Документ:
Кому читать:
субъектам трансфертного ценообразования
Вступает в силу:
с 13 августа 2015 года.
13 августа 2015 года вступил в силу Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования" от 15.07.2015 г. № 609 (далее – Закон № 609)
Одним из изменений, содержащихся в Законе № 609, предусмотрено, что правила трансфертного ценообразования не применяются при обложении НДС, а будут касаться только налога на прибыль.
Законом № 609, в частности, изложен в новой редакции пп. 39.2.1.7 НКУ, которым установлено, что хозяйственные операции, предусмотренные пп. 39.2.1.1 - 39.2.1.3 и пп. 39.2.1.5 НКУ, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются такие условия:
- годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
- объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн. грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.
До внесения изменений денежными критериями были 20 млн. грн. и 1 млн. грн. соответственно.
Изменены также и условия, при которых хозяйственные операции отвечают принципам "вытянутой руки":
- если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается такой, которая отвечает принципу "вытянутой руки", если она установлена согласно правилам такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, отвечающая принципу "вытянутой руки", определяется согласно этой статье, но не может быть меньше минимальной или индикативной цены и больше максимальной цены;
- если при осуществлении операции обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципа "вытянутой руки" для целей налогообложения;
- в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, сложившиеся по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются такими, которые отвечают принципу "вытянутой руки";
- если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сформированные при такой продаже, признаются такими, которые отвечают принципу "вытянутой руки" (пп. 39.2.1.8 НКУ).
Вместе с тем уточнены финансовые показатели, обеспечивающие установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" при определении уровня рентабельности контролируемых операций. Итак, к таким показателям теперь принадлежат:
а) валовая рентабельность, которая определяется как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;
б) валовая рентабельность себестоимости, которая определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг);
в) чистая рентабельность, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;
г) чистая рентабельность расходов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционных расходов (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);
ґ) рентабельность операционных расходов, которая определяется как отношение валовой прибыли к операционным расходам (административным расходам, расходам на сбыт и другим), связанным с реализацией товаров (работ, услуг);
д) рентабельность активов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости необоротных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или опосредованно используются в контролируемой операции. В случае отсутствия необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основе данных бухгалтерской отчетности;
е) рентабельность капитала, который определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма необоротных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств) (пп. 39.3.2.5 НКУ).
Кроме того, одним из изменений, предусмотренных Законом, является увеличение срока предоставления информации для обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" с 10 до 30 календарных дней.
Также Законом № 609 уменьшено количество оснований для проверки контролируемых операций. Так, к основаниям относятся:
- уведомление контролирующим органом согласно пп. 39.5.1.2 НКУ;
- выявление по результатам мониторинга контролируемых операций несоответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки";
- непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию.
Напомним, в предыдущей редакции НКУ основанием для проверки было также и получение от налогоплательщика отчета о контролируемых операциях.
Вместе с тем изменены размеры штрафных санкций, предусмотренных п. 120.3 НКУ. Так, нарушение требований п. 39.4 НКУ влечет за собой наложение штрафа в размере:
- 300 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года – в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях (ранее – 100 размеров МЗП);
- 1 процент суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не больше 300 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции (ранее – 5 процентов);
- 3 процента суммы контролируемых операций, относительно которых не была представлена документация, определенная пп. 39.4.6 НКУ, но не больше 200 размеров МЗП на 1 января налогового (отчетного) года, за все контролируемые операции, осуществленные в соответствующем отчетном году.
Отдельно уточнено, что уплата таких финансовых санкций (штрафов) не освобождает налогоплательщика от обязанности представления отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию.