9 – 11 декабря 2020 года было проведено ежегодное пленарное заседание Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией для целей налогообложения (далее – Глобальный форум ОЭСР). Пленарное заседание Глобального форума ОЭСР фактически свело представителей – членов Форума на трехдневные дискуссии на тему "Прозрачность для целей налогообложения во времена COVID-19 – совместная работа по содействию справедливости налоговых систем и получения дохода", что отразилось в ряде отчетов, подготовленных на основе плодотворных дискуссий (для справки: следующие пленарные заседания Глобального форума ОЭСР пройдут в Сингапуре (2021 год) и в Австралии (2022 год)).
Так, после встречи были опубликованы новые отчеты по экспертной проверке для трех юрисдикций (Кипр, Доминика и Словакия) относительно обмена информацией по запросу.
14 декабря 2020 года ОЭСР анонсировала новый набор инструментов, разработанных Глобальным форумом и Африканским форумом, чтобы помочь странам создать и обеспечить функционирование эффективной системы обмена информацией.
15 декабря 2020 года ОЭСР анонсировала публикацию Четвертого ежегодного отчета о независимой экспертизе (Harmful Tax Practices – 2019 Peer Review Reports on the Exchange of Information on Tax Rulings), касающегося соблюдения членами Инклюзивной рамочной программы борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (BEPS) минимальных стандартов по Действию 5 BEPS относительно принудительного спонтанного обмена определенными налоговыми решениями (рамки прозрачности).
Отчет охватывает 124 из 137 действующих юрисдикций Инклюзивной системы, включая все юрисдикции, присоединившиеся до 30 июня 2019 года, и юрисдикции соответствия (то есть юрисдикции, которые не входят в Инклюзивную систему, но представляют интерес с точки зрения прозрачности налогообложения), определенные до 30 июня 2019 года. В отчете предоставлена оценка 2019 года и содержатся рекомендации для 43 юрисдикций относительно усовершенствования их правовой или операционной базы для определения и обмена налоговыми решениями. Кроме того, в отчете указывается, что до 31 декабря 2019 года юрисдикции, подлежавшие рассмотрению, издали почти 20000 налоговых решений в пределах рамок прозрачности и осуществили более 36000 обменов информацией.
Действующая Методология оценки применяется до 2020 года, но процесс экспертной проверки, как ожидается, продолжится и в дальнейшем, возможно по новой методологии оценки. Каждая экспертная оценка сосредоточена на том, отвечают ли юрисдикции минимальным стандартам во всех четырех ключевых сферах, исходя из законодательной базы каждой юрисдикции и того, как она применяет данную систему на практике.
Стоит отметить, что ОЭСР опубликовала по состоянию на сегодня четыре ежегодных отчета по экспертной оценке (проверке), касающихся системы фискальной прозрачности, в частности:
– 4 декабря 2017 года – первый ежегодный отчет по экспертной проверке, который включал оценку 44 юрисдикций (то есть стран ОЭСР и G20 и стран, которые были в процессе присоединения к ОЭСР во время проекта BEPS) за 2016 год. Отчет содержал 49 рекомендаций по усовершенствованию для отдельных стран;
– 13 декабря 2018 года – второй ежегодный отчет по экспертной проверке, который включал оценку 92 юрисдикций за 2017 год. Отчет содержал 60 рекомендаций по усовершенствованию для отдельных стран;
– 23 декабря 2019 года – третий ежегодный отчет по экспертной оценке, который включал оценку 112 юрисдикций за 2018 год. Отчет содержал 52 рекомендации по усовершенствованию для отдельных стран;
– 15 декабря 2020 года опубликован четвертый ежегодный отчет о независимой оценке, включающий оценку 124 юрисдикций за 2019 год. В отчете предоставлено 58 рекомендаций по усовершенствованию для отдельных стран.
Согласно документам экспертной проверки одно из направлений касается конфиденциальности. Обзоры конфиденциальности в связи с реализацией рамок прозрачности определяют работу Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией для целей налогообложения в связи со стандартом по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах для целей налогообложения. Результаты такой работы не публикуются, как и не существует дополнительных ссылок на проверку конфиденциальности в документе экспертной проверки. Соответственно, каждая оценка страны, включенной во второй раздел отчета, состоит из следующих элементов: процесс сбора информации; обмен информацией; статистика; обмен информацией о режимах интеллектуальной собственности.
В целом, оценки стран, упомянутых в отчете, указывают, отвечала ли отдельно взятая страна требованиям, изложенным в техническом задании на отчетный год, а следовательно издаются ли страной налоговые решения в рамках Действия 5 плана BEPS. Как указывается в пресс-релизе ОЭСР, на сегодня 81 юрисдикция полностью отвечает Действию 5, а остальные – 43 юрисдикции – получили одну или несколько рекомендаций по усовершенствованию своей правовой или оперативной базы для определения и обмена налоговыми решениями.
При этом в конце 2020 года ОЭСР опубликовала два документа, удостоверяющих настойчивость организации в обеспечении эффективного внедрения и равных условий по применению Единого стандарта отчетности (Common Reporting Standard – CRS) с целью автоматического обмена информацией о финансовых расчетах (Automatic Exchange of Information – AEOI), а именно:
1. Отчет по экспертной оценке автоматического обмена информацией о финансовых расчетах до 2020 года (A report on the Peer Review of the Automatic Exchange of Financial Account Information 2020 (Peer Review Report); далее – Отчет по экспертной оценке AEOI), опубликованный 9 декабря 2020 года, в котором обобщены выводы экспертных проверок законодательной базы, установленной каждой юрисдикцией для внедрения CRS.
В течение последних лет Глобальный форум ОЭСР провел обзор правовой базы CRS, введенной 100 юрисдикциями, которые приняли на себя обязательства обмениваться информацией CRS начиная с 2017 и 2018 гг.
В Отчете по экспертной оценке AEOI обобщаются выводы, в частности:
– большинство юрисдикций успешно начало обмен и выполнило свои обязательства по обмену в 2019 году (за исключением Доминика, Ниуэ, Синт-Мартен и Тринидад и Тобаго);
– 98 из 100 юрисдикций приняли международную правовую базу, которая полностью отвечает как (a) требованиям к содержанию, предусмотренным их международными соглашениями, так и (b) ожидаемому объему обменной сети CRS; две юрисдикции, не отвечающие данному требованию, – это Синт-Мартен и Тринидад и Тобаго.
Что касается национальной законодательной базы, то было признано, что:
– 54 юрисдикции, включая Каймановы Острова, Францию, Гернси, Джерси, Гонконг, Ирландию, Италию, Люксембург, Сингапур, Испанию и Великобританию, полностью отвечают стандарту CRS;
– 34 юрисдикции получили оценку "На месте, но требуется усовершенствование", то есть Отчет по экспертной оценке содержит среди прочего рекомендации в отношении данных юрисдикций по внесению изменений в национальную законодательную базу, которая полностью отвечает стандарту CRS; в частности, к этой группе относится Швейцария, а также Багамы, Британские Виргинские Острова, Канада, Германия, Япония, Лихтенштейн, Мексика, Монако, Нидерланды и Панама;
– 10 юрисдикций, включая Израиль, Макао и Румынию, имеют существенные недостатки в своей национальной законодательной базе, что может подорвать требования по CRS;
– 2 юрисдикции еще не ввели национальную законодательную базу, то есть Синт-Мартен и Тринидад и Тобаго.
Стоит отметить, что если юрисдикции примут решение ввести рекомендации, приведенные в Отчете об экспертной оценке AEOI, это может потенциально повлиять на все или на некоторые финансовые органы в такой юрисдикции, в зависимости от недостатков, выявленных при их практической реализации. Таким образом, финансовым органам следует тщательно проанализировать рекомендации Глобального форума ОЭСР и определить потенциальное влияние принятия таких рекомендаций с учетом национальных особенностей налогообложения и уровня открытости экономики.
2. Инструкция по содействию и оценке соблюдения финансовыми учреждениями требований по применению CRS (A Guide on Promoting and Assessing Compliance by Financial Institutions (Compliance Guide); далее – Инструкция по соблюдению требований CRS), цель которой – помочь чиновникам и финансовым учреждениям юридически правильно выполнять обязанности по мониторингу и обеспечению соответствия законодательно установленным нормам ведения деятельности финансовых учреждений, которые имеют обязательства по представлению отчетности в рамках CRS и FATCA. Кроме того, Инструкция по соблюдению требований CRS, опубликованная 11 декабря 2020 года, преследует цель предоставить практический обзор того, что именно может включать режим соблюдения требований по обеспечению реализации FATCA – The Foreign Account Tax Compliance Act (закона США о налоговой отчетности по иностранным счетам). Данная Инструкция составлена при участии специалистов налоговых администраций Канады, Сингапура, Великобритании и США. Чтобы обмен финансовой информацией был эффективным и полезным, финансовым учреждениям и налоговым администрациям необходимо ввести эффективные процессы надлежащей проверки (аудита) и составления отчетности.
Несмотря на то что соблюдение налогового законодательства, как правило, контролируется налоговыми администрациями, они обычно менее опытны в оценке введения режимов отчетности третьих сторон, поскольку правила носят преимущественно регулятивный, а не налоговый характер. Поэтому в рамках Форума ОЭСР по вопросам администрирования налогов требуется коллективная работа для поддержки налоговых администраций в определении факторов, необходимых для режима соблюдения финансовыми учреждениями отдельных положений налогового законодательства в контексте общего стандарта отчетности и FATCA.
Обзор приведенного в данной Инструкции по соблюдению требований CRS объясняется тем, что в мире все идет к глобальному уничтожению банковской тайны. По соглашению FATCA (на основании которой был разработан европейский CRS) предоставляются сведения о лице, номерах его счетов и балансе на них, общей сумме процентов по счетам и другая информация, которая может использоваться американской налоговой администрацией для контроля своих резидентов.
Таким образом, больше внимания сосредоточено именно на анализе ключевых положений и составляющих Инструкции по соблюдению требований CRS, что, собственно, будет иметь практическую пользу для субъектов хозяйствования, ведущих свою хозяйственную деятельность на международной экономической арене.
Итак, Инструкция по соблюдению требований CRS состоит из шести разделов, а именно:
І. Помощь во внедрении. Данный раздел описывает важность сотрудничества между налоговыми органами из разных юрисдикций, а также образовательную деятельность юрисдикции, служебные инициативы и инструменты самопомощи для поддержки финансовых учреждений (институций).
ІІ. Определение совокупности финансовых учреждений. Данный раздел аккумулирует в себе рекомендации налоговым органам по практическому применению лучших практик идентификации финансовых учреждений, например путем регистрации, установления требований по отчетности, сопоставления известной совокупности финансовых ресурсов с другими имеющимися ресурсами субъекта хозяйствования, а также дополнительных мер по борьбе с нерегулируемыми финансовыми учреждениями.
ІІІ. Разработка подхода, основанного на оценке рисков, которые могут возникать в ходе реализации подходов к соблюдению требований CRS и FATCA. Поскольку большинство налоговых органов не имеют возможности одновременно проверять соответствие всех финансовых учреждений, в данном разделе представлены предложения по определению рисков и установлению приоритетов. Подход, который основывается на оценке риска, в дополнение к оценке соблюдения общего стандарта отчетности и FATCA может помочь налоговым администрациям выявить потенциальное несоответствие регуляторным нормам, обеспечив акцент на тех финансовых учреждениях или сферах соблюдения, которые имеют больший риск несоответствия. Виды деятельности по соблюдению законодательства, осуществляемые налоговыми администрациями, будут учитывать оценку риска невыполнения финансовыми учреждениями требований к отчетности. В Инструкции по соблюдению требований CRS изложены предложенные процедуры для идентификации рисков и установления приоритетов. Для выявления основных факторов, которые могут привести к указанному несоответствию, может проводиться анализ первопричины. Такой анализ может руководствоваться разработкой соответствующих методов преодоления риска, включая разработку целенаправленных мероприятий по соблюдению норм, в том числе совмещение мер по выявлению, предупреждению и корректировке. Там, где уровень риска низкий, образование или охват могут быть использованы для устранения типичных ошибок низкого риска, допущенных финансовыми учреждениями.
Если анализ первопричины указывает на то, что уровень риска относительно высокий и может возникать систематическая проблема, касающаяся одной или нескольких финансовых учреждений, налоговые администрации могут рассмотреть более целенаправленные мероприятия по соблюдению. Среди прочего это может быть анкетирование, проведение проверок на основании регистрации или проведение выездов в офисы финансовых учреждений.
IV. Внедрение управления государственными службами безопасности и управление FATCA. В данном разделе изложены основные элементы, которые, как можно ожидать, ОЭСР должно обеспечить надлежащее управление, включая организацию проектов, сотрудничество между заинтересованными сторонами, роли и ответственность, обучение, а также документацию и мониторинг. Для каждого основного элемента ОЭСР определяются ключевые требования (так называемые признаки, которые не стоит путать с признаками DAC6 – Directive on Administrative Cooperation – признаками Директивы о налоговых посредниках, которая обязала государства – члены ЕС до 31 декабря 2019 года разработать и имплементировать в национальное законодательство положения об обязательном раскрытии налоговым органам информации по трансграничным операциям, носящим признаки агрессивного налогового планирования, и предусмотрела последующий обмен такой информацией между налоговыми органами стран – членов ЕС), а также примеры вопросов, направленных на то, чтобы помочь налоговым органам легко выявить потенциальные недостатки конкретного финансового учреждения. В дополнение к общим указаниям предоставляются также более конкретные для фондовой и трастовой отраслей. В частности, для адекватного исполнения своих обязанностей согласно общему стандарту отчетности и FATCA финансовые учреждения должны ввести соответствующую структуру управления. Необходимо регулярно пересматривать и отражать в программах процессы внутреннего обучения и систематизации документации в финансовых учреждениях. При оценке данных сфер налоговые администрации могут понять, как финансовые учреждения внедряют и контролируют соблюдение ими налогового законодательства и другого инструктивно-методического базиса.
V. Обеспечение выполнения финансовыми учреждениями своих обязательств по осуществлению надлежащей проверки (аудита). Подобно предыдущему разделу данный раздел определяет признаки и примеры вопросов по процессу надлежащей проверки различных типов счетов (существующих и новых, физических и юридических лиц). Примечательно, что ОЭСР возвращается к теме схем налогового резидентства / гражданства за счет инвестиций (residence / citizenship by investment (RCI/CBI)), предлагая изучать процессы, которые инициируются в финансовых учреждениях, когда владельцы счетов заявляют, что являются налоговыми резидентами в юрисдикции, включенной в соответствующий список ОЭСР. Кроме того, для банков, страховых компаний, фондов и трастов существуют специальные предписания по дополнительным вопросам и предлагается перечень документации для осуществления надлежащего аудита.
VI. Системы и процедуры отчетности. В данном разделе ОЭСР еще раз определяет признаки и примеры вопросов, в частности касаемо систем отчетности, исключения данных и подготовки отчетов, представления отчетов и управления правками, а также предоставляет последующие отраслевые указания.
Следует резюмировать, что Инструкция по соблюдению требований CRS, скорее всего, является наиболее важным и затребованным документом для многих финансовых учреждений, поскольку она помогает им понять потенциальные направления деятельности будущих обзоров и аудитов соответствия. На этом фоне финансовые органы могут пожелать рассмотреть возможность проведения внутренней оценки или попросить внешнюю сторону провести проверку готовности к аудиту согласно признакам и примерам вопросов, изложенных в Инструкции по соблюдению требований CRS. Это позволит провести заблаговременное устранение налоговых несоответствий и неточностей (при необходимости) и обеспечит спокойствие ответственным должностным лицам и руководителям до начала официальных (законодательно установленных) обзоров и аудитов.
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2021
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.