Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Законопроект № 4065 принят: налогообложение КИК отсрочено

Раньше мы уже сообщали о рассмотрении Верховной Радой Украины и принятии за основу этого проекта 03.11.2020, и вот сегодня законопроект принят окончательно.

Наверное, наибольшим ожиданием от этого законопроекта была отстрочка правил налогообложения КИК. Однако он вносит и ряд других существенных изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы, в том числе и в Закон № 466.

Поскольку законопроект только что принят, до момента обнародования остается определенная интрига касательно его содержания в окончательной редакции. Тем не менее приведем его важные нормы, опираясь на текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению.

В частности, законопроект № 4065 вносит следующие изменения:

Перенесение даты вступления в силу статьи 392 Налогового кодекса, которая определяет порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, на 1 год. Предусмотрено, что правила налогообложения прибыли КИК вступят в силу с 01.01.2022, соответственно, первый отчет о КИК необходимо будет представлять в 2023 году по результатам 2022 года. Кроме того, введена возможность представить отчет о контролируемых иностранных компаниях за 2022 год в контролирующий орган одновременно с представлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2023 год с включением указанной в таком отчете скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей налогообложению в Украине, в показатели соответствующих деклараций за 2023 год. При этом штрафные санкции и/или пеня не применяются.

Штрафные санкции за нарушение правил определения прибыли КИК не будут применяться по результатам отчетных периодов 2022 – 2023 годов. В связи с этим информация и/или документы, полученные контролирующим органом по результатам 2022 – 2023 отчетных (налоговых) лет, является информацией с ограниченным доступом, которая не может быть истребована и/или передана правоохранительным органам по их запросу или в рамках процедур, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины, и не может считаться доказательствами в уголовном производстве в понимании статьи 84 Уголовного процессуального кодекса Украины.

Установлен переходный период для определения скорректированной прибыли КИК. При определении такой прибыли КИК за 2022 год не действуют определенные нормы статьи 392 НКУ, определяющие корректировку финансового результата.

Перенесение даты вступления в силу обновленного определения понятия "постоянное представительство" до 01.01.2021. До этой даты действует определение, отдельно приведенное в данном законопроекте.

Перенесение даты вступления в силу обновленных правил налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины (пп. 14.1.54 и пп. "е" пп. 141.4.1 НКУ) до 01.01.2021. До этой даты нормы подпункта "е" подпункта 141.4.1 пункта 141.4 статьи 141 НКУ применяются в следующей редакции: "е) прибыль от осуществления операций по продаже или иному отчуждению ценных бумаг, деривативов или других корпоративных прав, определенная в соответствии с этим разделом".

Уточнение обновленных правил "тонкой капитализации" для корректировки финансового результата на сумму начисленных процентов, которые начнут действовать с 01.01.2021, а именно: такая корректировка коснется только процентов, начисленных в пользу нерезидентов.

• Обновлены правила определения корректировки финансового результата в связи с введением понятия "деловой цели".

Применение критерия "деловой цели" к операции по реализации товаров, работ, услуг в пользу определенных нерезидентов в целях корректировки финансового результата до налогообложения.

Изменения к статье 39 НКУ в части применения правил трансфертного ценообразования. Например, касательно права налогового органа при расчете финансового результата плательщика налога до налогообложения не учитывать (не признавать) контролируемую операцию, или право замены операции альтернативным вариантом в целях определения условий договора (контракта), которые бы были согласованы несвязанными лицами, действующими коммерчески рационально в сопоставимых условиях.

Законопроект предусматривает ряд других изменений в действующие нормы законодательства и в нормы, вступление в силу которых можно ожидать с 01.01.2021.

После обнародования закона мы более подробно ознакомим вас с изменениями, вносимыми в налоговое законодательство, и какие из них необходимо учесть при осуществлении деятельности уже с 1 января 2021 года.

Также будем изучать практическое применение отдельных норм указанного законопроекта, в том числе касающихся периодов 2020 года. Спрогнозировать неоднозначность его трактования несложно, поскольку, как указано в Замечаниях к законопроекту от юридического департамента Аппарата Верховной Рады Украины: "Положения проекта изложены без соблюдения конституционных принципов верховенства права и определения Украины правовым государством (статьи 1 и 8 Конституции Украины), а также без учета правовой позиции Конституционного Суда Украины, в решениях которого неоднократно подчеркивалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактования в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу".

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО