Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Валютная либерализация в действии и бездействии

Что же поменялось на украинском валютном рынке?

Национальный банк Украины продолжает либерализацию валютного рынка, начало которой положил Закон "О валюте и валютных операциях", принцип которого – "разрешено все, что не запрещено". Он действует с 7 февраля этого года. Согласно дорожной карте, всего регулятор должен сделать 17 шагов для того, чтобы бизнес и население, оперирующие валютой, ощутили полную свободу. На сегодняшний день сделано немало. Итак, давайте посмотрим, что же изменилось, как это влияет на потребителей и что еще предстоит.

В первую очередь была отменена обязательная продажа компаниями валютной выручки, а также обязательное резервирование гривни для покупки инвалюты. Так что с 20 июня 2019 года необязательно продавать 30 % валютной выручки на межбанковском валютном рынке. До этого поступившая из-за рубежа на счета украинских экспортеров валюта продавалась в обязательном порядке. Это нововведение действительно упростило жизнь компаниям-экспортерам и тем, кто поставляет услуги за границу. Ведь случается, например, что компании нужно оплатить импортное оборудование или компоненты для изготовления продукции, обслуживать долг в иностранной валюте, выплатить дивиденды иностранным акционерам, а выход на валютный рынок чреват многими трудностями, курсовыми разницами. И здесь явный позитив. Тем более, по данным регулятора, экспортеры и так продают в последние месяцы свыше 90 % валюты. При этом у бизнеса появляется возможность придержать валюту в ожидании девальвации.

Разрешена также покупка инвалюты за кредитные средства. Эту покупку можно осуществить по поручению или заявлению клиентов за счет средств в гривне, привлеченных ими в форме кредита.

В июле постановлением НБУ № 91 был отменен запрет на выплату дивидендов. Жесткие ограничения действовали с 2014 года и изначально были продиктованы тяжелой ситуацией в стране. Позже их смягчали, позволив юрлицам выплачивать дивиденды, но лимитировав их. Эти лимиты повышались и в течение этого года, пока не были отменены вообще. Если в феврале они составляли 7 млн евро, то уже в мае их повысили до 12 млн евро в месяц. Это улучшает инвестиционный климат в стране. Ведь украинские компании уже сталкивались с данной проблемой, когда, накопив средства для выплаты дивидендов своим иностранным участникам, не смогли своевременно перечислить их как раз из-за валютных ограничений.

А с 10 сентября НБУ еще и отменил постановлением № 113 лимит на репатриацию средств от продажи ценных бумаг, который ранее составлял 5 млн евро в месяц, и разрешил осуществлять больше операций по счетам нерезидентов. Так, на текущие счета физлиц-нерезидентов разрешили зачислять средства в гривнях, полученные в качестве дивидендов, процентных доходов по ценным бумагам и других доходов по объектам прав собственности в Украине, не связанных с их отчуждением, продажей, ликвидацией или уменьшением уставного капитала.

Летом постановлением № 86 регулятор отменил лимит на финансирование зарубежных представительств и обособленных подразделений украинских компаний. Ранее он составлял 2 млн евро в год. Операции по переводу средств непосредственно на счет зарубежных подразделений выведены из-под действия лимита и теперь не ограничиваются в объемах.

Но здесь не все так просто – НБУ все равно нужен контроль. Чтобы минимизировать риски оттока капитала из Украины, он установил дополнительные требования для валютного надзора за этими операциями. Украинские компании должны предоставлять банкам документы, которые обосновывают необходимость сделки по финансированию иностранного филиала. Послабление не распространяется на операции по переводу денег в страны-агрессоры, офшорные зоны и страны, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации FATF.

НБУ постановлением № 86 усовершенствовал риск-ориентированный надзор банков в части проверок иностранных банков-контрагентов, которым перечисляют деньги украинские компании. Ведь для определения степени риска не нужно ориентироваться на перечень НБУ, который основывается на информации Госслужбы финмониторинга. Принимать решение банки могут самостоятельно, пользуясь информацией из публичных источников. На практике это приводит к тому, что банки все тщательнее копаются в сделках, чтобы потом их не оштрафовали за то, что были недостаточно требовательны. Только недавно НБУ оштрафовал некоторые банки на десятки миллионов гривен за нарушение требований по идентификации, верификации и изучению клиентов банка (публичных лиц и их близких).

Кроме того, 7 февраля 2019 года с принятием Закона "О валюте и валютных операциях" утратила силу ст. 37 Закона "О внешнеэкономической деятельности", которая предусматривает наложение санкций за нарушение внешнеэкономической деятельности отечественными и иностранными компаниями в виде запрета на осуществление ВЭД.

Но, во-первых, это не означает, что за нарушение порядка расчетов не будут наказывать, ведь пеня осталась. А во-вторых, сложилась ситуация, когда в переходный период, до отмены указанной ст. 37, специальный орган применил санкцию в виде запрета на осуществление ВЭД и самостоятельно ее не снимает, блокируя таким образом деятельность отдельных субъектов хозяйствования уже и после фактической отмены данного вида санкций.

Минэкономразвития ведет реестр компаний, к которым применены ограничительные санкции (а их тысячи). И каждый раз им нужно получать индивидуальные лицензии МЭРТ на проведение отдельной операции, что требует сил и времени. Индивидуальные разрешения должны получать также компании, планирующие операции в пользу нерезидентов, включенных в перечень компаний, к которым применены специальные санкции.

Дальнейшие же шаги по валютной либерализации (снятие лимитов касательно инвестирования физлиц за рубеж, отмена запрета кредитовать нерезидентов в гривне, доступ небанковских учреждений к межбанку, расчет по облигациям внутреннего государственного займа в валюте и др.) зависят от темпов улучшения макроэкономических показателей, а также от изменений в законодательстве. Так, должен быть принят так называемый закон о сплите, который предусматривает разделение функций Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг. Надзор и регулирование рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдет к НБУ, а Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку должна будет регулировать рынок ценных бумаг.

Недавно сообщалось, что парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики в числе первых в финансовой сфере подаст на рассмотрение Верховной Рады во втором чтении именно законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг".

Кроме того, ожидается внедрение Плана действий BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), который борется со схемами трансграничного налогового планирования, проще говоря, – с уклонением от уплаты налогов с использованием различных подходов к налогообложению операций в разных юрисдикциях. Кабмин и НБУ подали законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в целях имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения", который был опубликован еще 24 октября 2018 года.

В НБУ подчеркивают, что внедрение в Украине Плана действий BEPS является крайне необходимым для предупреждения размывания налоговой базы и перемещения прибылей за границу, что также расширит возможности для украинского бизнеса вести полноценную деятельность на внешних рынках, избегая предвзятого отношения со стороны иностранных контрагентов, банков и инвесторов. В контексте валютного законодательства, а также с учетом риск-ориентированного подхода при валютном контроле операций, связанных с расчетами в иностранной валюте, функция контроля за полнотой уплаты налогов и злоупотреблениями правилами налогообложения операций в международном торговом обороте и в обороте капитала возложена на банковские учреждения. Эта тенденция является повсеместной и продолжит усиливаться.

Юлия Курило,

адвокат, эксперт по корпоративному международному праву

Источник: biz.ligazakon.net

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО