку соответствие спрос – предложение возможно только в развитых экономиках, которые, как правило, сосредоточены в Западной Европе и Северной Америке.

Уровень тенизации, правовая и налоговая системы

Удобство, безопасность и доверие к правовой и налоговой системам могут быть очень влиятельными факторами в любом процессе принятия бизнес-решений с целью получения и наращивания прибыли. Причем именно уровень доверия к указанным системам оказывает прямое влияние на уровень тенизации экономики. Совместимость и привлекательность налоговых режимов и систем бухгалтерского учета также является определяющим фактором при выборе того или иного вида аутсорсинга.

В случае ниаршоринга правовая и налоговая системы отличаются в зависимости от страны, но европейский ниаршоринг может получить пользу от того, что фактическое местоположение все еще может быть в пределах ЕС. Однако, даже если ІТ-специалисты недалекого аутсорсингового партнера не находятся в ЕС, они могут иметь такую структуру компании, которая позволит им законно администрировать налоги и вести бухгалтерский учет в правовом поле ЕС.

Офшорные виды аутсорсинга часто имеют очень разные правовые и налоговые системы, отличные от системы клиентской организации. При определенных обстоятельствах это может быть преимуществом, а может и привести к осложнениям, особенно если две страны не имеют официальных налоговых соглашений между собой. При этом на сегодняшний день мир довольно активно начал борьбу с офшорами, поскольку часто субъекты хозяйствования офшоры рассматривают исключительно для уклонения от уплаты налогов.

В модели оншоринга приемлемо то, что партнер по аутсорсингу будет относиться к тем же правовым, налоговым и бухгалтерским системам, однако это значить и отсутствие возможностей для потенциальной налоговой эффективности.

Резюмируя отмечу, что разные организации будут иметь разные соображения и приоритеты, что и будет определяющим при выборе между офшорингом, оншорингом и ниаршорингом. Тем не менее все же всегда следует реально оценивать такие соображения и приоритеты и не просто принимать отдельное решение по умолчанию на основании исторического прецедента, а подобное решение действительно должно быть частью бизнес-стратегии.

Сильные и слабые стороны ниаршоринговых и офшоринговых возможностей аутсорсинга также потенциально весьма будут отличаться в разных странах. Никогда не стоит забывать, что наибольшее влияние часто будет иметь эффективность и профессиональная культура конкретной аутсорсинговой компании. Физическое расположение становится все менее значимым на современном международном рынке рабочей силы. Кроме того, можно ожидать, что такая тенденция ускорится, поскольку удаленная работа стает нормой даже для штатных работников компании.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО