Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Финансовый мониторинг в Украине по-новому: чего ожидать?

Анализ нового Закона о финмониторинге от KPMG Law Ukraine

28 апреля 2020 года вступает в силу новый Закон Украины "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее – Закон о финансовом мониторинге).

Новый закон значительно совершенствует процедуру финансового мониторинга и приводит ее в соответствие со стандартами финансового мониторинга согласно актуальным мировым и европейским нормам, в частности рекомендациям FATF, нормам 4 Директивы (ЕС) 2015/849 "О предупреждении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма" и Регламента (ЕС) 2015/847 "Об информации, сопровождающей денежные переводы".

В связи с этим предлагаем рассмотреть основные нововведения Закона о финансовом мониторинге.

1. Финансовые операции, подлежащие финансовому мониторингу

Прежде всего стоит отметить, что Закон о финансовом мониторинге увеличил пороговую сумму финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, со 150000 грн до 400000 грн.

Кроме того, Закон о финансовом мониторинге уменьшил признаки, при наличии которых финансовая операция будет подлежать обязательному финансовому мониторингу, с 17 до 4. В частности, с 28 апреля 2020 года финансовая операция на сумму 400000 грн (для субъектов, предоставляющих услуги в сфере азартных игр, – 30000 грн) будет подлежать мониторингу в случае наличия одного из следующих признаков:

1) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в государстве (юрисдикции), которое не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;

2) финансовые операции с публичными деятелями;

3) финансовые операции по переводу средств за границу, в том числе в государства, отнесенные Кабинетом Министров Украины к офшорным зонам;

4) финансовые операции с наличностью (внесение, перевод, получение средств).

2. Риск-ориентированный подход (Risk-Based Approach)

Одной из главных идей нового Закона о финансовом мониторинге является переход на риск- ориентированный подход при осуществлении финансового мониторинга.

В частности, согласно Закону о финансовом мониторинге риск-ориентированный подход – это определение (выявление), оценка (переоценка) и понимание рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также принятие соответствующих мер по управлению рисками способом и в объеме, обеспечивающими минимизацию таких рисков в зависимости от их степени.

Закон о финансовом мониторинге  обязует субъекта первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, которые клиент получает от субъекта первичного финансового мониторинга, способом предоставления (получения) услуг.

В то же время при определении критериев риска СПФМ должен учитывать Национальную оценку рисков, рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга, а также типологические исследования Госфинмониторинга.

Таким образом, риск-ориентированный подход заменит тотальный контроль за финансовыми операциями, что поможет уменьшить бюрократические процедуры при идентификации и верификации клиента. Раньше аналогичный подход был имплементирован при осуществлении валютного контроля в соответствии с Законом Украины "О валюте и валютных операциях".

3. Внедрение механизма надлежащей проверки

Поскольку Закон о финансовом мониторинге был принят во исполнение требований и в целях гармонизации законодательства Украины с международными стандартами в сфере финансового мониторинга, данным Законом введено понятие "надлежащая проверка", которое включает:

1) идентификацию и верификацию клиента;

2) установление конечного бенефициарного собственника клиента;

3) установление цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;

4) проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, по соответствию таких финансовых операций имеющейся у СПФМ информации о клиенте, его деятельности и риске (в том числе, в случае необходимости, об источнике средств, связанных с финансовыми операциями);

5) обеспечение актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте.

Также в зависимости от степени риска СПФМ может применять упрощенные меры надлежащей проверки в случае низкого риска, что, в том числе, может предусматривать уменьшение частоты и объема действий по мониторингу деловых отношений и сбору дополнительной информации о деловых отношениях, или, наоборот, в случае высокого риска – усиленные меры надлежащей проверки.

4. Процедура верификации по-новому

Закон о финансовом мониторинге усовершенствовал процедуру верификации клиентов. Как известно, на данный момент верификация клиента требует личного присутствия клиента.

В то же время Закон о финансовом мониторинге определяет верификацию как меры, применяемые СПФМ в целях проверки (подтверждения) принадлежности соответствующему лицу полученных СПФМ идентификационных данных и/или в целях подтверждения данных, позволяющих установить конечных бенефициарных собственников или их отсутствие.

Итак, Закон о финансовом мониторинге вводит возможность дистанционной верификации клиента.

5. Выявление конечных бенефициарных собственников

Как известно, на данный момент банки и другие СПФМ при выявлении бенефициаров клиента полагаются на (і) предоставленную клиентом структуру собственности, и (іі) извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). В то же время Закон о финансовом мониторинге значительно ужесточает требования к выявлению конечных бенефициарных собственников.

В частности, Закон о финансовом мониторинге запрещает СПФМ полагаться исключительно на ЕГР, в связи с этим СПФМ в целях установления конечного бенефициарного собственника, кроме получения от Клиента структуры собственности и извлечения из ЕГР:

1) в отношении траста (других юридических образований) устанавливает лиц, осуществляющих решающее влияние на его деятельность (в том числе через цепь контроля/владения);

2) имеет право использовать данные, содержащиеся в официальных документах, официальных и/или других источниках;

3) должны принять надлежащие меры для проверки достоверности информации в отношении конечного бенефициарного собственника и убедиться, что он знает, кто является конечным бенефициарным собственником (при его наличии), осуществляя обоснованные мероприятия для понимания права собственности (контроля) и структуры собственности.

Кроме того, важным нововведением является то, что в случае расхождений между данными в ЕГР и информацией о конечных бенефициарных собственниках, полученной СПФМ в результате осуществления надлежащей проверки клиента, Законом о финансовом мониторинге возложена обязанность на СПФМ уведомлять Государственную службу финансового мониторинга. В случае такого неуведомления к СПФМ может быть применена ответственность в виде штрафа в размере до 340000 грн.

6. Новые подходы к работе с публичными деятелями

Новый Закон о финансовом мониторинге определяет публичным деятелем лицо, которое выполняет или выполняло определенные публичные функции независимо от какого-либо срока. Сейчас статус "публичного деятеля" является пожизненным и не ограничивается 3 годами, как это предусмотрено действующим законом. Кроме того, сокращен перечень лиц, которые будут считаться членами семьи публичного деятеля.

Действующее законодательство о финансовом мониторинге устанавливает высокую степень риска в отношении финансовых операций с национальными и иностранными публичными деятелями. В то же время новый Закон о финансовом мониторинге устанавливает высокую степень риска только для операций с иностранными публичными деятелями, что упрощает процедуру надлежащей проверки клиента – публичного деятеля.

7. Новые требования к процедуре перевода средств

В связи с имплементацией Регламента ЕС 2015/847 Закон о финансовом мониторинге изменяет процедуру финансового мониторинга при осуществлении перевода средств.

В частности, все переводы средств в пределах Украины до 30000 грн должны сопровождаться как минимум:

1) в отношении плательщика – номером счета / электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / наперед оплаченной карты многоцелевого использования, и

2) в отношении получателя номером счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя / наперед оплаченной карты многоцелевого использования, а в случае отсутствия счета / электронного кошелька – уникальным учетным номером финансовой операции.

При осуществлении переводов, превышающих 30000 грн, или осуществлении переводов за пределы Украины такие переводы должны сопровождаться информацией о плательщике (инициаторе перевода) и получателе перевода средств:

1) если физическое лицо – фамилия, имя и отчество; номер счета, с которого списываются средства, а при отсутствии счета – уникальный учетный номер финансовой операции;

2) если юридическое лицо (трасс) – полное наименование, номер счета, с которого списываются средства, а при отсутствии счета – уникальный учетный номер финансовой операции.

На основании полученной информации СПФМ, предоставляющий услуги по переводу средств, обязан осуществить процедуру верификации, за исключением случаев перевода средств (виртуальных активов) за пределы Украины на сумму менее 30000 грн и некоторых исключений, связанных с возможным использованием таких переводов для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

8. Усовершенствование процедуры "замораживания" активов

Закон о финансовом мониторинге  предусматривает порядок применения процедуры "замораживания" активов, то есть запрет на осуществление перевода, конвертирования, размещения, движения активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, на основании резолюций Совета Безопасности ООН, решений иностранных государств, суда.

Со вступлением в силу Закона о финансовом мониторинге СПФМ обязаны будут немедленно заморозить активы лиц, включенных в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, лиц, осуществляющих финансовые операции от имени или по поручению лиц, включенных в перечень лиц, и лиц, которыми прямо или опосредованно (через других лиц) владеют или конечными бенефициарными собственниками которых являются лица, включенные в перечень лиц. Также СПФМ обязан будет уведомить Госфинмониторинг и СБУ о таком замораживании.

СПФМ обязан немедленно разморозить активы:

1) не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;

2) не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от СБУ информации о том, что такое лицо по результатам проверки не является включенным в указанный перечень.

Закон о финансовом мониторинге предоставляет клиенту возможность получить информацию о замораживании его активов в тот же день, что значительно совершенствует процедуру доступа клиентов к информации.

9. Ответственность за нарушение требований Закона о финансовом мониторинге

Самого большого внимания среди нововведений Закона о финансовом мониторинге заслуживают новые подходы к ответственности СПФМ.

Во-первых, Закон о финансовом мониторинге четко определил, что за одно нарушение не может быть применено более одной меры воздействия. При этом в случае совершения двух и более видов нарушений расчет размера штрафа осуществляется путем прибавления за каждый вид нарушения.

Во-вторых, Закон о финансовом мониторинге значительно увеличил размеры штрафов. Для примера, за несвоевременное сообщение информации Госфинмониторингу размер штрафа составит до 340000 грн. В то же время Закон о финансовом мониторинге установил максимальные размеры штрафа:

1) для финансовых учреждений – до 10 % общего годового оборота, но не более 135,15 млн грн;

2) для других СПФМ – двукратный объем выгоды, полученной СПФМ в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена, – 27,03 млн грн.

В-третьих, Закон о финансовом мониторинге вводит возможность заключения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга, по которому СПФМ обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и/или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере финансового мониторинга, обеспечить повышение эффективности функционирования и/или адекватности системы управления рисками и т. п.

В-четвертых, при определении меры и/или размера штрафа учитываются обстоятельства совершенного правонарушения, в частности: характер и продолжительность нарушения; финансовое состояние; полученная выгода; убытки третьих лиц; степень ответственности; сотрудничество СПФМ с государственными органами.

Подводя итог анализа изложенных выше изменений, стоит отметить, что Закон о финансовом мониторинге значительно усовершенствовал законодательство в сфере финансового мониторинга. В то же время практику применения Закона о финансовом мониторинге, его преимущества и недостатки мы сможем наблюдать уже в первые месяцы после вступления его в силу.

Сергей Попов, партнер KPMG Law Ukraine

Богдан Шишковский, старший юрист KPMG Law Ukraine

Подготовлено специально для

Платформы ЛІГА:ЗАКОН 

Источник: biz.ligazakon.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО