Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Как финансовое моделирование укрепляет бизнес

Серьезная подготовка к будущему – не самая сильная особенность нашего бизнеса. Что уж говорить о подготовке в сложных условиях абсолютной неизвестности, когда прогнозы разнятся и никто не может предугадать, как и когда будут развиваться события.

Наверное, все перечисленное – отличный повод вооружиться такими инструментами, как сценарный анализ и финансовое моделирование. И если в киномире сценарий – это "план" фильма, которым он когда-то станет, то в бизнесе – это способ для анализа сложной среды, в которой есть множество значимых и к тому же влияющих друг на друга тенденций и событий.

Сценарии в кино основываются на увлекательных историях с определенным количеством участников в определенном месте действия, развивающихся согласно определенным сюжетным линиям. В бизнесе все не менее, а иногда и более интересно.

Анализ и планирование

Итак, начать следует с анализа внешней среды и определения основных точек ее взаимодействия с вашей организацией (поставщики, контрагенты, клиенты, заемщики, конкуренты, законодательство), которые и станут ключевыми сменными, то есть "главными героями", используемыми в дальнейшем в разных сценариях.

Потом моделируем не менее трех вариантов возможного поведения или изменений для каждой сменной и переходим к самой творческой части – комбинации ключевых героев и формированию сценариев. Такая деятельность – прекрасный способ для менеджмента прокачать в группе свое умение проводить системный анализ, формировать комплексное видение проблем, а также группировать варианты поведения или изменения, используя логические принципы. Все это позволит нам создать несколько направлений развития событий.

Минимум, который должен выйти в результате такого творчества, – это наиболее и наименее благоприятные для компании сценарии. Однако если вдохновение позволит получить еще несколько вариантов, постарайтесь, чтобы их не было больше четырех. Попробуйте ввести этап проверки, где после паузы в работе проводится дополнительная проверка на логичность и последовательность, а также на правдоподобность определенных в сценарии развитий событий.

Итак, сценарии полностью готовы, но в бизнесе основными являются цифры, за них и получают главные награды. Поэтому самое время определить, как же скажется каждый вариант развития событий на результате. Именно модель позволит "оцифровать" каждое предполагаемое изменение и увидеть, как оно повлияет на деятельность компании. Оговоренные для бизнес-модели входные данные (цены, объемы, курсы валют, которые будут основными для расчета) станут ключевым условием для повышения гибкости бизнеса, а также для быстрого расчета влияния изменений на результаты.

Моделируя будущее, мы реализуем принцип "предупрежден – значит вооружен", обеспечивая себе возможность продумать контрмеры или превентивные действия заранее, до того, как ситуация резко ухудшится, минимизируя таким образом некоторые негативные последствия, а возможно, и избегая их.

От идеи до реализации

Имея в руках разработанные сценарии и их "оцифровку", переходим к самому интересному этапу – съемкам "фильма". В нашем случае – это разработка и реализация комплекса мероприятий, которые организация осуществит, основываясь на полученных входных данных. Однако, если кинорежиссер реализовывает, как правило, только один сценарий, то бизнесмены оказываются в ситуации, где возможных сценариев несколько и выбирать придется учитывая внешние факторы, о которых сначала не знает никто.

В зависимости от ситуации и стиля управления / особенностей компании, мы можем:

• подготовиться к наиболее возможному сценарию или выбрать комплекс мероприятий, реализация которых благоприятно скажется на компании при любом развитии событий;

• минимизировать потери и стараться получить минимальный выигрыш при любом развитии ситуации, главная цель – сохранение позиций;

• обеспечить гибкость, постоянно осуществляя мониторинг ситуации и модифицируя план действий согласно произошедшим изменениям;

• проактивная позиция – компания решает использовать все свои ресурсы для повышения вероятности реализации самого благополучного для нее сценария.

Гибкость и мотивация определяющие

Нет необходимости выбирать только один подход. Возможно, лучшим вариантом будет объединение нескольких из них. Определив и начав реализовывать комплекс универсальных мероприятий, можно одновременно поставить себе задачу оставаться гибкими путем регулярного мониторинга ключевых факторов, а также занять проактивную позицию и попробовать повлиять на некоторые составляющие вашего сценария.

Каким будет качество именно вашего "фильма", решать не только рынку или макроэкономике, но и вам. Главное, на моменте реализации не упустить организационную, координационную и мотивационную составляющие, необходимые для выполнения намеченного плана действий и комплекса мероприятий. Не забудьте убедиться, что для каждой задачи выбран исполнитель, действия всех исполнителей скоординированы и не напоминают басню "Лебедь, рак и щука", а все достаточно мотивированы для достижения максимального результата.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО