Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Размер имеет значение: обнародование отчетности-2019

Размер предприятия влияет на обязанность обнародования финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением.

Начиная с 2018 года Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" определено, что отдельные предприятия обязаны обнародовать на своей веб-странице годовую финансовую отчетность, проверенную аудитором, вместе с результатом такого аудита.

До 30 апреля года, следующего за отчетным годом, такая обязанность наступает для следующих предприятий:

– публичные акционерные общества;

– крупные предприятия, являющиеся эмитентами ценных бумаг;

– предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или в отношении ценных бумаг которых было осуществлено публичное предложение*;

– банковские учреждения;

– страховые компании;

– субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, ведущие деятельность в добывающих отраслях;

– негосударственные пенсионные фонды (кроме относящихся к микро- и малым предприятиям);

– прочие финансовые учреждения (кроме относящихся к микро- и малым предприятиям).

До 1 июня года, следующего за отчетным годом, обязанность публикации наступает также для:

– крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг;

– средних предприятий.

* Обобщенный и актуальный перечень данных предприятий на сегодня отсутствует. На веб-сайте Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку размещен только Перечень эмитентов, ценные бумаги которых находились в биржевых списках фондовых бирж с 25.09.2018 по 31.12.2018 (http://www.nssmc.gov.ua/dlia-uchasnykiv-rynku/inshym-uchasnykam/emitentam-tsinnykh-paperiv/#tab-8).

При этом указанная информация, несмотря на то что устаревшая, очень важна для аудитора, принимающего решение о возможности выполнения обязательного аудита финансовой отчетности такого предприятия. Следовательно, данную информацию аудитору придется анализировать самостоятельно, находя ее на сайтах фондовых бирж и/или путем запроса в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Для группы предприятий, работающих на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, указанные нововведения не стали чем-то новым, так как и до этого они каждый год осуществляли аудит и обнародовали финансовую отчетность по требованиям профильных законов и подзаконных актов.

Для средних и крупных предприятий, которые не были эмитентами ценных бумаг, Министерство финансов Украины разъяснением под конец 2018 года отсрочило данные нововведения на год.

Таким образом, начиная с финансовой отчетности за 2019 год подавляющее большинство крупных и средних предприятий обязано впервые обнародовать финансовую отчетность и результат ее аудита.

Самое главное, что следует знать для определения размера предприятия, – это базовые критерии, механизм их расчета и за какое время анализировать.

Всего таких критериев – три. Первый – самый простой. Это количество работников. Два других критерия – активы и чистый доход. Они стоимостные и определены в Законе в млн евро. Для их перевода в гривни применяется официальный курс гривни к евро (средний за период), рассчитанный на основании курсов Национального банка Украины, установленных на протяжении соответствующего года.

Средний курс евро к гривне за 2019 год составил 28,9518 грн/евро – убедиться можно на сайте НБУ по ссылке: http://bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls. Национальная валюта укрепилась, следовательно стоимостные критерии для попадания в средние и крупные предприятия в гривневом показателе также снизились.

Для соответствия определенной категории по размеру достаточно иметь два критерия из трех.

На основании финансовой отчетности за 2017 год предприятие впервые определило свою категорию по размеру. В дальнейшем оно может изменить текущую категорию, только если его показатели на дату составления годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд будут отвечать как минимум двум из трех критериев новой категории.

Вновь образованные предприятия при определении соответствия критериям применяют показатели на дату составления первой годовой финансовой отчетности.

Теперь давайте перейдем непосредственно к расчетам.

В целях удобства сгруппированные показатели для определения размера предприятия за 2018 и 2019 года приведены в тысячах гривен и округлены до одного знака после запятой. Не исключаю, что в отдельных случаях для более точного определения показателя может понадобиться перерасчет без округления.

Критерии для определения размера предприятия по состоянию на 01.01.2020 согласно нормам Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

Критерий

Год

Микро-

Малое

Среднее

Крупное

Балансовая стоимость активов

2018

до 11,3 млн грн

11,3 тыс. грн – 128,6 млн грн

128,6 млн грн – 579,0 млн грн

более 579,0 млн грн

Чистый доход от реализации

до 22,5 млн грн

22,5 млн грн – 257,1 млн грн

257,1 млн грн – 1285,6 млн грн

более 1285,6 млн грн

Среднее количество работников

до 10 лиц

10 – 50 лиц

50 – 250 лиц

более 250 лиц

Балансовая стоимость активов

2019

до 10,1 млн грн

10,1 млн грн – 115,8 млн грн

115,8 млн грн – 579,0 млн грн

более 579,0 млн грн

Чистый доход от реализации

до 20,3 млн грн

20,3 млн грн – 231,7 млн грн

231,7 млн грн – 1158,1 млн грн

более 1158,1 млн грн

Среднее количество работников

до 10 лиц

10 – 50 лиц

50 – 250 лиц

более 250 лиц

И напоследок несколько примеров. Впрочем, отмечу, в вопросе перехода из категории в категорию могут быть и сложные ситуации. В частности, неоднозначными представляются выводы относительно перехода в приведенных примерах 5 и 6 и необходимости обнародования в 2020 году финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением в примерах 1 и 4 (формально по нормам Закона такая обязанность возникает). Интересно было бы увидеть толкование Министерства финансов Украины относительно таких моментов.

2017

2018

2019

По состоянию на 01.01.2020

Пример 1

Малое

Среднее

Среднее

Среднее

Пример 2

Малое

Малое

Среднее

Малое

Пример 3

Малое

Среднее

Малое

Малое

Пример 4

Малое

Крупное

Крупное

Крупное

Пример 5

Малое

Среднее

Крупное

Малое / Среднее (?)

Пример 6

Малое

Крупное

Среднее

Малое / Среднее (?)

Источник: blog.liga.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО