В Зеленой книге Казначейства США (The US Treasury's Green Book), опубликованной в мае 2021 года, наряду с бюджетом Президента США Байдена на 2022 бюджетный год изложены ключевые налоговые положения, которые Исполнительный офис Президента США – Администрация Президента США (далее – Администрация) намерен ввести начиная с этого года. Указанный документ, в частности, включает важные предложения касательно пересмотра международных налоговых норм, применяемых в контексте международного налогообложения корпораций. Итак, значительная часть предложений касается вопросов корпоративного налога (налога на прибыль юридических лиц), которые впервые были широко озвучены в президентском документе "Американский налоговый план" (Made in America Tax Plan), опубликованном в марте текущего года.
Целесообразно отметить, что название "Зеленая книга" – это разговорное название официального документа "Общие разъяснения и предложения Администрации относительно доходов на 2022 год" (General Explanations of the Administration's Fiscal Year 2022 Revenue Proposals).
В частности, налоговые предложения в Зеленой книге делятся на предложения, касающиеся так называемого Американского плана для работников (American Jobs Plan) и Американского плана для семей (American Families Plan). Американский план для работников включает реформу налогообложения предприятий, налоговую поддержку строительства (приобретения) доступного жилья и развития инфраструктуры, а также положения о налоге на чистую энергию. Американский план для семей включает индивидуальные положения о налоге на прибыль и положения, направленные на соблюдение законодательства, которым регулируются базовые вопросы администрирования налогов.
Итак, рассмотрим ключевые постулаты налоговой реформы Байдена.
Администрация предлагает увеличить ставку корпоративного налога (налога на прибыль предприятий) с 21 % до 28 % – разделив разницу между ставкой, установленной налоговой реформой 2017 года, и ставкой до этого (35 %). Введение новой ставки налога планируется после 31 декабря 2021 года.
В целом запланировано глобальное повышение минимальных ставок отдельных налогов, в частности Администрация предлагает несколько изменений в американский режим "глобального минимального налога" (global minimum tax – GloBE).
Сущность GloBE заключается в следующем. Устанавливается минимальная эффективная ставка налогообложения прибыли постоянного представительства. Если фактическая эффективная ставка меньше минимальной, необложенная часть прибыли облагается налогами в юрисдикции материнской компании. Минимальная эффективная ставка может быть установлена на уровне отдельных постоянных представительств, юрисдикций или даже для всех иностранных юрисдикций вместе. Тогда фактическая эффективная ставка рассчитывается как средневзвешенная. Например, у материнской компании в юрисдикции 1 есть три постоянных представительства в юрисдикциях 2, 3 и 4. Минимальная эффективная ставка для постоянных представительств для юрисдикции 1 установлена на уровне 10 %. Средневзвешенная фактическая эффективная ставка для юрисдикций 2, 3 и 4 по результатам года составляла 5 %. Следовательно, если консолидированная прибыль там составляет 100 долл, то GloBE в стране материнской компании будет 100 долл x (10 % - 5 %) = 5 долларов США.
Принимая во внимание американские реалии, предлагается отменить возможность исключения из базы налогообложения дохода от квалифицированных инвестиций в бизнес-активы (Qualified Business Asset Investment – QBAI), то есть активы, которые обязательно требуют существенного времени для их создания. Согласно действующему законодательству американские акционеры могут уменьшить глобальный минимальный налог на сумму 10-процентного налога, начисленного на доход от QBAI, который, как правило, относится к иностранному материальному имуществу. Администрация утверждает, что исключение QBAI стимулирует американские корпорации инвестировать больше в материальные активы за границей, в отличие от США, в целях увеличения минимального налогового исключения.
Также предлагается увеличение ставки глобального минимального налога за счет уменьшения отчислений на выполнение положений Раздела 250 Налогового кодекса США. На сегодняшний день американские акционеры получают 50 % отчислений против 21 % ставки корпоративного налога, что составляет 10,5 % эффективной глобальной минимальной ставки налога. Администрация, вводя соответствующие изменения, планирует уменьшить это отчисление до 25 %, что в сочетании с увеличением корпоративной ставки до 28 % приведет к увеличению эффективной глобальной минимальной ставки налога до 21 %. Акционеры США также должны были бы рассчитать свой глобальный минимальный налог для каждой страны в соответствии с озвученными предложениями. Согласно действующему законодательству налог исчисляется в совокупности, что позволяет объединять доходы, полученные из юрисдикций с низким уровнем налогообложения, и доходы, полученные из юрисдикций с высоким уровнем налогообложения, чтобы оптимизировать практику применения глобального минимального налога. Примечательно, что, принимая предложение касательно расчета по странам, Администрация не приняла предложение председателя Финансового комитета Сената Рона Вайдена об упрощении расчета с использованием двух "корзин" (высокого и низкого налога), вместо того, чтобы требовать отдельного расчета для каждой юрисдикции.
В то же время, чтобы предотвратить размывание налогооблагаемой базы эмигрирующими американскими компаниями, Администрация также предлагает сопутствующие изменения, чтобы ужесточить правила против возможного появления инверсии корпоративного налога – формы избежания налогов, когда корпорация реструктурируется таким образом, что существующая материнская компания заменяется иностранной материнской компанией, а первоначальная материнская компания становится дочерней компанией иностранной материнской компании. Эти изменения будут эффективны при налогообложении операций, завершенных после даты вступления в силу указанных выше изменений.
Также в американских реалиях рекомендуется в будущем полная отмена режима нематериальных доходов, полученных из-за границы (Foreign Derived Intangible Income – FDII). FDII стимулирует американские транснациональные группы сохранять интеллектуальную собственность в США, облагая налогами определенные операции по продаже товаров и предоставлению услуг, предоставляемые несвязанным иностранным сторонам, по эффективной налоговой ставке 13,5 % (действующий закон разрешает отчисления FDII в размере 37,5 %, что исчисляется как часть нематериального дохода корпорации США, полученного от экспорта). По заявлению Белого дома, доходы от отмены FDII будут использоваться для расширения более эффективных стимулов для инвестиций в научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы. Как и с QBAI, американские представители власти считают, что существующие положения FDII стимулируют перемещение определенной экономической деятельности из США. В Зеленой книге сказано, что экономия от отмены отчисления за FDII будет также направлена для стимулирования научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, однако предложения не содержат подробностей касательно какого-либо внесения изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношения в научно-исследовательской деятельности.
Стоит подчеркнуть, что предложения, касающиеся глобального минимального налога и налогообложения нематериальных доходов, полученных из-за границы, на сегодняшний день еще даже не реализованы в проектах нормативно-правовых актов. В то же время в США принятие закона – это довольно длительная и бюрократическая процедура, поскольку как минимум каждый элемент налогового плана должен быть представлен и принят Конгрессом США, прежде чем он станет законом.
Среди прочего, составляющей американских налоговых изменений является отмена базового налога на размывание базы налогообложения и борьбу с уклонением от налогообложения (base erosion and anti-abuse tax – BEAT) и замена его правилом "прекращение вредных инверсий и прекращение развития низких налогов" (stopping harmful inversions and ending low-tax developments – SHIELD).
На сегодняшний день условия обложения указанным налогом таковы: если доходы-расходы не являются объектом минимального налога по GloBE, они будут облагаться налогом на репатриацию, удерживаемым в стране, в которой возник доход (withholding tax), или не будут разрешены к вычету при расчете налогооблагаемой прибыли. Если доходы-расходы не являются объектом минимального налога по GloBE, на такие операции не распространяются налоговые льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с действующим законодательством BEAT – это дополнительный налог, применяемый только к определенным крупным корпоративным налогоплательщикам. Администрация раскритиковала это положение как неэффективное, поэтому SHIELD попытается бороться с размыванием налоговой базы, запрещая отчисления отечественным корпорациям или филиалам в части выплат, осуществленных члену той же транснациональной группы, доход которой облагается низкой эффективной ставкой налога. В целях достижения указанного предлагается установление низкой эффективной ставки налогообложения со ссылкой на предложенную глобальную минимальную ставку налога в размере 21 %, за исключением случаев, когда глобальная минимальная ставка налога будет согласована на международных переговорах, проходящих в рамках Компонента 2 ОЭСР (OECD's Pillar 2). В связи с этим Министерство финансов США недавно предположило, что США согласится на общемировую минимальную ставку налога до 15 %. SHIELD планируется применять к трансграничным корпорациям с уровнем годового дохода, превышающим 500 миллионов долларов США.
Целесообразно подчеркнуть, что указанные изменения соответствуют международным веяниям, ведь 5 июня 2021 года группа самых богатых мировых государств заключила соглашение, позволяющее закрыть международные налоговые лазейки, которыми до сих пор пользуются некоторые крупнейшие международные корпорации. Министры финансов стран G-7 заявили, что "Большая семерка" поддерживает установление минимальной глобальной ставки корпоративного налога на уровне не менее 15 % и обязались обеспечить полную уплату налогов в странах, на территории которых работают корпорации. Соглашение G-7 может лечь в основу глобального пакта, который вероятно будет подписан в июле 2021 года. Оно направлено на прекращение так называемых "гонок уступок" (конкуренции стран для привлечения инвестиционного капитала путем смягчения налогового режима, вводя льготы для крупных налогоплательщиков), продолжавшихся десятки лет.
Кроме того, предложенные налоговые изменения не оставили в стороне вопрос налогового стимулирования. В частности, Администрация предлагает ввести новый налоговый бизнес-кредит, который будет равен 10 % приемлемых расходов, уплаченных или понесенных в связи с "оншорингом" хозяйственной деятельности в США, при условии прекращения осуществления хозяйственной деятельности за границей с одновременным открытием или расширением того же вида хозяйственной деятельности в пределах США.
Оншоринг – это прямая противоположность офшорингу, он касается перемещения бизнес-процессов в более дешевое место внутри национальных границ. Функции и процессы часто расположены поблизости, это часто бывает у крупных клиентов, поскольку непосредственная близость может быть условием рабочего соглашения. Типичным примером могут быть поставщики автомобильной промышленности. Работая в непосредственной близости (часто непосредственно вблизи с заводскими помещениями своих клиентов), предприятие может предоставить самую быструю услугу, приспособленную к их потребностям рынка, и, следовательно, поставлять потребителям по принципу точно и своевременно. Оншоринг значительно улучшает структуру расходов и обеспечивает большую гибкость в организациях. Кроме того, координация и коммуникация производства более результативны и продуктивны.
При этом у экономистов и бизнес-экспертов имеются опасения, что в совокупности со стимулирующей фискальной политикой и новым масштабным налоговым пакетом Байдена мягкая монетарная политика может создать усиленное давление на инфляционные ожидания, вероятно, на фоне объявления нового пакета помощи ожидания по потребительской инфляции увеличились до 3 %.
В то же время в налоговом пакете (плане) Байдена перечислено несколько других предложений по реформированию подходов корпоративного налогообложения. В частности, без подробностей, в плане указано, что американским корпорациям усложнят процесс приобретения или слияния с иностранными компаниями, что субъекты хозяйствования предпринимают сейчас в целях уклонения от уплаты налогов в США.
Чтобы стимулировать создание рабочих мест в США, план предусматривает положения, которые свидетельствует о том, что "компании больше не смогут вычитать расходы, связанные с офшорингом". Кроме того, новый налоговый бизнес-кредит, о котором упоминалось выше, нацелен, среди прочего, на оншоринг рабочих мест. План также призван устранить отдельные налоговые лазейки и специальные иностранные налоговые льготы для промышленности, занимающейся ископаемым топливом, и потребует от отраслей, загрязняющих атмосферный воздух, покрыть расходы путем возобновления платежей в целевой фонд Superfund Trust Fund.
Также предлагается усилить принудительное применение положений налогового законодательства. С этой целью Администрация намерена обеспечить, чтобы Служба внутренних доходов США (Internal Revenue Service – IRS) имела ресурсы, необходимые для надлежащего изучения корпоративных операций и проведения всех форм налогового контроля.
По поводу американской налоговой реформы высказались довольно многие международные эксперты и политические деятели.
Например, Аскаль Сент-Аманс, руководитель налоговой администрации ОЭСР, сказал изданию "Гардиан", что план Байдена может стать трансформативным, хотя несколько этапов переговоров все же состоится. При этом ожидается, что Байден столкнется с жестким сопротивлением республиканцев, поэтому ему понадобится поддержка и координация между партиями, чтобы руководить планом при помощи Конгресса. Подтверждением сказанного сейчас являются слова сенатора-центриста-демократа Джо Манчин, который уже официально заявил, что отдает предпочтение 25-процентной ставке корпоративного налога, а не 28 %, как предлагается в налоговом плане Байдена.
Предложения в ОЭСР поступили после того, как министры финансов G20 договорились о достижении международного консенсуса в решении проблем уклонения от уплаты налогов. Они намерены работать над соглашением через форум ОЭСР, надеясь на договоренность о радикальном реформировании мировой налоговой системы до саммита министров финансов G20, запланированного в июле 2021 года (о чем также уже упоминалось ранее). Планы Байдена в целом соответствуют основным реформам, которые уже разработаны ОЭСР.
Сен-Аманс заявил, что план США повлияет на примерно 100 крупнейших компаний в мире, включая такие технические гиганты, как Google, Apple и Amazon. Текущий порог прибыли компаний и ставка корпоративного налога, который будет взиматься, еще не согласованы.
В то же время Поль Монаган, исполнительный директор предвыборной группы Fair Tax Mark, подчеркнул, что влияние на такие компании, как Amazon, Apple, Facebook и Google, будет сейсмическим с миллиардами дополнительных налогов, уплаченных как в США, так и в Европе.
Подобные высказывания и ожидания связаны с тем, что разочарованные отсутствием прогресса после многолетних переговоров (в том числе во времена президентства Дональда Трампа), некоторые страны, включая Великобританию и Францию, ввели свои цифровые налоги, вступившие в силу в течение последних двух лет. Причем Великобритания требует введения глобального минимального налога, чтобы прекратить так называемую "гонку до дна" ("race to the bottom") – отмену ограничений и снижение стандартов государственного регулирования в результате межнациональной или межрегиональной конкуренции, например, за инвестиции, что в свою очередь вынуждает страны конкурировать по ставкам налога на прибыль предприятий для привлечения транснационального бизнеса. Ожидается также, что план, который заставит государственные компании раскрыть свое воздействие на выбросы углерода, будет обнародован на встрече G7, хотя Казначейство США заявило, что решение было довольно сложным и дискуссионным. Понятно, ведь Германия и Япония, которые рассчитывают на экспорт продукции отраслей тяжелой промышленности, являются одними из самых заинтересованных стран в контексте предложенных новых правил налогообложения. А Великобритания намерена продолжить деятельность в соответствии с рекомендациями Рабочей группы по вопросам раскрытия информации о климате (TCFD) до 2022 года, но также ищет соглашения, которые бы обеспечили создание равных условий для компаний.
Аннелиза Доддс, теневой канцлер, сказала, что шаг Байдена в целом приветствуется на мировой налоговой арене, и что правительство Великобритании сейчас должно "сыграть свою роль" в этом процессе. По ее словам, соглашение о глобальных налоговых реформах давно назрело и особенно необходимо для выравнивания условий между бизнесом, работающим за и в пределах эры диджитализации.
В качестве заключения следует констатировать, что оптимизм по поводу предложений США, по крайней мере со стороны ЕС, повышает шансы, что большое соглашение не будет просто очередной популистской идеей, брошенной в массы. Однако существуют серьезные вопросы по поводу конкретной реализации такого масштабного проекта. К тому же не совсем понятно, как технически будет реализован глобальный минимальный налог на прибыль:
– либо предложат поднять этот налог всем странам до некоторого минимального уровня,
– либо компании обяжут доплачивать разницу в месте осуществления основного бизнеса.
По-видимому, речь идет о первом варианте, который устранит давнюю проблему с занижением налогов, за счет чего в будущем все же удастся влиять на офшоры и в результате позволит уменьшить их количество до минимума.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.