Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Cитуация с BEPS и фискальной прозрачностью по результатам саммита G20 в Осаке

В докладе, обнародованном для лидеров G20 перед встречей в г. Осака (Япония) 28 – 29 июня 2019 г., ОЭСР предоставила обновленную информацию о своей деятельности в рамках осуществления международной налоговой реформы, в т. ч. о размывании базы налогообложения и выводе прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS), а также о международных инициативах относительно прозрачности налогообложения.

ОЭСР отметила, что в рамках внедрения минимальных стандартов BEPS было достигнуты конкретные результаты по:

– устранению любых т. н. вредных налоговых положений из национального налогового законодательства;

– внесению изменений в налоговые соглашения с целью предотвращения злоупотребления договорами;

– внедрению отчетности по каждой стране и обмена этими отчетами;

– усовершенствованию механизмов решения трансграничных налоговых споров и т. п.

Относительно вредных налоговых режимов (harmful tax regimes) в докладе указано, что с 2015 года было пересмотрено более 250 режимов – большинство были признаны вредными, изменены или даже отменены. С момента последнего доклада (июль 2018 г.) было пересмотрено 70 дополнительных налоговых режимов (те из них, которые вводятся сегодня, можно охарактеризовать незаурядным прогрессом).

Во всем мире страны больше не могут использовать вредные налоговые режимы для привлечения базы налогообложения из других стран только за счет ориентации на нерезидентов и иностранные доходы. Кроме того, налоговые юрисдикции с низким уровнем налогообложения никогда не привлекали столько внимания, как сегодня.

Относительно индивидуальных налоговых соглашений-консультаций (tax ruling) о договоренностях между налоговыми органами и налогоплательщиками ОЭСР подтвердила, что с июля 2018 г. их состоялось более 4000 между правительствами разных стран. В целом их количество составляет близко 21000, что только подтверждает правильное направление улучшения фискальной прозрачности.

Относительно злоупотреблений в рамках налоговых соглашений ОЭСР заявила, что большинство членов ОЭСР/G20 сейчас находятся в процессе наращивания своей сети налоговых соглашений. Это будет сделано прежде всего путем реализации Многосторонней конвенции по имплементации мер, связанных с соглашением об избежании двойного налогообложения для предотвращения размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли (MLI – многосторонний инструмент BEPS). Она вступила в силу 1 июля 2018 г. и сейчас охватывает 88 юрисдикций. Когда все страны, подписавшие соглашение, ее ратифицируют, это повлияет на более 1500 налоговых соглашений. Отмечу, что Украина подписала Многостороннюю конвенцию 23 июля 2018 г., а 28 февраля 2019 г. она была ратифицирована. Конвенция MLI дает нам возможность одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие Конвенции об избежании двойного налогообложения, что значительно сокращает продолжительные двусторонние переговоры с каждым конкретным государством. Ратифицировав Конвенцию MLI, Украина автоматически выполнила шаги 6 и 14 минимального стандарта Плана действий BEPS, являющиеся обязательными к выполнению для Украины.

Кроме того, ОЭСР сообщила, что после первых обменов отчетами между странами (Country-by-Country (CbC) reports) в июне 2018 г. 18 дополнительных юрисдикций ввели требования относительно подачи CbC-отчетов для транснациональных корпораций (multinational enterprises – MNE), в результате чего общее количество юрисдикций достигло 80. Боле того, первая агрегированная и анонимная статистика, подготовленная на основе данных, собранных в отчетах CbC, уже показывает некоторые интересные закономерности относительно размещения деятельности транснациональных корпораций, отчетности о прибылях и уплаченном налоге.

Работа, направленная в поддержку эффективного использования отчетов CbC налоговыми администрациями, обеспечивает большую определенность для транснациональных корпораций, в т. ч. с помощью Международной программы обеспечения соблюдения требований (International Compliance Assurance Programme – ICAP), которая является многосторонним процессом оценки рисков. Пилотная программа была начата в январе 2018 г. при участии налоговых администраций восьми стран – членов Форума по налоговому администрированию под эгидой ОЭСР (OECD's Forum on Tax Administration – FTA) – Австралия, Канада, Италия, Япония, Нидерланды, Испания, Великобритания и США. Основная идея программы – создание общей площадки для переговоров с транснациональными корпорациями относительно налоговых рисков. Так сказать, упрощенный вариант многосторонних соглашений о предварительном согласовании ценообразования (Advance pricing agreement).

Относительно улучшения ситуации в рамках разрешения налоговых споров ОЭСР заявила, что уже есть обнадеживающие результаты. Так, сообщается, что уже была проанализирована ситуация в 45 юрисдикциях относительно прогресса в части улучшения функционирования процедуры взаимного соглашения и разработано близко 990 рекомендаций для усовершенствования национальных норм налогового законодательства. По словам представителей ОЭСР, страны достигают ощутимого прогресса в учете рекомендаций и усовершенствовании механизмов разрешения налоговых споров.

Вместе с тем налоговые администрации уведомляют о ранних положительных сдвигах от внедрения мер BEPS. Первый опрос ряда членов Форума налогового администрирования под эгидой ОЭСР свидетельствует, что есть положительные сигналы о том, что внедрение BEPS происходит не только в теории, но и на практике. Сообщается, что транснациональные корпорации активно занимаются внедрением новых требований к налогообложению.

Вместе с тем есть также признаки изменений в поведении субъектов хозяйствования. В частности, некоторые транснациональные корпорации активно ищут и расширяют возможности для сотрудничества и фискальной прозрачности с налоговыми администрациями. Сами налоговые администрации совершенствуют свои подходы, систему информационно-коммуникационных технологий и управления, добиваясь большей согласованности и налоговой достоверности как для администраций, так и для транснациональных корпораций.

Лидеры G20 в своей декларации в завершение саммита (G20 Osaka Leaders' Declaration) приветствовали недавний прогресс в решении проблем налогообложения, возникающих в результате цифровизации экономики, и заявили, что до 2020 года они увеличат усилия для достижения консенсуса G20/OЭСР в рамках размывания базы налогообложения и вывода прибыли из-под налогообложения.

Кроме того, налоговый отчет Генерального секретаря ОЭСР для лидеров G20 (OECD Secretary-General Tax Report to G20 Leaders) является хорошим примером того, на что должна ориентироваться международная налоговая программа. Не удивительно, что это почти то же самое, что и эквивалентный Отчет к заседанию министров финансов G20 (REPORT to the G20 Finance Ministers' meeting) 7 – 8 июня 2019 г. Однако отмечу, что последний отчет не содержит ежегодный отчет относительно Всеохватывающих Основ ОЭСР/G20 по BEPS (Inclusive Framework on BEPS), а также Отчет МВФ/ОЭСР о налоговой безопасности (Progress Report on Tax Certainty).

Однако налоговые проблемы, связанные с цифровизацией экономики, остаются нерешенными. Общественность во многих странах еще не полностью убеждена, что изменения реальны, а международная налоговая система находится на пути восстановления справедливости. Считаю, что необходимо запланировать больше всеобщих мероприятий для реализации усилий, которые теперь признаны всеми членами Всеохватывающих Основ. Работая вместе, они признали, что необходимы дальнейшие усилия для стабилизации международной налоговой системы, чтобы сделать ее более стойкой перед цифровизацией предпринимательской деятельности. 28 мая 2019 г. страны договорились о Программе работы по преодолению налоговых проблем, возникающих в связи с цифровизацией экономики (Programme of work on addressing the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy), чтобы до конца 2020 года их решить. Эту Программу одобрили министры финансов G20 на встрече 7 – 8 июня 2019 г. в Японии.

Целью Программы является преодоление препятствий, с которыми сталкиваются юрисдикции в попытках облагать налогами прибыли, получаемые транснациональными корпорациями от пользователей и потребителей, находящихся в этих юрисдикциях (особенно там, где компании не присутствуют физически на указанных рынках).

154 юрисдикции тесно сотрудничают в рамках Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией для налоговых целей (GLOBAL Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes). Они хотят повысить способность налоговых органов выявлять уклонения от уплаты налогов и усиливать соблюдение налогового законодательства. Это сотрудничество дает результаты. Фискальная прозрачность и обмен информацией продолжают расширяться в беспрецедентных масштабах. С момента последнего доклада лидерам G20 в декабре 2018 г. состоялось несколько важных событий.

1. Автоматический обмен информацией (Automatic Exchange of Information – AEOI).

В июле 2018 г. министры финансов стран G20 обратились к юрисдикциям, которые должны были начать автоматический обмен информацией о финансовых счетах для целей налогообложения (стандарт AEOI) в 2018 году, чтобы обеспечить принятие всех необходимых мер для выполнения графика. До конца 2018 г. уже 90 юрисдикций обменялись информацией о финансовых счетах нерезидентов, а еще две юрисдикции – в течение 2019 года. Эти обмены являются большой победой в глобальной борьбе с уклонением от уплаты налогов. Однако следует отметить, что у некоторых юрисдикций были проблемы в связи с техническими неполадками или задержками в создании национальной/международной законодательной базы для сбора и обмена информацией. Глобальный форум тесно сотрудничает с этими юрисдикциями для обеспечения того, чтобы они начали операцию AEOI как можно скорее.

Таблица 1

Статус обязательств AEOI (по состоянию на 13 июня 2019 г.)

ЮРИСДИКЦИИ ПЕРВЫХ ОБМЕНОВ В 2017 ГОДУ (49)

Ангилья, Аргентина, Бельгия, Бермуды, Британские Виргинские острова, Болгария, Каймановы острова, Колумбия, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гернси, Венгрия, Исландия, Индия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Джерси, Корея, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словацкая Республика, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, острова Теркс и Кайкос, Великобритания

ЮРИСДИКЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПЕРВЫЕ ОБМЕНЫ В 2018 ГОДУ (51)

Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Австралия, Австрия, Азербайджан, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Белиз, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Канада, Чили, Китай, Острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Доминика, Гренландия, Гренада, Гонконг (Китай), Индонезия, Израиль, Япония, Ливан, Макао (Китай), Малайзия, Маршалловы острова, Маврикий, Монако, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Пакистан, Панама, Катар, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Синт-Мартен, Швейцария, Тринидад и Тобаго, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Уругвай, Вануату

ЮРИСДИКЦИИ ПЕРВЫХ ОБМЕНОВ ДО 2019 ГОДА (3)

Гана, Кувейт и Нигерия

ЮРИСДИКЦИИ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПЕРВЫЕ ОБМЕНЫ ДО 2020 ГОДА (5)

Албания, Казахстан, Мальдивы, Оман и Перу

СТРАНЫ, У КОТОРЫХ НЕТ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДАТЫ ПЕРВОГО ОБМЕНА (46)

Армения, Бенин, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Чад, Кот-Д'ивуар, Джибути, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эсватини, бывшая Югославская Республика Македония, Габон, Грузия, Гватемала, Гайана, Гаити, Ямайка, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мавритания, Молдова, Монголия, Черногория, Марокко, Нигер, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Филиппины, Руанда, Сенегал, Сербия, Танзания, Таиланд, Того, Тунис, Уганда, Украина

2. Обмен информацией на запрос (Exchange of Information on Request – EOIR).

Во втором этапе экспертных осмотров EOIR, которые начались в 2016 году, по состоянию на 13 июня 2019 г. было опубликовано 45 новых рейтингов, из которых: 14 общих рейтингов соответствуют требованиям, 28 – в значительной мере соответствуют и 3 – частично соответствуют (в пределах Общих рейтингов после экспертных осмотров стандарта EOIR). Сюда входит, в частности, осмотр практически всех юрисдикций, которым были присвоены предыдущие рейтинги в 2017 году. Прогресс можно проследить на элементах, подлежащих первому этапу экспертной оценки EOIR и повторно посещаемых во втором этапе. В частности, есть положительная тенденция увеличения возможностей для решения проблемы роста количества и сложности запросов.

Однако внедрение нового требования относительно бенефициарного права продолжает вызывать беспокойство со стороны большинства юрисдикций, получивших рекомендации по усовершенствованию правовой базы с целью приведения в соответствие с международными стандартами.

Таблица 2

Общие рейтинги после экспертных оценок применения стандарта EOIR

(по состоянию на 13 июня 2019 г.)

Рейтинги базируются на:

Общий рейтинг

первом этапе оценок

втором этапе оценок

Китай (Народная Республика), Колумбия, Финляндия, Исландия, Корея, Литва, Мексика, Словения, Южная Африка, Швеция

Бахрейн, Эстония, Франция, Гернси,

Ирландия, остров Мэн, Италия, Джерси, Маврикий, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Сан-Марино, Сингапур

соответствует

Албания, Аргентина, Азербайджан, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Британские Виргинские острова, Бруней-Даруссалам, Болгария, Буркина-Фасо, Камерун, Чили, Острова Кука, Кипр, Чехия, Сальвадор, Габон, Грузия, Гибралтар, Греция, Гренада, Израиль, Кения, Латвия, Лесото, Макао (Китай), Малайзия, Мальта, Мавритания, Монтсеррат, Марокко, Нигерия, Ниуэ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Сенегал, Словацкая Республика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Саудовская Аравия, Сейшели, Швейцария, Уганда, Уругвай

Аруба, Австралия, Австрия, Багамские острова, Бельгия, Бермуды, Бразилия, Канада, Каймановы острова, Дания, Германия, Гонконг (Китай), Венгрия, Индия, Индонезия, Ямайка, Япония, Лихтенштейн, Люксембург, Северная Македония, Нидерланды, Филиппины, Катар, Сент-Китс и Невис, Испания, Острова Теркс и Кайкос, Великобритания, США

в значительной мере соответствует

Андорра, Антигуа и Барбуда, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Гватемала, Федеративные Штаты Микронезии, Ливан, Науру, Панама, Самоа, Объединенные Арабские Эмираты, Вануату

предварительно в значительной мере соответствует

Ангилья, Синт-Мартен, Турция

Кюрасао, Гана, Казахстан

частично соответствует

Маршалловы острова

предварительно частично соответствует

Тринидад и Тобаго

не соответствует

3. Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (The Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters).

С 2009 года G20 последовательно поощряла страны к подписанию Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах. В течение указанного периода Конвенция значительно расширила количество юрисдикций, принимающих в ней участие, – от 20 до 129. На сегодняшний день Конвенция создает масштабную сеть, эквивалентную более 6000 двусторонних соглашений, позволяющих всем формам налогового сотрудничества бороться с уклонением от уплаты налогов. В течение последних двенадцати месяцев Конвенция вступила в силу в четырнадцати юрисдикциях: Антигуа и Барбуда, Багамы, Бахрейн, Сальвадор, Гренада, Гонконг (Китай), Ямайка, Кувейт, Макао (Китай), Перу, Катар, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Вануату. Кроме того, Бруней-Даруссалам, Доминика и Марокко сдали на хранение ратификационные грамоты, документы о принятии или одобрении, а вступление в силу произойдет в ближайшие месяцы. Четыре страны – Эквадор, Мавритания, Северная Македония и Сербия недавно подписали многостороннюю конвенцию с дальнейшими шагами. Хотя все страны G20, БРИКС, ОЭСР и крупные финансовые центры принимают участие в этом правовом инструменте, однако многие развивающиеся страны еще должны подписать и ратифицировать эту Конвенцию.

4. Техническая помощь.

Больше половини действующих членов Глобального форума и практически все новые члены являются развивающимися странами. Это создает постоянный спрос на техническую помощь. Сейчас он особенно острый, поскольку участники проходят второй этап экспертных осмотров EOIR, куда входят некоторые новые элементы. Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются члены данного этапа, касается бенефициарной собственности. Чтобы помочь правительствам во внедрении стандартов Глобального форума по обеспечению доступа правоохранительных органов к достоверной информации о том, кто является конечным собственником, стоящий за компанией или другим юридическим лицом, Глобальный форум в партнерстве с Межамериканским банком развития в марте 2019 г. выпустил Пособие (инструментарий) для бенефициаров (A Beneficial Ownership Toolkit). Поскольку действующий стандарт бенефициарного права не предусматривает конкретный метод его реализации, пособие направлено на предоставление помощи политикам во внедрении правовых и надзорных границ для выявления, сбора и генерации необходимой информации о бенефициарном собственнике.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО