Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Бонусы и риски налоговой амнистии для украинских налогоплательщиков

Сейчас в бизнес-среде только и разговоров, что о налоговых инициативах нового Парламента. Одной из них является проведение налоговой амнистии. В ВРУ подан ряд "амнистирующих" законопроектов, но поскольку по понятным причинам (ввиду парламентского большинства) именно законопроект № 1232 является приоритетным, то и остановимся на его анализе. Мы не будем оценивать его с точки зрения вопросов социальной справедливости или соблюдения интересов государства. Но постараемся объективно оценить, что именно "украинский вариант" налоговой амнистии может дать физическим лицам – резидентам Украины и будет ли в интересах налогоплательщиков участвовать в налоговой амнистии.

Коротко о сути предлагаемой налоговой амнистии

Законопроектом № 1232 каждому физлицу – резиденту Украины дается возможность добровольно единоразово задекларировать все доходы и активы (включая расположенные за рубежом), скрытые ранее от налогообложения, и уплатить с них налог на доходы по номинальной ставке в диапазоне 2,5 – 10 % (в зависимости от соблюдения условий). При этом никаких последствий (штрафов, преследования со стороны налоговых органов), если средства были получены из легальных источников, но без уплаты соответствующих налогов и сборов, не будет. Для невоспользовавшихся налоговой амнистией по умолчанию подразумевается наличие легально заработанных подтвержденных незадекларированных доходов (активов) на сумму не более 300000 грн.

Под налоговую амнистию подпадают доходы и приобретенные за их счет активы, по которым обязательство по уплате НДФЛ, ВС и ЕСВ возникло не позже 31.12.2018, при этом предлагаемый период проведения специального декларирования – 01.01.2020 – 31.03.2020.

В чем же бонусы налоговой амнистии для налогоплательщиков

• Полученные не от криминальной деятельности и сокрытые ранее от налогов доходы можно амнистировать по максимально низкой ставке 2,5 % (ниже – только нулевое налогообложение наследства или подарков от родственников 1-й степени родства). Однако исключительно при условии приобретения за счет таких доходов украинских ОВГЗ (минимально существующий срок действия – от 3 месяцев, но самим условием размещения допускается досрочная продажа на вторичном рынке).

Таким образом, для целей амнистии доходов по минимальной ставке их необходимо будет "завезти" в Украину и "заморозить" в ОВГЗ минимум на 3 месяца (законопроект № 1232 в редакции, действующей на 01.12.2019, не устанавливает требований ни к валюте ОВГЗ, ни к сроку владения данной ЦБ) или лишь на пару недель – в случае их досрочной продажи на вторичном рынке (что не запрещается текстом законопроекта № 1232).

Напоминаем, инвестиционный и процентный доход по ОВГЗ облагается только 1,5 % военным сбором и не облагается НДФЛ. Налицо выгодное "обеление" доходов под эффективную ставку всего 4 % (2,5 % – льготная ставка НДФЛ в рамках амнистии и 1,5 % – ВС от последующей продажи/погашения ОВГЗ).

Отсутствует необходимость указания и подтверждения источников происхождения и поступления объектов декларирования.

• Для указанных в спецдекларации доходов и активов презюмируется:

– освобождение декларанта от юридической ответственности за налоговые правонарушения и преступления;

– невозможность привлечения декларанта к финансовой ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного и другого законодательства;

– невозможность использования спецдеклараций, содержащихся в них сведений и связанных с такими сведениями документов в расследованиях и/или проверках в отношении декларанта или других лиц, а также в качестве доказательств по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, по гражданским и административным делам.

Но компенсируют ли бонусы следующие риски

Совершенно не предусматриваются случаи наличия подтвержденных, ранее задекларированных доходов и активов на суммы более 300000 грн.

Для возможности применения льготной налоговой ставки в 5 % для валютных ценностей, включая средства на иностранных банковских счетах, их необходимо до подачи спецдекларации разместить на счетах в украинских банках на срок не менее 1 года (досрочное списание без потери льготной 5%-й ставки возможно только для целей инвестирования в любой другой актив, расположенный (зарегистрированный) на территории Украины). Уровень доверия к украинской банковской системе можно даже не обсуждать. Поэтому для применения 5%-й ставки к незадекларированным деньгам их придется размещать на счетах в банках Украины на короткий срок с последующим перечислением в оплату приобретения бизнеса или недвижимости (к слову, об открывающемся рынке земли) в Украине или ЦБ украинских эмитентов.

Законопроектом № 1232 предлагается разрешительный, а не уведомительный порядок налоговой амнистии. Что означает необходимость подтверждения стоимости объектов декларирования (при отсутствии каких-либо подтверждающих приобретение документов потребуется заказывать оценку активов) и возможность проведения фискальными органами соответствующих документальных внеплановых невыездных проверок в течение 180 дней с момента окончания периода нулевого декларирования.

Законопроектом прямо предусматривается право фискальных органов на базе сведений, указанных в спецдекларации, провести доначисление налоговых обязательств в случаях:

1) выявления во время проверки факта подачи декларантом недостоверной информации;

2) невозможности проверки сведений спецдекларации в связи с непредоставлением ответа на требование налоговиков о подтверждении стоимости активов;

3) получения информации об отсутствии на банковских счетах средств, размещенных там на 365 и более дней (при выборе декларантом льготной ставки, предусматривающей такое условие);

4) выявления во время налоговой проверки того факта, что проведенная декларантом оценка стоимости активов, указанных в спецдекларации, не соответствует стоимости таких активов.

Если декларант не уплачивает или не вовремя уплачивает согласованное налоговое обязательство, то вообще теряет право на спецдекларирование. К тому же получается, что с "засвеченных" в декларации активов, которые фискалы не разрешили амнистировать, декларант должен будет уплатить налоги по полным ставкам (18 % НДФЛ + 1,5 % ВС)!

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО