Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Малая налоговая реформа – 2020: рекомендации собственникам бизнеса

Наталия Радченко, партнер ЮК Legal House, рассказала, к чему готовиться бизнесу и как избежать рисков

Более четырех месяцев бизнес ждал подписания законопроекта № 1210, который окончательно оформлен Законом № 466-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве" (далее – Закон № 466), вступившим в силу 23 мая 2020 года.

За эти четыре месяца бизнес-сообщество и налоговые консультанты прошли почти все стадии принятия неизбежного: от отрицания до смирения. Материалов с критикой реформы уже достаточно. Многочисленные изменения условно можно поделить на те, что коснуться непосредственно бенефициаров бизнеса, и рабочие изменения, которые будут изучать налоговые адвокаты, бухгалтеры и менеджмент компаний.

В настоящем материале мы собрали нормы, важные для бенефициаров бизнеса, и составили пошаговый план собственникам компаний: какие меры необходимо предпринять, чтобы эффективно работать с новыми налоговыми нормами и избежать рисков.

Рекомендация 1. Анализ бизнес-структур и соглашений по принципу "деловой цели".

Когда начинать? Новые критерии "деловой цели" вступили в силу 23 мая 2020 года. Но начинать анализ структур нужно было еще с 1 декабря 2019 года, когда для Украины вступила в силу Конвенция MLI.

Цель нормы? Отсутствие деловой цели в хозяйственных операциях может привести к пересмотру расходов, что, в свою очередь, повлечет увеличение сумм налогов. Кроме того, отсутствие деловой цели в операциях с нерезидентами ведет к запрету пользования льготными ставками согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения.

Каковы риски нововведений? Норма коснется всех крупных и средних плательщиков, работающих с нерезидентами. Отсутствие деловой цели в соглашениях налоговая зачастую использует в качестве причины для доначислений. Судебной практики, где мы доказывали реальность операций, много. Вспомним, какие соглашения не любит налоговая:

• продажа ниже цены приобретения;

• покупка у посредников при наличии прямых контактов с производителями;

• покупка услуг, использование которых не может иметь положительного эффекта для результатов хоздеятельности;

• отсутствие изменений в активах, обязательствах или собственном капитале.

Налоговая может определить, была ли у плательщика "разумная экономическая причина (деловая цель)" для осуществления той или иной операции. Новые изменения показывают, что деловая цель гораздо шире, чем реальность операции, и ее нет, если:

главной целью или одной из главных целей и/или ее результатом является неуплата (неполная уплата) налогов и/или уменьшение объема налогооблагаемой прибыли;

• в сопоставимых условиях предприятие не заключило бы аналогичное соглашение с несвязанным лицом.

Кстати, Законом № 466 введена приятная норма для налоговиков и судей, которые решат поддержать фискальную позицию. Новая редакция п. 103.2 НКУ прямо предусматривает, что использование налоговых льгот, предусмотренных конвенциями об избежании двойного налогообложения, не допускается, если не пройден тест деловой цели.

Окно возможностей осталось в определении экономического эффекта от операции. Если плательщик сможет доказать, что соглашение/операция привели к приросту (сохранению) активов или приросту (сохранению) стоимости таких активов, или соглашение создало условия для такого прироста (сохранения) в будущем, то принцип деловой цели выполнен.

Что нужно делать?

• Проанализировать соглашения с нерезидентами (особенно со связанными лицами).

• Проанализировать бизнес-структуры и избавиться от нелогичных компаний и операций.

• Пересмотреть структуру принятия решений и планировать операции во времени, а не "задними числами".

• Подготовить документацию, которая обосновывает наличие деловой цели. Описание в документации деловой цели прямо предусмотрено для контролируемых операций по приобретению работ (услуг), нематериальных активов (кроме операций по приобретению товаров).

Рекомендация 2. Провести анализ наличия контролируемых иностранных компаний (КИК).

Когда начинать? Норма о КИК вступит в силу с 1 января 2021 года. Вполне возможно, что срок продлят. Было бы логично, если бы эта норма заработала после вступления в силу законодательства о налоговой амнистии, которое нам пообещал Президент Украины. Несмотря на отсрочку, не стоит откладывать подготовку к КИК.

Цель нормы? Дотянуться до нераспределенной прибыли, которую украинский бизнес аккумулирует за границей. В связи с этим Украина избрала один из наиболее жестких вариантов законодательства о КИК. Уплатить налоги могут обязать резидентов Украины – физических и юридических лиц, если они признаны контролирующими лицами. В понятие "юрлицо" попадают все возможные формы сотрудничества – как зарегистрированные, так и незарегистрированные.

Каковы риски нововведений?

Во-первых – это ежегодное представление отчета о КИК, а также обязательство уведомлять налоговую о любом изменении вашего статуса контролера иностранной структуры. Первое представление отчета – в 2022 году по результатам 2021.

Во-вторых – это необходимость уплачивать налоги в Украине с нераспределенной прибыли КИК, в случаях, указанных в Законе. Для физических лиц – контролеров ставка составляет 18 % + 1,5 % военный сбор (кроме случаев распределения дохода КИК в дивиденды, тогда ставка 9 % + 1,5 %). Для юридических лиц – налог на прибыль 18 %.

В некоторых случаях налоги не нужно уплачивать. Например, если общий доход всех КИК одного контролирующего лица не превышает 2 млн евро, либо ваш КИК – публичная компания, акции которой котируются на признанной бирже, либо ваш КИК получает преимущественно активные доходы, или пассивные, но у компании есть substance.

В-третьих – это значительное количество штрафов. В частности, по результатам 2021 – 2022 годов они не будут применяться, и не будет уголовной и административной ответственности. Но уже с 2023 года контролер КИК может получить штраф за неуведомление о покупке доли в иностранной компании в 300 размеров прожиточного минимума (на сегодняшний день это было бы более 600000 грн). А если не отразить в отчете информацию о КИК, то санкция может быть 3 % суммы дохода КИК или 25 % скоррелированной прибыли КИК, не отраженной в отчете, но не более 1000 размеров прожиточного минимума (на сегодняшний день это было бы более 2 млн грн).

Что нужно делать?

• Для начала определить, какие компании в структуре бизнеса вам нужны, а от каких необходимо избавиться. "Спящие" компании становятся крайне невыгодны, поскольку по ним все равно нужно отчитываться. Что с ними делать? Варианта два: либо закрыть, либо Законом № 466 установлена дополнительная возможность признать такую компанию налоговым резидентом Украины. Например, у вас есть пустая BVI или любой другой старенький офшор. Ликвидировать его – долго и дорого. Подпункт 133.1.5 НКУ позволяет сделать такую компанию налоговым резидентом Украины и представлять пустые отчеты в Украине. При этом непосредственно указано, что тогда такая компания не является КИК. Правда, порядок реализации этой нормы еще непонятен.

• По тем компаниям, которые нужны, – определить, являетесь ли вы контролером. Напомним критерии контроля:

а) прямое владение долями в компании: более 50 % – если собственник один; более 25 % (с 2023 года – более 10 %), если совместно с другими украинскими партнерами – доля владения составляет более 50 %;

б) если прямого владения нет, но есть фактический контроль, критерии которого расписаны в Законе № 466.

• Если вы являетесь контролером – принять решение: декларировать такую КИК или искать варианты отхода от признаков контролирующего лица. Например, изменив резидентство (включая налоговое) или путем передачи бизнеса в дискреционный безотзывный траст.

• Если принимаете решение представлять декларацию о КИК – пересмотреть структуры бизнеса в целях законной оптимизации размера скорректированной налогооблагаемой прибыли. Нужно быть готовым к дополнительным расходам на аудиторов. Потому что налоговая требует, чтобы финансовая отчетность КИК была заверена аудитором страны регистрации КИК.

Рекомендация 3. Проанализировать возможность ликвидации иностранных компаний с получением единовременного безналогового дохода.

Когда начинать? Существует коллизия между сроком вступления в силу этой нормы с 1 января 2021 года и сроками для необходимых юридических действий, указанных в самой норме.

Что нужно делать? Закон № 466 открывает окно возможности для единовременного безналогового получения дохода, если бенефициар принимает решение о ликвидации иностранной компании до 30 июня 2020 года, заканчивает ликвидацию в сроки, определенные законом, и получает доход в денежной или натуральной форме в результате такой ликвидации.

Норма сложная в реализации, и необходимо просчитывать все риски: от источника происхождения средств, за которые компания была куплена/учреждена ранее, до видов доходов, которые можно получить (деньги, имущественные права, права требования и т. д.), и возможных изменений, которые может добавить в эту норму будущая налоговая амнистия.

Рекомендация 4. Провести анализ контролируемых и других видов операций, а также схем получения пассивных доходов, чтобы не попасть под конструктивные дивиденды.

Когда начинать? Норма вступает в силу с 1 января 2021 года.

Цель нормы? Расширить базу налогообложения. Конструктивные дивиденды – это дополнительная возможность найти у плательщика доход в виде дивидендов там, где раньше его не было. Например, при выкупе юрлицом корпоративных прав в собственном уставном капитале.

Каковы риски нововведений? На данную новацию стоит обратить внимание бизнесу с контролируемыми операциями, а также тем лицам, которые планируют уменьшать уставный капитал или выходить из уставного капитала компании. Выплаты в этих случаях могут быть приравнены к дивидендам, если они привели к уменьшению нераспределенной прибыли юрлица.

Что нужно делать?

• Тестировать операции со связанными лицами на принцип "вытянутой руки": разница между фактической ценой соглашения и стоимостью, определенной по принципу "вытянутой руки", может быть приравнена к дивидендам.

• Осторожно планировать операции по уменьшению уставного капитала, выходу из компании, выкупу корправ в собственном капитале и подобные операции.

Рекомендация 5. Провести анализ деятельности от имени нерезидента в Украине по критерию иностранного представительства.

Когда начинать? Нормы об иностранных представительствах вступили в силу с 23 мая 2020 года.

Цель нормы? Увеличить количество налогоплательщиков в Украине и наполнить бюджет за счет штрафов.

Каковы риски нововведений?

Критериев для признания деятельности от имени нерезидента иностранным представительством стало больше. Штраф за отсутствие регистрации – 100000 грн.

Признаками постоянного представительства для лиц, представляющих нерезидента в Украине, например, по поручению, могут быть:

• если нерезидент дает указания резиденту (в том числе по электронной почте) и тот их исполняет;

• наличие у резидента корпоративной почты от нерезидента;

• если резидент продает товары/активы нерезидента по его указанию;

• если резидент арендует помещение для хранения активов нерезидента или для других его целей.

Что нужно делать?

• Стоит пересмотреть агентские и посреднические схемы, договоры и доверенности, которыми оформлены отношения с нерезидентом.

• Посчитать период пребывания иностранных сотрудников – нерезидентов на ваших строительных площадках.

• Проверить условия представительства. Например, одна из новаций: если у посредника, работающего от имени нерезидента, имеются еще договоры со связанными с таким нерезидентом лицами, то такой посредник может считаться не только представительством нерезидента, но и всех его связанных лиц.

Признание лица иностранным представительством автоматически налагает на него обязательство отчислять налоги со всех доходов нерезидента, полученных в Украине.

Рекомендация 6. Проанализировать свои иностранные компании по критерию налогового резидента Украины.

Когда начинать? Норма вступает в силу с 1 января 2021 года.

Цель нормы? Увеличить количество налогоплательщиков в Украине.

Каковы риски нововведений? Например, у вас есть компания на Кипре или в любой другой иностранной юрисдикции. Вы уверены в том, что это иностранная компания, и уплачиваете налоги по законодательству Кипра. Но в один прекрасный день приходит налоговая Украины и говорит: "Нет, ваша кипрская компания – налоговый резидент Украины и должна уплачивать налоги по законодательству Украины". Такая ситуация станет возможной, когда эффективное управление компанией осуществляется в Украине (выполняется хотя бы одно из условий):

• управление банковскими счетами;

• ведение бухгалтерского или управленческого учета;

• управление персоналом иностранной компании.

При этом иностранная компания может добровольно получить такой статус и также добровольно от него отказаться, пройдя налоговую проверку. Среди плюсов – такая компания не будет считаться КИК для собственника; среди минусов – хотели Кипр, а получили украинское юрлицо со всеми нюансами отчетов и налогов Украины.

Что нужно делать?

• Проанализировать критерии налогового резидентства для каждой вашей иностранной компании.

• Если есть риски, подготовить документальное обоснование, пересмотреть структуру управления и менеджмента и т. д.

Рекомендация 7. Операции с недвижимостью.

Когда начинать? Норма вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Цель нормы? Заставить уплачивать налоги при продаже корправ иностранных компаний, владеющих недвижимостью в Украине.

Каковы риски нововведений? Если нерезидент, владеющий недвижимостью в Украине, продает свои корпоративные права другому нерезиденту, то нужно будет анализировать: если 50 % стоимости таких корпоративных прав формируется за счет участия в украинском юрлице и более 50 % стоимости формируется из стоимости недвижимости, то Продавцу придется зарегистрироваться в Украине налогоплательщиком и уплатить налог по такому соглашению по ставке 15 %. При этом важно учитывать, что эти условия должны совпадать в любой момент в течение 365 дней перед продажей таких корпоративных прав.

Что нужно сделать? Проанализировать структуры владения недвижимостью в Украине.

Рекомендация 8. Операции с ценными бумагами, эмитентом которых являются нерезиденты, и инвестиционный доход по таким бумагам.

Когда начинать? Норма вступила в силу с 23 мая 2020 года.

Цель нормы? Наконец-то поставлена точка и снята коллизия норм при получении инвестиционного дохода от нерезидента. Закон № 466 четко устанавливает, что база для налогообложения инвестиционной прибыли, полученной за границей, – это не вся сумма полученного иностранного дохода, а разница между доходами и расходами. Открыто окно возможностей для получения легального личного дохода для украинцев, владеющих иностранными ценными бумагами.

Риски остаются в случае продажи физиками инвестиционных активов связанным лицам или нерезидентам из низконалоговых юрисдикций. Работает правило "обычной (рыночной) цены".

Рекомендация 9. Обратить внимание на новый принцип вины налогоплательщика и ответственность фискалов.

Одна из немногих положительных норм, поскольку добавляет работы фискалам. В ряде правонарушений налоговая должна будет доказать вину плательщика. Если не докажут, то финансовая ответственность не наступает.

Вину должны доказать в правонарушениях, указанных в Кодексе: п. 119.3 (отчетность налоговых агентов в отношении физлиц), п. п. 123.2 – 123.5 (умышленные действия плательщика, спровоцировавшие необходимость определения суммы налогового обязательства и/или другого обязательства органами ГНС), п. п. 124.2, 124.3 (умышленная неуплата суммы согласованных налоговых обязательств), п. п. 1251.2 – 1251.4 (умышленное неудержание налогов налоговыми агентами).

Кодексом также определены обстоятельства, позволяющие налогоплательщику избежать финансовой ответственности:

• истечение сроков давности;

• индивидуальная налоговая консультация, обобщающая налоговая консультация, заключение объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда, правовые решения Верховного Суда, измененные Большой Палатой Верховного Суда;

• незаконные решения контролирующих органов, которыми руководствовался плательщик;

• вина банка, платежки, казначейства, эквайера (по правонарушениям ст. ст. 124, 1251), а также оператора почтовой связи по вопросам представления налоговых деклараций;

• методологические ошибки или технический сбой электронного кабинета плательщика и др.

От наличия или отсутствия умысла в налоговом правонарушении также будет зависеть размер штрафов в некоторых случаях (актуально для налоговых агентов):

10 % от суммы занижения обязательств – если умысла не было, и 25 % – если умысел был.

Неправомерность решений фискалов, как и размер убытка, все равно придется доказывать в судебном порядке, чтобы возместить убытки в полном объеме.

Наталия Радченко,

партнер ЮК Legal House

Источник: biz.ligazakon.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО