Сейчас в бизнес-среде только и разговоров, что о налоговых инициативах нового Парламента. Одной из них является проведение налоговой амнистии. В ВРУ подан ряд "амнистирующих" законопроектов, но поскольку по понятным причинам (ввиду парламентского большинства) именно законопроект № 1232 является приоритетным, то и остановимся на его анализе. Мы не будем оценивать его с точки зрения вопросов социальной справедливости или соблюдения интересов государства. Но постараемся объективно оценить, что именно "украинский вариант" налоговой амнистии может дать физическим лицам – резидентам Украины и будет ли в интересах налогоплательщиков участвовать в налоговой амнистии.
Коротко о сути предлагаемой налоговой амнистии
Законопроектом № 1232 каждому физлицу – резиденту Украины дается возможность добровольно единоразово задекларировать все доходы и активы (включая расположенные за рубежом), скрытые ранее от налогообложения, и уплатить с них налог на доходы по номинальной ставке в диапазоне 2,5 – 10 % (в зависимости от соблюдения условий). При этом никаких последствий (штрафов, преследования со стороны налоговых органов), если средства были получены из легальных источников, но без уплаты соответствующих налогов и сборов, не будет. Для невоспользовавшихся налоговой амнистией по умолчанию подразумевается наличие легально заработанных подтвержденных незадекларированных доходов (активов) на сумму не более 300000 грн.
Под налоговую амнистию подпадают доходы и приобретенные за их счет активы, по которым обязательство по уплате НДФЛ, ВС и ЕСВ возникло не позже 31.12.2018, при этом предлагаемый период проведения специального декларирования – 01.01.2020 – 31.03.2020.
В чем же бонусы налоговой амнистии для налогоплательщиков
• Полученные не от криминальной деятельности и сокрытые ранее от налогов доходы можно амнистировать по максимально низкой ставке 2,5 % (ниже – только нулевое налогообложение наследства или подарков от родственников 1-й степени родства). Однако исключительно при условии приобретения за счет таких доходов украинских ОВГЗ (минимально существующий срок действия – от 3 месяцев, но самим условием размещения допускается досрочная продажа на вторичном рынке).
Таким образом, для целей амнистии доходов по минимальной ставке их необходимо будет "завезти" в Украину и "заморозить" в ОВГЗ минимум на 3 месяца (законопроект № 1232 в редакции, действующей на 01.12.2019, не устанавливает требований ни к валюте ОВГЗ, ни к сроку владения данной ЦБ) или лишь на пару недель – в случае их досрочной продажи на вторичном рынке (что не запрещается текстом законопроекта № 1232).
Напоминаем, инвестиционный и процентный доход по ОВГЗ облагается только 1,5 % военным сбором и не облагается НДФЛ. Налицо выгодное "обеление" доходов под эффективную ставку всего 4 % (2,5 % – льготная ставка НДФЛ в рамках амнистии и 1,5 % – ВС от последующей продажи/погашения ОВГЗ).
• Отсутствует необходимость указания и подтверждения источников происхождения и поступления объектов декларирования.
• Для указанных в спецдекларации доходов и активов презюмируется:
– освобождение декларанта от юридической ответственности за налоговые правонарушения и преступления;
– невозможность привлечения декларанта к финансовой ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного и другого законодательства;
– невозможность использования спецдеклараций, содержащихся в них сведений и связанных с такими сведениями документов в расследованиях и/или проверках в отношении декларанта или других лиц, а также в качестве доказательств по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, по гражданским и административным делам.
Но компенсируют ли бонусы следующие риски
• Совершенно не предусматриваются случаи наличия подтвержденных, ранее задекларированных доходов и активов на суммы более 300000 грн.
• Для возможности применения льготной налоговой ставки в 5 % для валютных ценностей, включая средства на иностранных банковских счетах, их необходимо до подачи спецдекларации разместить на счетах в украинских банках на срок не менее 1 года (досрочное списание без потери льготной 5%-й ставки возможно только для целей инвестирования в любой другой актив, расположенный (зарегистрированный) на территории Украины). Уровень доверия к украинской банковской системе можно даже не обсуждать. Поэтому для применения 5%-й ставки к незадекларированным деньгам их придется размещать на счетах в банках Украины на короткий срок с последующим перечислением в оплату приобретения бизнеса или недвижимости (к слову, об открывающемся рынке земли) в Украине или ЦБ украинских эмитентов.
• Законопроектом № 1232 предлагается разрешительный, а не уведомительный порядок налоговой амнистии. Что означает необходимость подтверждения стоимости объектов декларирования (при отсутствии каких-либо подтверждающих приобретение документов потребуется заказывать оценку активов) и возможность проведения фискальными органами соответствующих документальных внеплановых невыездных проверок в течение 180 дней с момента окончания периода нулевого декларирования.
Законопроектом прямо предусматривается право фискальных органов на базе сведений, указанных в спецдекларации, провести доначисление налоговых обязательств в случаях:
1) выявления во время проверки факта подачи декларантом недостоверной информации;
2) невозможности проверки сведений спецдекларации в связи с непредоставлением ответа на требование налоговиков о подтверждении стоимости активов;
3) получения информации об отсутствии на банковских счетах средств, размещенных там на 365 и более дней (при выборе декларантом льготной ставки, предусматривающей такое условие);
4) выявления во время налоговой проверки того факта, что проведенная декларантом оценка стоимости активов, указанных в спецдекларации, не соответствует стоимости таких активов.
Если декларант не уплачивает или не вовремя уплачивает согласованное налоговое обязательство, то вообще теряет право на спецдекларирование. К тому же получается, что с "засвеченных" в декларации активов, которые фискалы не разрешили амнистировать, декларант должен будет уплатить налоги по полным ставкам (18 % НДФЛ + 1,5 % ВС)!
_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.