В парламенте зарегистрирован Законопроект № 4646, главная цель которого – гармонизация национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности с законодательством Европейского Союза и МСФО.
Напомним, что это уже вторая попытка законодателей за последний год гармонизировать бухучет. С тем, что предлагалось изменить "первым" Законопроектом, можно ознакомиться в материале "Очередной законодательный шаг Украины навстречу МСФО" издания Вестник МСФО № 18 за 2015 год.
Теперь же перейдем к тому, как состоится гармонизация украинского бухучета благодаря Законопроекту № 4646.
Основные новации
Среди основных нововведений – это однозначно появление особых видов предприятий – предприятий, представляющих общественный интерес. К ним будут относиться:
– публичные акционерные общества и эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;
– банки;
– страховщики;
– негосударственные пенсионные фонды;
– другие финансовые учреждения, осуществляющие деятельность на основании лицензии;
– крупные предприятия.
Не менее важно то, что вышеуказанные предприятия будут обязаны образовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером. При этом главным бухгалтером предприятия, представляющего общественный интерес, может быть назначено лицо, которое:
– получило полное высшее экономическое образование;
– имеет стаж работы бухгалтером, аудитором, ревизором не менее трех лет;
– не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности.
Предприятия, представляющие общественный интерес, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.
Кроме появления нового термина, Закон о бухучете будет дополнен такими терминами, как:
– доходы и расходы;
– отчет о платежах в пользу государства – отчет об управлении – документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенности его деятельности;
– отчет об управлении – документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенности его деятельности;
– отчетный период – период деятельности предприятия, за который обобщена информация о его финансовом положении и результатах деятельности;
– таксономия финансовой отчетности – состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономия финансовой отчетности утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета.
Таксономия финансовой отчетности
В Вестнике МСФО не раз раскрывался вопрос таксономии. Теперь же узнаем, как это – "таксономия по-украински".
Таксономия МСФО (IFRS Taxonomy) – это проект под эгидой Комитета по МСФО, в рамках которого систематизируются и представляются в электронном виде показатели, подлежащие раскрытию в соответствии с МСФО.
С технической точки зрения таксономия базируется на XBRL* – открытом стандарте для представления финансовой отчетности в электронном виде.
XBRL – eXtensible Business Reporting Language, что в буквальном переводе означает "Расширяемый язык деловой отчетности".
Простыми словами, таксономия – это электронное представление отчетности по МСФО. Следовательно, ничего страшного в этих аббревиатурах нет.
Таксономия – это электронное представление отчетности по МСФО.
О внедрении таксономии Минфин говорил еще весной 2013 года, но внедрена она только сейчас. В то же время Совет по МСФО в феврале 2014 году на своем официальном сайте опубликовал иллюстративные примеры применения таксономии на украинском языке.
"Таксономия по-украински" – это состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. В определенной степени таксономия финансовой отчетности существует и сегодня – это состав статей типовых форм финансовой отчетности, утвержденных Минфином.
В случае принятия законопроекта уже начиная с отчетности за 2019 год отчетность по МСФО обязательно нужно будет представлять в формате XBRL.
Для кого же МСФО станут обязательными?
Конечно же, в первую очередь для предприятий, представляющих общественный интерес (не зря же они внедрены).
Кроме них МСФО будут обязательными для предприятий:
• осуществляющих добычу полезных ископаемых общегосударственного значения;
• осуществляющих хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабмином.*
Указанная норма содержится и в ст. 121 действующего Закона о бухучете.
Отчетность по МСФО должна быть обязательно составлена в едином электронном формате на основе таксономии. Такое требование выдвигается и к консолидированной МСФО-отчетности.
Как и сейчас, прочие предприятия как применяли, так и могут продолжать применять национальные стандарты бухучета.
Новый подход к размеру предприятий
С принятием Законопроекта предприятия будут классифицироваться по трем критериям (но достаточно соответствовать только двум критериям одновременно):
– среднее количество работников, лиц;
– чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
– совокупная стоимость активов.
Первые два критерия и сейчас содержатся в Хозяйственном кодексе, причем относительно количества работников изменений не произошло.
А вот критерии дохода будут отличаться как по размеру, так и по составу, ведь в Хозяйственном кодексе это доход от всех видов деятельности, а планируется внедрить – чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Совокупная стоимость активов – вообще новый критерий в украинском бухучете. Ее размер, как и размер других критериев, "позаимствован" из Директивы 2013/34/ЕС.
Классификация предприятий будет выглядеть следующим образом.
Категория | Критерии | ||
среднее количество работников, лиц | чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро | совокупная стоимость активов, евро | |
Микропредприятия | до 10 | до 700 тыс. | до 350 тыс. |
Малые предприятия | до 50 | до 8 млн | до 4 млн |
Средние предприятия | до 250 | до 40 млн | до 20 млн |
Крупные предприятия | свыше 250 | свыше 40 млн | свыше 20 млн |