Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Обмен информацией в рамках трансграничных банковских депозитов

Начиная еще с 2009 года в ответ на широкую международную обеспокоенность касательно уклонения от уплаты налогов G20 заявила, что "эра банковской тайны закончилась". С тех пор во всем мире наблюдается резкое расширение границ налоговой прозрачности в проекции международной системы автоматического обмена налоговой и финансовой информацией по стандарту CRS (Common Reporting Standard), который используется в Системе автоматического обмена финансовой информацией (Standard on Automatic Exchange of Information – AEOI). Наряду с AEOI существует также Система обмена информацией по запросу (Standard of Exchange of Information on Request – EOIR). На сегодняшний день свыше 150 юрисдикций взяли на себя обязательства внедрять EOIR, а 130 юрисдикций участвуют в выполнении положений Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Mutual Administrative Assistance in Tax Matters – MAC), которая обеспечивает международно-правовую базу для всех типов обмена и к которой ежегодно присоединяется все больше и больше стран. Кроме того, в настоящее время свыше 100 юрисдикций взяли на себя обязательства автоматически обмениваться информацией, касающейся офшорных счетов, и более 90 уже начали данный обмен. Эти новые инициативы ознаменовали постепенную востребованность в глобальной приверженности прозрачности в налогообложении.

Указанные изменения способствовали появлению усиленного интереса со стороны заинтересованных сторон для понимания степени и границ влияния обмена информацией (Exchange of information – EOI) как для оценки его эффективности, так и для определения стратегий, которые могли бы улучшить его функционирование. К таким заинтересованным сторонам относятся юрисдикции членов Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией для целей налогообложения (the Global Forum), частный сектор, неправительственные организации и общественность.

Банковские депозиты (вклады) являются ключевым компонентом трансграничной инвестиционной деятельности. В Руководящих принципах отчетности Банка международных расчетов (Bank for International Settlements – BIS) банковские депозиты определяются как "все требования, свидетельствующие о существовании депозита, включая необоротные депозитные сертификаты, которые не представлены оборотными ценными бумагами резидентов в любой валюте на доверительной основе". Настоящим документом также установлено, что займы или депозиты, оформленные от имени третьих лиц, с нерезидентами в любой валюте или с резидентами в иностранной валюте представляют международные активы, которые также относятся к категории займов и депозитов. Вместе с тем банковские депозиты включают оборотные активы между связанными банками. Другой главный компонент общих обязательств банков – это владение банковскими ценными бумагами. Акционерные пакеты долговых ценных бумаг должны включать как хранящиеся от их собственного имени, так и хранящиеся от имени третьих лиц в составе т. н. доверенной деятельности.

Стоит отметить, что, во-первых, качество отчетности информации о ценных бумагах неравномерно. Некоторые страны не собирают и не сообщают информацию о ценных бумагах как части банковских обязательств в данных BIS, а это значит, что трудно сравнить те страны, которые включают ценные бумаги в общие показатели банковских обязательств, с теми странами, которые их не включают. Ключевая причина тому – банкам сложно идентифицировать страну-контрагента и сектор владельцев торговых ценных бумаг.

Во-вторых, банковские депозиты (в отличие от более широких банковских обязательств) могут обеспечить надлежащий уровень обмена информацией в рамках EOI. Это происходит потому, что ценные бумаги, хранящиеся в банках на трансграничном уровне, могут храниться там не от имени отдельных домохозяйств, которые могут скрывать богатство, а от имени паевых фондов или других компаний по управлению активами. По данным BIS, некоторые международные финансовые центры с объемными банковскими обязательствами, такие как Бермудские Острова, Люксембург или Каймановы Острова, являются известными центрами деятельности по управлению активами. Если взаимные фонды или хедж-фонды покупают и продают активы, то они могут хранить данные активы на депозитах в банках, которые выступают хранителями таких средств. Вполне вероятно, что такие виды банковских обязательств будут менее чутко реагировать на расширение ЕОІ по сравнению с банковскими депозитами, которые хранятся отдельными налогоплательщиками или удерживаются ими через компании-посредники.

Определение того, что же представляет собой международный финансовый центр, является противоречивым и сложным предметом. В академической литературе прослеживаются самые разные мнения, основанные на широком спектре критериев. Эти критерии зачастую субъективны. С точки зрения оценки ЕОІ касательно банковских депозитов, идеальный акцент был бы на тех юрисдикциях, которые специализируются на международном банковском бизнесе. Это важная оговорка, поскольку разные международные финансовые центры могут иметь разную специализацию. Например, одни международные финансовые центры могут специализироваться на страховой деятельности, вторые функционируют как центр хедж-фондов и взаимных фондов, третьи – в рамках осуществления банковской деятельности. Следовательно, можно утверждать, что оценка влияния EOI требует тонкого понимания различий между видами международных финансовых центров, что повлечет за собой появление разных способов расширения границ применения EOI.

В то же время нужно заметить, что к самым важным факторам формирования международного финансового центра относятся следующие:

• постоянная финансовая система и устойчивая валюта со стабильным курсом;

• политическая и социальная стабильность в стране;

• выгодное географическое положение;

• развитая финансовая инфраструктура;

• открытость экономики для свободного движения капитала;

• предоставление национального режима для иностранных финансовых институций;

• либеральное отношение к бизнесу и экономическая свобода;

• современные технологии передачи информации;

• человеческий капитал, обладающий соответствующими профессиональными навыками и специальными финансовыми знаниями;

• соответствие современным мировым стандартам в области учета, отчетности, надзора и регулирования.

Международные финансовые центры являются системообразующим звеном не только глобальной финансовой, но и глобальной хозяйственной системы. Они формируют структуру современной конкурентоспособной экономики, интегрированной в мировое хозяйство, поэтому решение о создании международных финансовых центров выходит за пределы финансовой системы. Оно определяет профиль и структуру всей глобальной экономики. Подобные центры способствуют равноправному вхождению стран базирования и стран-участниц в глобальную финансовую и производственную системы, обеспечивают конкурентоспособность национальных экономик, развитие человеческого потенциала, лучшее использование факторов производства, рост занятости и пр.

В целом размер трансграничных банковских депозитов, которые удерживаются компаниями и физическими лица в 40 ключевых международных финансовых центрах, снизился на 34 % по сравнению с максимумом в 1,6 млрд долл. США, а именно уменьшившись на 551 млрд долл. В данном контексте ОЭСР отмечает, что начало автоматического обмена информацией (AEOI) в соответствии с Общим стандартом представления отчетности (CRS) ОЭСР составляет примерно две трети уменьшения.

Использование данных о трансграничных финансовых обязательствах в международных финансовых центрах было ключевым средством оценки влияния EOI. Международными экспертами в своих исследованиях было показано, что банковские обязательства в международных финансовых центрах существенно не уменьшились с момента расширения ЕОІ с 2008 года после заявления G20 о том, что эра банковской тайны закончилась. Хотя было подчеркнуто, что в некоторых юрисдикциях с низким уровнем налогообложения наблюдалось падение банковских депозитов после подписания новых соглашений о EOIR.

К тому же BIS ежеквартально публикует данные о банковских обязательствах, включая как депозиты, так и другие акции банков, ценные бумаги и т. п., сведенные на уровне юрисдикции. Например, во Франции этот Банк публикует общие депозиты, которые хранятся французскими резидентами в иностранных банках, и общие депозиты, которые хранятся иностранными резидентами во французских банках.

Стоит подчеркнуть, что данные о банковской деятельности постоянно используются для изучения влияния обмена информацией на национальные налоговые системы. Тому есть несколько причин. Доступ к банковской информации, которая так сказать предусматриваемая для целей налогообложения, специально обусловлен соглашениями в рамках EOIR. Кроме того, информация о банковских депозитах, находящихся за границей, является одной из категорий информации, на которую распространяется стандарт AEOI. Это означает, что по мере изменения трансграничной инвестиционной деятельности через EOI банковские депозиты являются одними из активов, которые больше всего поддаются влиянию таких изменений.

Более того, банковские данные – одни из самых качественных данных о международной финансовой деятельности. В последнее время BIS сгенерировал значительное количество данных, сделав их общедоступными для разного круга пользователей. Эти данные включают двустороннюю информацию для отчитывающихся юрисдикций, которая содержит данные об активах, находящихся в пределах такой юрисдикции в собственности резидента юрисдикции контрагента.

Так, в общедоступном файле BIS – 47 юрисдикций. Из них у 29 юрисдикций имеются данные о двусторонних контрагентах в открытом доступе, в частности: Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китайский Тайбэй, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Гернси, Гонконг, Китай, Ирландия, Остров Мэн, Италия, Джерси, Корея, Люксембург, Макао, Китай, Мексика, Нидерланды, Филиппины, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.

Из этих 29 юрисдикций семь предоставляют расширение временных рядов в выборке с ограниченным доступом BIS. Еще 14 юрисдикций предоставили BIS ограниченные, но близкие к полным двусторонним данные для разных временных периодов. Однако предоставленные данные касаются разного временного лага. Конфиденциальные двусторонние данные, сообщенные BIS, недоступны, а потому они не используются в работе.

Стоит заметить, что при анализе особенностей влияния банковских депозитов их бенефициарами выступают т. н. небанковские категории, а именно: домохозяйства, корпорации, государственные учреждения, некорпоративные предприятия, такие как трасты, и другие нефинансовые учреждения (например, благотворительные организации и фонды). Несмотря на то, что это более узкая категория, чем бенефициары всех банковских обязательств, даже эта категория является широкой и представляет ряд проблем с точки зрения точной оценки влияния ЕОІ. Важной оговоркой анализа является то, что разные типы небанковских субъектов могут по-разному реагировать на те или иные экономические явления и их трансформации.

Вместе с тем заслуживают внимания несколько дополнительных ограничений BIS. Так, данные регистрируются как наблюдения на конец квартала и представляют собой соответствующие запасы. Поэтому такие данные обеспечивают лишь краткий обзор депозитов в определенный момент времени и не могут предоставить подробную информацию о данных финансовых потоках за соответственно выбранные периоды по сравнению с переменными потоками. Более того, данные о депозитах обобщаются на основе немедленного, а не окончательного владения.

Попробуем проанализировать влияние ЕОІ на трансграничные банковские депозитные вложения. В частности, одним из вопросов изучения влияния ЕОІ на финансовую деятельность в международных финансовых центрах является выбор наиболее подходящей переменной результатов для анализа. При оценке влияния ЕОІ на размер активов в упомянутых финансовых центрах целью должен быть анализ тех финансовых активов, на которые влияет ЕОІ, то есть тех финансовых активов, которые, скорее всего, будут нести потенциальные риски для уклонения от налогообложения. Банковские депозиты, находящиеся у физических лиц, являются четким примером класса активов, на который может повлиять ЕОІ. Это может иметь место тогда, когда они удерживаются непосредственно или как часть структур, предназначенных для сокрытия выгодной собственности. К примеру, учитывая информацию об обязательствах швейцарских банков, установлено, что банковские вклады составляют примерно 25 % мирового скрытого богатства. Используя данные итальянской программы добровольного обнародования скрытых активов, аргументировано, что, хотя банковские депозиты являются наиболее репатриированным классом активов, они составляют 13,5 % общего размера раскрытого богатства. При этом исследования, проведенные в 2019 году, показали, что международные финансовые центры – это эквивалент богатства, который составляет около 10 % мирового валового внутреннего продукта.

Прежде всего необходимо отметить, что в последние годы произошло значительное уменьшение размера банковских депозитов в некоторых международных финансовых центрах, о которых было сообщено BIS. Проблемой в оценке влияния ЕОІ является попытка определить, насколько эти сокращения являются последствием ЕОІ или других факторов. Можно выделить несколько аспектов, которые нужно учесть. Во-первых, на изменения в размерах банковских депозитов будут влиять такие неналоговые факторы, как привлекательность инвестиционной и правовой среды юрисдикции, ее общий экономический рост и последние или будущие регуляторные изменения. Во-вторых, даже если изменения в размерах банковских депозитов вызваны условиями налогообложения, они могут не быть связаны с изменениями в рамках EOI. Например, поскольку депозиты в международных финансовых центрах потенциально представляют собой скрытое богатство, возможно, эти депозиты были уменьшены в результате других форм налогового уклонения. Кроме того, может быть, именно утечки данных за последние годы стали базовыми в предоставления информации налоговым органам для преодоления проявлений уклонения от уплаты налогов.

К тому же степень, в которой офшорные банковские депозиты являются скрытым богатством, довольно-таки трудно определить. С точки зрения налогообложения активы, находящиеся в офшорных зонах, могут полностью соответствовать налоговым правилам. В данном случае ожидается, что эти депозиты не будут соответствовать требованиям EOI. Пакеты банковских депозитов международных финансовых центров могут также отвечать на другие современные налоговые факторы, включая изменения в налоговой среде и нормы национального налогового законодательства юрисдикции – владельца капитала. Они могут охватывать изменения установленных законодательством налоговых ставок или изменения в налоговых правилах, такие как те, которые могут быть следствием реализации Плана действий BEPS или временных программ добровольного раскрытия информации для стимулирования разоблачения средств, выведенных из-под налогообложения за границу.

Итак, есть дополнительная доказательная база того, что произошло существенное раскрытие ранее не раскрытой информации. С момента широкого внедрения EOI, по разным оценкам, около 500 тыс. человек раскрыли данные об офшорных активах с помощью программ добровольного раскрытия информации, что обеспечило 95 млрд евро дополнительных налоговых поступлений. Факт того, что значительная часть данной суммы была обеспечена процессом раскрытия информации с помощью программ добровольного раскрытия информации, созданных до начала полномасштабного действия АЕОІ в 2017 году, указывает на взаимосвязь между поведением налогоплательщиков и ЕОІ. Однако нужно заметить, что активы, находящиеся в иностранных юрисдикциях, которые были раскрыты, возможно, не были репатриированы. Данные активы могли так и остаться в иностранных юрисдикциях.

Именно в прошлом подписание договоров о EOIR или начале AEOI часто совпадало с внутренней реализацией вышеупомянутых программ добровольного раскрытия информации и амнистии (voluntary disclosure and amnesty programmes – VDPs). Поскольку эти VDPs могут стимулировать налогоплательщиков с офшорными депозитами обнародовать или репатриировать скрытые активы, то наличие этих налоговых инструментов может выступать как смешанная переменная базовых условий налогообложения. То есть, возможно, что влияние, выявленное при анализе ЕОІ, в действительности не является результатом ЕОІ, а, скорее, следствием VDP, которое совпадало во времени с расширением границ использования EOI.

Имеются и другие объяснения, включая возможность того, что VDP могут снизить уровень соблюдения налогового законодательства, побуждая некоторых налогоплательщиков увеличивать объемы несоответствий в рамках раскрытия информации вне VDP. Наконец, тот факт, что несколько VDP в списке все еще активны, может изменить результаты. Самодекларирование может достичь своего пика до конца периода принятия VDP. Хотя убедительные доказательства влияния VDP все еще подлежат дальнейшему исследованию, а представленные доказательства показывают, что учет программ раскрытия информации, как кажется, не может признаваться недействительным из-за ожидаемого негативного влияния AEOI на депозиты иностранных банков. В заключение стоит подчеркнуть отсутствие уменьшения размеров банковских депозитов в рамках международных финансовых центров по депозитам, не имеющих отношения к финансовой деятельности, после финансового кризиса в качестве доказательства ограниченного влияния ЕОІ.

В контексте вышеописанных международных ориентиров Украина должна завершить все законодательные процессы, в частности подписать межведомственные соглашения, достигнуть взаимного согласия с партнерами касательно обмена, согласовать формы обмена с государствами, согласившимися на обмен. На национальном уровне необходимо имплементировать должным образом стандарт AEOI, урегулировать регулярное обновление внутренних процедур в соответствии с требованиями стандарта AEOI, обеспечить соблюдение требований конфиденциальности и защиты персональных данных, нормировать автоматизацию и технологическое обеспечение сбора информации и обмена.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО