Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Роль неправительственных организаций в либерализации налогового законодательства

Бюджет является одним из самых важных публичных документов, разработанных правительством, который выражает приоритеты и обязательства государства на соответствующий год. Учитывая его важное значение для граждан страны, бюджет должен быть предметом широкого рассмотрения и обсуждения, ведь количественное выражение доходной и расходной частей бюджета зависит от экономического состояния страны. На сегодняшний день довольно активно в обсуждениях поднимается вопрос либерализации экономики. Иными словами, либерализация заключается в освобождении экономики от чрезмерного управленческого влияния государственной власти и расширении прав и свобод экономических действий субъектов хозяйствования, в первую очередь в политической, экономической, культурной и других сферах общественных отношений.

Одним из основных направлений либерализации экономики в Украине и усовершенствования условий хозяйствования является упрощение администрирования налогов и сборов, а также снижение налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования. Это объясняется тем, что налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны, поэтому развивается и изменяется вместе с приоритетами государства, которые, как правило, указываются в ключевых стратегических документах страны на соответствующие годы.

Например, на сегодняшний день важными являются следующие документы:

– Ежегодное Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины в 2020 году (обращение датировано 20 октября 2020 года);

– Программа деятельности Кабинета Министров Украины на 2020 год;

– Среднесрочный план приоритетных действий Правительства на 2021 – 2023 годы;

– Стратегия устойчивого развития "Украина-2020";

– Стратегический план деятельности Министерства финансов Украины на 2018 – 2021 годы;

Меморандум Украины с МВФ "Об экономической и финансовой политике" (датирован 02 июня 2020 года) и т. д.

Основными, определяющими либеральную налоговую систему как таковую, являются:

– создание уникальных фискальных условий для развития бизнеса и восстановления экономики страны;

– решение самых болезненных проблем в сфере налогообложения, в частности снижение уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

– оздоровление инвестиционного климата;

– вывод экономики из тени – установление обоснованных ставок налогов и упрощение администрирования в целях стимулирования легализации бизнеса;

– стабильность и предсказуемость налогового законодательства.

Упомянутое выше направление либерализации налогового законодательства и отечественной экономики в целом не замыкается исключительно на предложениях профильных министерств и ведомств (например, Минфина, ГНС Украины и т. п.), а учитывает также инициативы народных депутатов, представителей Секретариатов Комитетов Верховной Рады Украины, представителей научных кругов, собственно самих субъектов хозяйствования и неправительственных (в т. ч. общественных) организаций.

Именно история развития гражданского общества в условиях независимой Украины доказала возможность и оправданность главной миссии неправительственных организаций – стать общественным голосом для решения актуальных вопросов и проблем различных групп населения путем построения эффективного диалога с государством.

Наиболее показательным примером учета в данном направлении мнений компетентных представителей неправительственных организаций стала инициатива проведения налоговой либерализации, начатая в 2015 году путем регистрации законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации" от 26.10.2015 г. № 3357. Ключевым в этом законопроекте являются предложения снизить ставки прямых налогов, перейти к налогообложению распределенной прибыли, упростить администрирование и ввести мораторий на 3 года на изменения базовых элементов налогов и сборов. Несмотря на трехлетнюю давность регистрации данного законопроекта, идеи, заложенные в нем, не канули в Лету, ведь в соответствии с регистрационной картой нормативно-правового акта он был включен в повестку дня девятой сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва (постановление ВРУ от 18.09.2018 г. № 2543-VIII).

Показательность этого примера вызвана тем, что в свое время Международный валютный фонд (МВФ) заявил, что налоговую реформу, разработанную депутатами Верховной Рады Украины без участия Минфина, а также замечаний и рекомендаций бизнес-сообщества и представителей неправительственных организаций, нельзя принимать в существующем виде.

В подтверждение приведу цитату тогдашнего представителя МВФ в Украине Жерома Ваше: "...По нашей текущей оценке законопроекта, зарегистрированного в парламенте в прошлый понедельник, он приведет к сокращению налоговых поступлений на 9 – 10 % ВВП. Это огромная сумма. В международном сравнении она почти беспрецедентна...".

Упомянутый нормативно-правовой акт можно отнести к одному из ряда базовых законопроектов, которые чиновники определяли как основные правила налогообложения в рамках среднесрочного и стратегического видения развития национальной налоговой системы.

Однако возникает вполне закономерный вопрос: почему все реформаторские попытки в значительной степени были безуспешными?

Большинство экспертов склонялось к мнению, что идеи парламента хорошие, но это не повод изменять налоговую модель. Также не факт, что к этому был готов Минфин, который отвечает за наполнение бюджета. Страна в кризисе. А многие начинания, касающиеся снижения ставок, могут увеличить бюджетные дыры. Хотя, с другой стороны, вывод зарплат из тени и их повышение увеличит покупательскую способность, активизирует работу экономики.

Но однозначного ответа не было на этот вопрос, что объясняется существованием целого комплекса причин, которые, накладываясь друг на друга, только ухудшали ситуацию.

Первая причина заключается в том, что большинство нормативно-правовых актов, касающихся налоговых изменений, не содержали достаточного научного и практического обоснования. Вторая причина – что внесенные изменения были, мягко говоря, не совсем коррелированы с общей стратегией развития Украины. Третья – пассивностью большей части общества на первых этапах становления независимости нашей страны, в вопросах оценки налоговых нововведений.

Сейчас это уже не так. Более того, главной движущей силой изменений является как раз не государство или влияние извне, а гражданское общество, способное влиять на политические решения в нашей стране. Непосредственным результатом всех протестных движений и событий стало изменение социального портрета украинского общества. Особенно после Революции достоинства украинцы стали другими. Теперь они уверены, что старую систему можно изменить, и не согласны снова со своего кармана оплачивать несостоятельные попытки государства реформировать страну. Теперь общественные организации и институты являются локомотивом изменений в стране, площадкой для общественной дискуссии и выработки единой стратегии.

Учитывая изложенное, неправительственные организации являются составляющей частью любого общества, существующего в условиях демократического режима. В зависимости от особенностей каждого отдельного общества отличаются только количество этих организаций и объем действий, которые они выполняют. Они являются неотъемлемым условием и необходимой составляющей политического процесса и формальной политической структуры демократического государства. Сотрудничая с органами власти, политическими партиями, народными депутатами, министерствами и ведомствами в составе рабочих групп и влияя на общественное мнение, неправительственные организации способны достичь необходимых политических решений в рамках возможных направлений реформирования отечественной налоговой системы. Таким образом, неправительственные организации являются важным фактором социальной и политической жизни, а также ускоряют демократические процессы и делают их необратимыми.

Западные источники различают следующие виды организаций:

1. Общественные организации (Civil society organizations) – формальные и неформальные группы индивидов или ассоциаций, которые не относятся ни к властным, ни к бизнес-структурам;

2. Неправительственные (негосударственные) организации (Non-governmental organizations), которые часто путают с понятием гражданского общества. В действительности они представляют лишь верхушку "айсберга" гражданского общества. Они решают вопросы гуманитарной помощи, защиты прав человека, экологической безопасности. Различают неправительственные организации с членством и без него;

3. Неправительственные организации по развитию (Non-governmental development organizations) – организации, занимающиеся поиском путей привлечения средств для развития определенного региона. Различают организации северного и южного типов. Северные – работают только в направлении развития регионов. Южные привлекаются и к другим проектам на местном уровне;

4. Региональные организации (Community-based organizations) – это невидимая часть "айсберга" общественных организаций, находящаяся под слоем неправительственных организаций. В основном это организации с членством, которые находятся и действуют в пределах определенного региона. Региональные организации не всегда формально зарегистрированы. Они состоят из кружков, групп интересов, клубов. Эти организации работают на волонтерских началах, хотя и получают гранты от негосударственных организаций;

5. Представительные неправительственные организации (Advocacy NGOs) – организации, которые не имеют индивидуального членства, а состоят из профессиональных групп или региональных неправительственных организаций, пытающихся расширить свои права путем коллективных усилий в местных ассоциациях и государственных структурах. Они могут иметь местный, региональный, национальный и международные масштабы. Представительные организации обеспечивают тренинги, сбор информации и проведение исследований для своих членов;

6. Ассоциации групп интересов (Interest group associations) – это ассоциации профессионалов. Профсоюзы наиболее полно представляют эту группу организаций. Неправительственные организации отличаются от профсоюзов тем, что они формально ответственны только перед собой, в то время как профсоюз отчитывается перед своими членами.

Неправительственные организации в Украине официально не имеют права на осуществление законодательной инициативы. Поэтому лоббирование является единственным "прямым" путем представления общественного мнения и интересов субъектов хозяйствования.

В частности, налоговый контроль – один из видов финансового контроля, среди подвидов которого выделяют и общественный контроль. Именно его реализацию и осуществляют неправительственные организации – представители общественности. Цели таких организаций заключаются в повышении уровня правовой осведомленности налогоплательщиков, формировании налоговой культуры и защите прав добросовестных налогоплательщиков. Поэтому можно утверждать, что в целом цели и задачи неправительственных организаций в пределах администрирования налогов и сборов аналогичны, с незначительными вариациями, которые зависят от миссии создания той или иной организации.

Имеется информация, что в Украине каждый год количество неправительственных организаций увеличивается на 1-2 тыс., и составляет уже более 40 тыс. Из общей массы преимущественная их часть (более 90 %) действует в регионах или на местном уровне, более 4 % являются общенациональными и 1 % – международными.

Локация наибольшего количества неправительственных организаций в столице Украины показательна, ведь именно г. Киев является центром принятия важных политических решений по реформированию той или иной сферы, в частности налоговой политики страны.

И здесь возникает вопрос: какие же факторы привели к беспрецедентному системному росту количества неправительственных организаций в Украине?

Анализ позволил нам выделить как минимум шесть взаимосвязанных причин данного процесса, а именно:

1) демократизация и идеализация гражданского общества: учет общественных мнений и увеличение уровня открытости данных стали благоприятными условиями для развития неправительственных организаций;

2) увеличение спроса на незаангажированный анализ и представление оперативной информации: общество "бомбардируется" несистемной и ненадежной информацией, при этом неправительственные организации могут собирать достоверные данные, обобщать и систематизировать их, предоставляя при этом выводы и рекомендации;

3) рост количества государственных и негосударственных межправительственных организаций (например, ВТО, Мировой банк, Международный валютный фонд и т. д.);

4) развитие информационно-коммуникационных технологий: расширение зоны покрытия Интернета привело к недорогому, мгновенному и в значительной степени нерегулируемому потоку информации, поэтому сложно ограничить приток информации с точки зрения авторитарных правительств;

5) глобализация финансирования деятельности неправительственных организаций: вопрос финансирования важен, ведь многие организации работают с небольшими бюджетами и штатом экспертов. Практика показывает, что большая часть финансирования поступает от развитых стран в развивающиеся или страны с переходной экономикой. Вместе с тем иностранное финансирование вызывает вопросы о доверии к финансируемой неправительственной организации, что требует большей прозрачности и сложности в формировании отчетности, когда в деятельности таких организаций участвуют международные доноры;

6) низкая эффективность деятельности государственного сектора: эрозия доверия к лидерам страны и правительственным институциям, что вызвано бесконечными скандалами, в которых участвуют представители властных структур и народные депутаты. Именно низкая эффективность деятельности народных избранников вынуждает граждан ставить под сомнение легитимность правительства. Именно в такой момент недоверия деятельность неправительственных организаций, защищающих интересы общественности, является наиболее оправданной.

Необходимо добавить, что в помощь неправительственным организациям с 2016 года стало выполнение государством условий Международной хартии открытых данных: в первую очередь делать правительственные данные открытыми по умолчанию. Ответственным органом стало Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины. В процессе реформирования государственные органы Украины публикуют все больше открытых данных из различных сфер деятельности.

Ярким примером значительного влияния неправительственных организаций на принятие политических решений в рамках реформирования налоговой системы является опыт США, а именно функционирование двух организаций:

1) Американцы за налоговую реформу (Americans for Tax Reform – ATR) – влиятельная некоммерческая организация, которая выступает против любого увеличения налогового давления в США. Количество членов – 60000. Организация основана Гровером Норквистом (Grover Norquist) в 1985 году по инициативе тогдашнего президента США Рональда Рейгана. С 1992 года ATR проводит еженедельные собрания консервативных и республиканских активистов в формате "без прессы и не под протокол" в целях согласования своих действий и стратегии поведения. Довольно быстро такие "встречи по средам" стали важным узловым центром консервативных и республиканских политических организаций США;

2) Союз защиты налогоплательщиков (The Taxpayers Protection Alliance – TPA) – неприбыльная непартийная организация, направленная на просвещение общественности путем исследования, анализа и распространения информации о влиянии государства на экономику. Привлекая общественность – налогоплательщиков, TPA вынуждает политиков нести ответственность за влияние их профессиональной деятельности на общество и предлагает практические способы решения проблем дефицита бюджета и государственного долга. TPA информирует общественность о неэффективной деятельности государства, а также мошенничестве и злоупотреблении властью со стороны чиновников.

Таким образом, отечественным неправительственным организациям, функционирующим в рамках поддержки процесса реформирования налоговой политики, есть на кого равняться и перенимать наилучший мировой опыт в организации диалога "неправительственная организация – общество – государство".

В заключение отмечу, что участие неправительственных организаций в процессе либерализации налогового законодательства является важным и затребованным в современных экономико-социальных условиях. Действительно, активно развитое гражданское общество может дисциплинировать государство, продвигать (лоббировать) интересы различных групп населения, обеспечивать их активное участие в политической жизни. Однако политические структуры должны понимать, что их компетентность должна быть на высоком уровне, чтобы была возможность конкурировать с представителями общественности в рамках удовлетворения или опровержения востребованных обществом налоговых изменений.

Подчеркну, что изменение налоговой системы должно происходить согласно следующему алгоритму:

1) выявление проблемы;

2) выяснение причин существования проблемы;

3) определение возможных способов решения;

4) имплементация оптимального способа;

5) выполнение и реализация изменения;

6) оценка результативных показателей внесенных изменений.

При этом применение экспертного потенциала, представляемого в пределах функционирующих неправительственных организаций, должно быть максимально эффективным.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО