Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Дедлайн аудиторской проверки: сколько на самом деле есть времени у предприятий для проведения аудита, если они подают отчетность по ТЦО

В условиях пандемии COVID-19 законодатели с целью уменьшения давления на предприятия внесли некоторые изменения в нормативные документы, в частности и касаемо ответственности за несвоевременное обнародование финансовой отчетности за 2019 год.

Так, согласно одному из первых Законов (Закон № 540-ІХ от 30.03.2020 г.), касавшемуся карантинных изменений, были внесены изменения в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", а именно, определено, что лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае, если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного с целью предупреждения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем окончания такого карантина, но не позднее 31 декабря 2020 г., а для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, – в течение срока, установленного п. 7 разд. VII "Заключительные положения" Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", но не позднее 31 декабря 2020 г.

Иными словами, предприятия имеют возможность отсрочить обнародование финансовой отчетности, а следовательно и проведение аудиторской проверки за 2019 год, до окончания карантина, но не позднее 31.12.2020.

Однако 23.05.2020 вступил в силу Закон № 466-ІХ от 16.01.2020 г., предусматривающий, что субъекты хозяйствования, которые обязаны подтверждать свою финансовую отчетность аудиторским отчетом, должны:

1) не позднее 10 июня года, следующего за отчетным, вместе с финансовой отчетностью, являющейся неотъемлемым приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль, представить налоговому органу аудиторский отчет по такой финансовой отчетности;

2) представить по запросу налоговых органов документацию по трансфертному ценообразованию (далее – Документация по ТЦО) вместе с копией аудиторского заключения о финансовой отчетности плательщика налогов за отчетный период, в котором имели место контролируемые операции, указанные в запросе.

Касаемо порядка представления отчетности по налогу на прибыль за 2019 год налоговые органы высказали четкую позицию в письме ГНСУ от 04.06.2020 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07: поскольку изменения в п. 46.2 ст. 46 НКУ вступили в силу 23.05.2020 и предельный срок представления декларации и финансовой отчетности за отчетный период (2019 год) уже прошел, то впервые норма указанного пункта об обязательном представлении годовой финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным, применяется в 2021 году по итогам 2020 отчетного года.

Что касается представления Документации по ТЦО за 2019 год, то согласно пп. 39.4.3 – 39.4.5 п. 39.4 ст. 39 НКУ плательщики налогов, осуществляющие контролируемые операции, обязаны составлять и хранить Документацию по ТЦО за каждый отчетный период. По запросу налоговых органов субъекты хозяйствования в течение 30 календарных дней со дня получения запроса подают Документацию по ТЦО по контролируемым операциям, указанным в запросе. Запрос направляется не ранее 1 октября года, следующего за календарным годом, в котором такая контролируемая операция (операции) была проведена.

Следовательно, несмотря на перенос общих сроков обнародования финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением, предприятия, представляющие отчетность по ТЦО, фактически не обладают такой опцией для отсрочки аудиторской проверки до конца 2020 года.

При представлении Документации по ТЦО по запросу ГНС без аудиторского заключения она может рассматриваться как представленная в неполном объеме. В свою очередь, в течение срока, отведенного на представление Документации по запросу налогового органа, в большинстве случаев провести аудиторскую проверку невозможно.

Обращаем внимание, что согласно п. 120.3 ст. 120 НКУ непредставление Документации по ТЦО влечет за собой наложение штрафа в размере 3 % от суммы контролируемых операций, по которым не была представлена Документация, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года (на сегодняшний день это 420400,0 грн).

Таким образом, предприятиям, которые согласно законодательству обязаны обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением и у которых имеются контролируемые операции за 2019 год, следует быть готовым после 01 октября 2020 г. по запросу налогового органа представить аудиторское заключение как обязательное приложение к Документации по трансфертному ценообразованию.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО