Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Результат аудита финансовой отчетности подать в налоговую – законодательная инициатива

Предприятия, для которых аудит является обязательным, могут обязать представлять аудиторский отчет в случае отчетности по налогу на прибыль предприятий.

Не успели обсудить принятую в начале декабря прошлого года первую редакцию проекта Закона Украины от 30.08.2019 г. № 1210 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве", как на рассмотрение Верховной рады Украины уже должен быть представлен данный законопроект в окончательной редакции. В профильном комитете обсудили и внесли отдельные изменения в текст первоначального документа, и к одному из таких изменений хотелось бы привлечь внимание плательщиков налога на прибыль, особенно тех из них, кто относится к категориям средних и крупных предприятий.

Начиная с 2018 года аудит финансовой отчетности стал обязательным для средних и крупных предприятий. И если предприятия (независимо от их размера), принадлежавшие к эмитентам ценных бумаг, банков, страховых компаний, государственных предприятий, негосударственных пенсионных фондов, других финансовых учреждений, с обязательным аудитом имели дело не первый год, то для всех других это стало новшеством. Уже за 2019 год такие средние и крупные предприятия согласно Закону Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" должны публиковать свою финансовую отчетность вместе с отчетом аудитора на собственном вебсайте, и сделать это надо не позднее 1 июня 2020 года.

Созданное при Министерстве финансов Украины государственное учреждение "Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью" имеет все юридические права и технические возможности для контроля за своевременностью таких публикаций. Административная ответственность за неразмещение финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом определена в размере от 17 до 51 тыс. грн (за количество нарушений в течение года). Стоимость качественного аудита по своим трудозатратами должна быть в разы выше, поэтому некоторые предприятия могли сделать свой выбор в пользу штрафа.

Но сегодня народные избранники предложили изложить в новой редакции п. 46.2 ст. 46 Налогового кодекса Украины, которым определен состав и порядок представления отчетности по налогу на прибыль. В частности, для тех предприятий, которые должны обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, обязательным станет представление в контролирующий орган полного комплекта годовой финансовой отчетности с аудиторским отчетом.

Для этого законодатель предусмотрел механизм отчетности в 2 этапа:

1) до 1 марта года, следующего за отчетным, подают налоговую декларацию по налогу на прибыль вместе с финансовой отчетностью в виде отчета о финансовом состоянии (баланса) и отчета о прибылях и убытках и другом совокупном доходе (отчета о финансовых результатах);

2) до 10 июня года, следующего за отчетным, подают полный комплект обнародуемой финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом.

За непредставление в контролирующий орган финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом плательщиков ожидает штраф (как за непредставление налоговой отчетности) в сумме 340 грн, а за повторное нарушение в течение года – 1020 грн. Едва ли такой штраф испугает тех, кто преднамеренно пошел на первый и более существенный штраф, но на этом последствия для них не исчерпываются, ведь позицию фискалов можно легко предусмотреть уже сейчас, они будут стараться признать такую декларацию по налогу на прибыль не представленной, если не увидят полный комплект финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом. Однако перспективы доказать это в суде нулевые, ведь в законопроекте четко определено, что приложениями к декларации является лишь отчет о финансовом состоянии (балансе) и отчет о прибылях и убытках и другой совокупный доход (отчет о финансовых результатах).

С другой стороны, казалось бы, аудиторам нужно радоваться усилению ответственности бизнеса за игнорирование обязательного аудита, однако не все так радужно на аудиторском рынке. Профильный Закон от 21.12.2017 г. № 2258-VIII "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности" было принято немногим больше года назад, но аттестации новых аудиторов в Украине пока нет. Тех аудиторов, имеющихся в реестре Аудиторской палаты Украины по состоянию на 11.01.2020 – 2,720 лиц, и из них 1,555 лиц трудоустроены в 248 аудиторских фирм, которые могут предоставлять услуги по обязательному аудиту. Минимальная продолжительность аудита среднего предприятия – это 2 - 3 недели. Актуальность аудита – до 1 июня, то есть у аудиторской фирмы есть до 4 - 5 месяцев, когда можно активно работать над проектами. В расчете на одного ключевого партнера по аудиту с учетом вспомогательного персонала это составляет не более 7 - 8 аудитов финансовой отчетности средних предприятий за сезон. То есть мощности рынка позволяют выполнить до 10 - 12 тысяч задач по аудиту средних предприятий, но вместе с тем, по данным статистики, лишь средних предприятий в 2018 году было приблизительно 16 тысяч (к тому же не стоит забывать, что аудиторский ресурс также будет задействован и в аудите крупных предприятий, которых та же статистика насчитывает около 500), а также 3,7 тысяч микро- и малых предприятий, принадлежащих к финансовому и страховому рынку.

Таким образом, даже если ориентировочно просчитать, то рынок не готов качественно предоставить услугу обязательного аудита такому количеству субъектов, если они все решат проводить аудит. Выходом может быть законодательное увеличение периода для проведения аудита, как вариант – до 1 октября года, следующего за отчетным.

Источник: blog.liga.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО