Миф № 1. Закон приведет к закрытию фондовых бирж
Закон вводит термин "оператор рынка капитала" взамен термина "фондовая биржа", но суть биржевой деятельности не меняется. Вид профессиональной деятельности "организация торговли на фондовом рынке" расширяется на 4 новые подвида в зависимости от финансового инструмента. Переход к терминологии директив ЕС не будет требовать перелицензирования. Фондовые биржи продолжат торговать теми же инструментами, которыми они торговали до принятия Закона.
Миф № 2. Закон устанавливает принципы, которые не используются в цивилизованных странах
Нормы Закона разработаны на основании последних законодательных изменений в Европе, евродирективы MiFID II, регламентов MiFIR и EMIR, принципов IOSCO, в части регулирования и надзора за рынками товарных деривативов, а также рекомендаций ISDA.
Миф № 3. Директивы для имплементации избираются не системно, а выборочно
В рамках подписанного Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о свободной торговле нужно имплементировать около 50 евродиректив в сфере регулируемых рынков. Изначально в законодательстве должны быть заложены базовые термины и определения, а потом описаны детали отдельных процессов. В Украине даже базовые определения отличаются от европейских, поскольку рынок развивался изолировано на протяжении 20 лет.
Миф № 4. Закон создает возможности для коррупции, отсутствует ответственность Комиссии
Законом прямо предусмотрена ответственность Комиссии и ее специалистов за вред, который может быть причинен решениями, действиями или бездеятельностью регулятора. Кроме того, Закон устанавливает ответственность за неправомерное раскрытие информации. Законом вводится Кодекс этики НКЦБФР.
Миф № 5. Передача функции Минюста относительно регистрации актов сделает Комиссию неконтролируемой
Отказ от регистрации регуляторных актов общего действия не сделает Комиссию неконтролируемой. По Закону Комиссия будет нести полную ответственность за последствия своих решений.
Миф № 6. Достаточно было урегулировать Законом лишь сферу деривативов
Вводить новый финансовый инструмент без установления четких правил торговли этим инструментом, правил работы с ним торговых площадок, требований к торговым площадкам, требований к посредникам, полномочий регулятора по регулированию и надзору за использованием этого инструмента – опасно. Отсутствие в законодательстве какого-либо из этих элементов является угрозой повторения финансового кризиса 2008 года.
Миф № 7. Закон не предусматривает механизмов торговли на биржах внелистинговыми инструментами
В европейском законодательстве существуют термины "регулируемый рынок" и "допуск к торгам на регулируемом рынке". Для инструментов, которые не могут отвечать требованиям допуска к торгам на регулируемом рынке, "операторы рынка" смогут организовать торговлю с упрощенными условиями допуска.
Миф № 8. Реализация концепции MTF в большинстве европейских стран была неудачной
В европейских странах и США продолжительное время успешно работают альтернативы основным биржевым площадкам – Multilateral Trading Facility (MTF) – с упрощенными условиями привлечения капитала. Среди наиболее известных – AIM на Лондонской фондовой бирже, Open Market на Франкфуртской, Alternext на NYSE Euronext, First North на OMX, NewConnect на Варшавской бирже. Все они находятся под управлением "операторов рынка", что свидетельствует о жизнеспособности предложенной модели.
Миф № 9. Закон будет требовать перелицензирования для всех участников рынка
В Заключительных положениях определен перечень лицензий, которые будут считаться автоматически переоформленными после принятия Закона. Это касается всех существующих видов деятельности. Получение новых лицензий нужно будет лишь для новых видов деятельности, которые вводятся Законом, и новых финансовых инструментов.
Миф № 10. НКЦБФР самостоятельно и бесконтрольно определяет содержание законов
НКЦБФР не является субъектом права законодательной инициативы, а может лишь принимать участие в разработке проектов законодательных актов, касающихся ее сферы регулирования.
По материалам nssmc.gov.ua