Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Особенности международного учета и отчетности в общественном и частном секторах (часть 1)

Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSASB) обновил информацию о текущем прогрессе с конвергенцией стандартов IPSAS и МСФО. Одним из активных проектов в его работе сейчас значится стандарт по учету аренды, который решено было сделать близким аналогичному ему МСФО 16 (хотя совсем идентичным сделать его в любом случае не выйдет из-за особенностей общественного сектора). Предлагаем сегодня посмотреть, чем именно отличаются этот и другие стандарты, тем более что в этот раз сам IPSASB все достаточно подробно рассказал.

Представление отчетности

МСБУ 1 и IPSAS 1. Оба стандарта уже довольно давно не пересматривались (не принимая в расчет косметических поправок вроде представленной в январе этого года уточненной классификации обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных). Помимо различий в используемой терминологии, которые сами по себе вполне объяснимы и ожидаемы, IPSAS 1 требует обязательного представления отдельного отчета об изменениях в капитале / чистых активах (п. п. 118 – 125). Зато при этом он прямо не оговаривает отдельного представления необычных (нечасто встречающихся) элементов доходов и расходов ни в самом отчете о финансовых результатах, ни даже в примечаниях к отчетности, как того прямо потребовали в конце прошлого года разработчики международных стандартов финансовой отчетности.

Далее, так же как и Совет по МСФО, Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора представил в 2014 году свои "Концептуальные основы". В ходе работы над ними он решил не оговаривать там в качестве элементов финансовой отчетности ни "прочих ресурсов" (пользуясь терминологией отчетности общественных организаций), ни "прочих обязательств" (в параграфах BC5.48 – 5.56 подробно объясняется логика принятия решений на этот счет). В результате там, где Совет по МСФО обращается к понятию "прочий совокупный доход" (other comprehensive income – OCI), IPSASB просто отражает все это в составе чистых активов / капитала.

За прошедшие с последнего крупного обновления годы в IPSAS 1 вносились изменения в ответ на действия Совета по МСФО. Для примера (из относительно недавнего): в январе 2016 г. в стандарте были учтены изменения в МСБУ 7, которые Совет по МСФО внес в рамках своего проекта по улучшению раскрытий.

Однако пока еще не все изменения в МСФО нашли свое отражение в IPSAS 1, хотя Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора и работает над этим. К примеру, в стандарте могут учесть все последние изменения в МСФО 13, МСФО 15 и МСФО 16. Также сегодня идет работа над уточнением "Концептуальных основ" в связи с уточненной классификацией обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных и определением существенности (имеются в виду корректировки к МСБУ 1 и МСБУ 8 в октябре 2018 г.). В целом стандарт считается довольно близким своему аналогу из системы МСФО.

Отчеты о движении денежных средств

Как и в предыдущем случае, IPSAS 2 содержит отличающиеся от МСБУ 7 термины и определения. Кроме того, в соответствии с этим стандартом общественные организации часто проводят реконсиляцию излишка или дефицита в результате своей нормальной деятельности через чистые денежные потоки от операционной деятельности в примечаниях к отчетности. Почему "часто проводят", а не делают это на обязательной основе? Потому что это не значится как жесткое требование, но сам язык, используемый, например, в параграфе 29, дает основания думать, что этого ожидают от организаций, составляющих свои отчеты о движении денежных средств прямым методом.

В 2007 году, сначала в марте, а затем в сентябре, в IPSAS 2 были добавлены сразу два изменения с учетом более ранних изменений в МСФО. Речь идет о МСБУ 23 (в марте того года Совет по МСФО прописал там капитализацию затрат) и МСБУ 1 (в том году состоялся крупный пересмотр стандарта).

Что касается пока еще продолжающейся конвергенции, то сегодня IPSASB трудится над изменениями, которых требует новый МСФО 16. Также могут потребоваться изменения, учитывающие МСФО 8, однако пока что проект в работу не запущен. В целом стандарт нельзя на данном этапе считать очень близким своему аналогу из системы МСФО.

Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

IPSAS 3 и его аналог МСБУ 8. Ключевым отличием двух стандартов является то, что от общественных организаций не требуют показывать изменения в базовой или разводненной прибыли на акцию, что вполне понятно из соображений простой логики (акционерный капитал для госсектора – вещь, мягко говоря, нехарактерная). Здесь также используются свои термины и определения.

В марте и сентябре 2007 г. Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора успешно внес изменения в ответ на изменения упомянутых в предыдущем случае МСБУ 23 и МСБУ 1. В данный момент с IPSAS 3 проводится активная работа с учетом корректировок МСФО 13 (менялся в последний раз в декабре 2013 г. в рамках ежегодных улучшений МСФО).

Влияние изменений валютных курсов

Такое название имеет IPSAS 4, а его "аналог" в системе МСФО – это МСБУ 21. Особых отличий два стандарта не обнаруживают, если не считать отличающейся терминологии. За последние годы в IPSAS 4 (который в последний раз существенно пересматривали в апреле 2008 г.) внесли изменения единожды. Это случилось в июне 2011 г. в ответ на поправки к МСБУ 1, касающиеся представления элементов в прочем совокупном доходе. В данный же момент ведется работа над тем, как учесть в стандарте требования МСФО 13 и МСФО 16.

Затраты по заимствованиям

Так же как и в предыдущем случае, IPSAS 5 от МСБУ 23 в основном отличает разве что терминология, а в целом стандарты довольно близки. В марте 2007 г. IPSASB, конечно, учел изменения в МСБУ 23, которые тогда убрали для составителей отчетности возможность немедленного признания затрат по заимствованиям в качестве расхода. Из более-менее "свежего" – были учтены корректировки к МСБУ 16 и МСБУ 41 от июня 2014 г., которые касались тонкостей учета использующихся в течение нескольких периодов плодоносных растений. Сейчас IPSASB работает над тем, чтобы привести стандарт в большее соответствие с требованиями МСФО 16, где это требуется.

Выручка от обменных операций

В системе международных стандартов отчетности для организаций общественного сектора для нее предусмотрен отдельный стандарт IPSAS 9, который "основан" на старом стандарте по учету выручки МСБУ 18, хотя даже название у него подчеркивает, какие именно трансакции он собой охватывает. Стандарт примечателен тем, что скоро будет заменен на новый, основанный, как можно догадаться, на требованиях МСФО 15, но когда именно это произойдет и насколько он получится по факту близким (несмотря на все стремления разработчиков обеспечить максимальную конвергенцию) – покажет время.

Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике

Стандарт IPSAS 10 обновлен полностью и в данный момент дальнейшую конвергенцию с МСБУ 29 не проходит, несмотря на то, что местами опирается на свою терминологию и не содержит руководство по пересоставлению текущей отчетности.

Договоры на строительство

IPSAS 11 и МСБУ 11. Как хорошо известно, на смену МСБУ 11 пришел МСФО 15, в связи с чем вполне очевидно, что IPSAS 11 также планируют заменить на новый стандарт. Такая работа уже ведется. Ввиду того что МСБУ 11, можно сказать, уже история, обсуждать, какие там были отличия, даже некорректно. Однако для будущего нового стандарта по учету договоров на строительство в общественном секторе это все же важные тонкости, поскольку эти отличия могут остаться. Скажем, в IPSAS 11 оговорены соглашения, которые нельзя рассматривать как юридический договор, а кроме того, там оговаривают некоммерческие договоры на строительство (например, за нулевую цену).

Запасы

IPSAS 12 – "аналог" МСБУ 2 – пересматривался в последний раз в декабре 2006 г., но, несмотря на это, пока сохраняет существенные отличия. Помимо собственной терминологии, он требует, чтобы в случае, когда запасы приобретаются в результате необменной операции, они учитывались по справедливой стоимости на дату приобретения. Также он требует, чтобы в ситуации, когда запасы организация получает вообще бесплатно или по минимальной стоимости (что в общественном секторе случается часто), они учитывались у нее либо по методу затрат, либо по текущей возмещаемой стоимости, смотря какая из них ниже.

В данный момент идет работа над обновлением стандарта с учетом МСФО 13 и МСФО 16, а также значится в планах привести его в большее соответствие с принципами МСФО 8, но, как и в случае с отчетами о движении денежных средств, проект еще не запущен в работу.

Аренда

IPSAS 13 основан на "старом" стандарте МСБУ 17, на смену которому несколько лет назад пришел гораздо более современный стандарт, "вытащивший" всю возможную аренду на баланс. Пока что этого нельзя сказать про IPSAS 13, зато в нем есть дополнительные указания относительно классификации аренды, учета финансовой аренды арендаторами и арендодателями и расчета процентной ставки в финансовой аренде.

Стандарт, вполне очевидно, меняют сейчас на более новый, работа продвигается. Также есть планы учесть требования МСФО 5, но проект в работу еще не запущен. Если на смену IPSAS 13 раньше придет новый стандарт, полагаем, имеет смысл учесть их сразу в нем.

События после отчетной даты

IPSAS 14 ближе всего находится к МСБУ 10, но у них, как видим, даже названия отличаются. Помимо этого, IPSAS 14 (который в последний раз серьезно пересматривался в 2006 году, хотя косметические исправления в нем добавили на следующий год после поправок к МСБУ 1) оговаривает, что, если более не действует допущение о непрерывности деятельности (going concern), требуется применить профессиональное суждение, чтобы определить влияние этого на балансовую стоимость признанных активов и обязательств. Об этом говорится в параграфе 22.

Так же как и в предыдущем случае, у IPSASB есть планы учесть требования МСФО 5, однако проект пока в работу не запущен, зато ведется работа над приведением стандарта в соответствие с принципами МСФО 13.

Инвестиционное имущество

IPSAS 16 и МСБУ 40. Основным отличием между ними является то, что от организаций общественного сектора требуют проводить первоначальное измерение инвестиционного имущества по методу затрат. В случае же если инвестиционное имущество организация получает вообще бесплатно или по минимальной стоимости (как и с запасами, это в общественном секторе явление распространенное), то оно будет измеряться по справедливой стоимости на дату приобретения.

Стандарт проходит конвергенцию с учетом МСФО 13 и МСФО 16, но, как и в предыдущих двух случаях, пока что не с учетом МСФО 5.

Основные средства

IPSAS 17 и МСБУ 16. Организациям общественного сектора разрешено проводить взаимозачет увеличения или уменьшения стоимости ОС в результате переоценки в рамках одного – но не разных – классов активов (п. 56). Как и в предыдущем случае, если организация получает основное средство бесплатно или по минимальной стоимости, то его стоимостью будет справедливая стоимость на дату приобретения.

Стандарт проходит конвергенцию с учетом МСФО 13, МСФО 15 и МСФО 16, однако, как и в предыдущих трех случаях, пока что не с учетом МСФО 5, хотя планы на это имеются.

Отчетность по сегментам

В ноябре далекого 2006 г. на смену МСБУ 14 (на который до сих пор "опирается" IPSAS 18) пришел более новый стандарт МСФО 8 c немного измененным названием "Операционные сегменты". В планах у разработчиков, конечно, значится заменить IPSAS 18 чем-то более новым или хотя бы просто привести в большее соответствие с современным подходом к сегментной отчетности в МСФО, просто руки до этого еще не дошли, да и активного проекта пока что нет в работе.

В то же время даже по сравнению с МСБУ 14 в IPSAS 18 были отличия. Например, там иначе определялись сегменты (п. п. 9 – 11), использовалась своя терминология, а еще стандарт не требовал раскрытия информации для каждого сегмента. В обтекаемой форме в стандарте приветствовалось (но не требовалось на обязательной основе) раскрытие существенной неденежной выручки, включаемой в выручку по сегменту, амортизации по сегменту и прочих неденежных расходов или денежных потоков, если они оговариваются в IPSAS 2 (о нем речь шла выше).

Резервы, условные обязательства и условные активы

IPSAS 19 отличается от МСБУ 37 прежде всего своим охватом: он не применим для учета резервов и условных обязательств, связанных с предоставляемыми общественной организацией социальными благами (см. п. п. 7 – 11), если она взамен их не получает от потребителей этих общественных благ (в форме товаров или услуг) приблизительно эквивалентную стоимость. Однако если организация решает добровольно признать у себя резервы по этим социальным благам, то в стандарте IPSAS 19 оговорены на этот случай свои раскрытия.

В данный момент стандарт приводится в соответствие с принципами МСФО 15, МСФО 16 и Интерпретации IFRIC 21 по государственным сборам (вышла в мае 2013 г.).

Раскрытие информации о связанных сторонах

IPSAS 20 отличается, хоть и не очень сильно, от своего "эквивалента" в системе МСФО – МСБУ 24. Здесь своя терминология, своя структура и свой охват. На данный момент конвергенция по нему пока не ведется, хотя есть планы скорректировать его с учетом существенного пересмотра МСБУ 24 в ноябре 2009 г.

Обесценение не генерирующих наличность активов

Хотя названия у них отличаются, IPSAS 21 довольно близок, как легко понять, МСБУ 36. Вполне понятно, что он использует другую терминологию. Что важнее, он рассматривает обесценение именно не генерирующих наличность активов общественных организаций. Если мы говорим о МСБУ 36, то мы говорим об обесценении все же генерирующих наличность активов организаций, ориентированных на получение прибыли. Обесценением генерирующих наличность активов в общественном секторе занимается совсем другой стандарт, IPSAS 26, однако о нем поговорим в другой раз.

В данный момент IPSAS 21 обновляется с учетом МСФО 13 и МСФО 15. Также разработчики планируют внести изменения с учетом стандарта по операционным сегментам (МСФО 8) и уже не раз упомянутого МСФО 5, но пока что к работе они не приступили.

Источник: GAAP.RU

По материалам: IPSASB

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО