Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Лето – время выбирать аудитора

Процедура отбора и назначения аудитора требует определенного времени и внимания, лето – лучший период для этого предприятия.

Всем известно, что аудиторы подтверждают полноту и достоверность годовой финансовой отчетности компаний, для которых проведение аудита является обязательным по закону. Тем не менее, busy season у аудиторов начинается осенью, с обзорной проверки промежуточной финансовой отчетности по результатам работы предприятия за 9 месяцев, по состоянию на 30 сентября текущего года.

Согласно Международным стандартам аудита в случае, если годовая финансовая отчетность предприятия содержит существенные искажения или если аудитор по поводу существенных вопросов не смог получить приемлемые аудиторские доказательства в достаточном объеме, аудитор обязан высказать мнение о достоверности и полноте годовой финансовой отчетности с оговорками.

Следовательно, обзорная проверка позволяет предприятию своевременно выявить и исправить основные недостатки бухгалтерского учета, предупредить существенные искажения в финансовой отчетности и избежать модификации мнения аудитора по результатам годового аудита.

Поскольку процедура отбора и назначения аудитора требует определенного времени и внимания, лето – лучший период для этого предприятия.

Напомню, обязательный аудит финансовой отчетности касается субъектов хозяйствования, которые согласно законодательству обязаны обнародовать или представить финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность) пользователям финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом.

К таким предприятиям относятся:

– крупные предприятия, являющиеся эмитентами ценных бумаг;

– крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг;

– субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;

– субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях;

– средние предприятия.

Словарь

Предприятия, представляющие общественный интерес, – предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых было осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения и крупные предприятия.

Часто аудитора сравнивают с врачом: оба назначаются на профессию (в некоторых странах аудитор, как и врач, дают присягу – клятву служить обществу); оба служат людям, а профессии являются общественно значимыми; имеют доступ к сокровенному; ставят диагнозы и рекомендуют лечение. Правда, врач не имеет права разглашать диагноз никому, кроме клиента, в отличие от аудитора, который обязан высказать свое объективное мнение по поводу финансового состояния компании всему миру. Сегодня и врача, и аудитора мы выбираем самостоятельно.

По состоянию на 26 июня 2019 г. в общем реестре субъектов аудиторской деятельности Аудиторской палаты Украины насчитывается 905 аудиторских компаний, из которых 267 субъектов имеют право проводить обязательный аудит финансовой отчетности и 92 субъекта имеют право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес.

Итак, как выбрать аудитора?

Процедура отбора субъектов аудиторской деятельности для крупных предприятий и предприятий, представляющих общественный интерес, четко регламентируется Законом Украины "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности".

Предприятия, представляющие общественный интерес:

1. Субъект аудиторской деятельности выбирается путем конкурса. В конкурсе могут принимать участие субъекты аудиторской деятельности, отвечающие требованиям, установленным Законом, которые включены в соответствующий раздел реестра Аудиторской палаты Украины.

2. Для проведения конкурса предприятие, представляющее общественный интерес, обязано разработать и обнародовать порядок его проведения и однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора как минимум двух субъектов аудиторской деятельности, которые подаются на рассмотрение органов, назначающих субъектов аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности.

3. Субъектам аудиторской деятельности, выразившим желание принимать участие в конкурсе, бесплатно представляется тендерная документация, которая раскрывает информацию о деятельности предприятия, представляющего общественный интерес, и содержит задачи по обязательному аудиту финансовой отчетности. Такая документация также должна быть публично размещена на сайте предприятия.

4. Ответственность за проведение конкурса возлагается на аудиторский комитет предприятия, представляющего общественный интерес, или другой орган (подразделение), на который возлагаются соответствующие функции.

5. Аудиторский комитет или другой орган (подразделение), на который возлагаются соответствующие функции, оценивает конкурсные предложения по установленным критериям отбора и составляет отчет о заключениях процедуры отбора.

6. По результатам конкурса аудиторский комитет представляет обоснованные рекомендации по назначению субъекта (субъектов) аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, которые должны содержать как минимум два предложения по отбору субъектов аудиторской деятельности для проведения обязательного аудита финансовой отчетности.

Крупные предприятия:

1. Крупные предприятия обязаны создать аудиторский комитет или возложить соответствующие функции на ревизионную комиссию либо наблюдательный совет, которые создаются согласно законодательству.

2. Субъект аудиторской деятельности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников. Назначенным для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть субъект аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным данным Законом, и включен в соответствующий раздел Реестра.

При этом для крупных и средних предприятий Законом не предусмотрен обязательный характер проведения конкурса. Вместе с тем я рекомендую не игнорировать процедуру конкурса, так как это единственный инструмент, позволяющий обеспечить объективность и независимость процедуры отбора аудитора.

Поэтому далее поделюсь советами, как организовать прозрачный конкурс по отбору и назначению аудитора.

Критерии отбора аудитора

На первом этапе вам следует определиться, к какой категории предприятий относится ваше и какие ввиду этого обязательные законодательные требования установлены для процедуры отбора и назначения субъекта аудиторской деятельности.

Затем необходимо определить критерии, по которым вы будете выбирать аудитора. К таким критериям стоит отнести: независимость, профессионализм, опыт работы на рынке, публичность, кадровую политику и т. п. Лично мне всегда приятно работать с компаниями, которые исповедуют одинаковые с нами ценности. Не жалейте времени и помните, что вы выбираете надежного партнера, даже общение с которым должно быть ценным для вас.

На основе установленных критериев составьте short list из претендентов, которым вами будет направлена тендерная документация. Как показывает практика, чем больше критериев, тем меньше список претендентов у вас получится; впрочем, 3 – 5 аудиторских компаний будет вполне достаточно.

Тендерный комитет и тендерная документация

Тендерный комитет – орган, организовывающий процедуру закупки аудиторских услуг и выбирающий победителя из числа аудиторов-конкурсантов. Даже если законодательные требования к процедуре отбора не установлены, я рекомендую создать тендерный комитет из представителей менеджмента компании, что позволит провести прозрачный и объективный конкурс.

Не стоит поручать отбор аудитора единолично главному бухгалтеру или финансовому директору – они так или иначе заинтересованы в безупречном результате, особенно если результаты аудиторской проверки привязаны к их KPIs.

Тендерная документация должна содержать короткую информацию о вашем бизнесе, структуре компании, ключевых показателях финансовой отчетности, сроки предоставления услуг, коммерческие предложения, а также ваши дополнительные ожидания и пожелания. Она направляется претендентам из сформированного short list аудиторов.

Персональные встречи

Экономя время, предприятия выбирают аудитора по результатам рассмотрения коммерческих предложений. Согласитесь, часто красиво подготовленная презентация не имеет ничего общего с реальной жизнью. Поэтому я отдаю предпочтение личным встречам. Это замечательная возможность встретиться, познакомиться и обсудить все модальности сотрудничества. К тому же такая встреча с аудиторами будет абсолютно бесплатной для вас.

На встрече следует познакомиться с партнером, обсудить уровень профессиональности команды аудиторов, порядок коммуникаций, проведения встреч и обсуждения промежуточных результатов аудиторской проверки (round table), сопровождения обязательной инвентаризации и т. п.

Не забывайте! Чем больше времени вы инвестируете в процесс отбора, тем точнее будет ваш выбор и тем меньше будет вероятность разочароваться в сотрудничестве.

Удачного выбора!

Классификация предприятий*:

Микро-

Малые

Средние

Крупные

Балансовая стоимость активов – до 350 тыс. евро;


чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тыс. евро;


среднее количество работников – до 10 лиц

Балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;


чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро;


среднее количество работников – до 50 лиц

Балансовая стоимость активов – до 20 млн евро;


чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 40 млн евро;


среднее количество работников – до 250 лиц

Балансовая стоимость активов – более 20 млн евро;


чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – более 40 млн евро;

 
среднее количество работников – более 250 лиц

 

* Предприятие как минимум должно отвечать двум показателям.

Источник: blog.liga.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО