Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Европейский удар по "агрессивной налоговой оптимизации"

О Плане BEPS, его реализации и рисках для бизнеса можно говорить бесконечно. Какие-то направления (шаги) BEPS несут в себе более весомые риски, и о них бизнес больше осведомлен (например, относительно регулирования трансфертного ценообразования и предотвращения недобросовестного использования конвенций об избежании двойного налогообложения), а какие-то направления пока менее знакомы бизнесу.

На рисках одного из таких направлений и хотелось бы остановиться подробнее. 12-й шаг BEPS предусматривает разработку требований по обязательному раскрытию налогоплательщиками информации о сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования. И хотя данный шаг не входит в минимальный стандарт BEPS, это направление уже активно начинает реализовываться на практике. В частности, на уровне ЕС приняты изменения (DIRECTIVE (EU) 2018/822 от 25.05.2018 г.) в Евродирективу об административном сотрудничестве в области налогообложения (Council Directive 2011/16/EU). Итоговая обновленная Директива, упрощенно называемая DAC6 (а также Директива о налоговых посредниках), регулирует процедуру отчетности по схемам агрессивного налогового планирования и вводит обязательный автоматический обмен информацией в области налогообложения в отношении отчетных трансграничных сделок.

Действие DAC6 скажется на любом бенефициаре, который имеет собственные компании, зарегистрированные на территории ЕС, или работает с европейскими контрагентами. Отныне будьте готовы к тому, что привлекаемые к планированию или сопровождению трансграничных сделок европейские посредники будут обязаны раскрывать налоговым органам ваши "потенциально агрессивные механизмы налогового планирования" под страхом значительных персональных штрафов. Под посредником подразумевается любое лицо в ЕС, которое разрабатывает, продает, организует, делает доступным для реализации или руководит реализацией подотчетной схемы, предоставляющее помощь, содействие или совет в отношении подотчетной схемы, то есть европейские налоговые консультанты, юристы, нотариусы, бухгалтеры, аудиторы, банкиры, финансовые советники, брокеры и т. п. Для будущей отчетности мониторинг ваших международных операций сопровождающими их европейскими консультантами проводится уже почти год.

Для целей DAC6 обязательства по раскрытию данных из европейских посредников могут переноситься на самих налогоплательщиков: в случае если страна ЕС гарантирует профессиональную тайну адвокатам, аудиторам; если вовлеченный в сделку посредник находится за пределами ЕС, а в сделке участвует европейский налогоплательщик.

Не секрет, что, несмотря на все более часто меняющиеся в сторону ужесточения современные правила проведения международных трансакций и сделок с иностранным элементом, при большинстве трансграничных сделок и бизнес-схем с привлечением иностранных, включая офшорные, компаний единственной или основной целью по-прежнему остается налоговая эффективность, то есть оптимизация общей налоговой нагрузки до минимально возможных налоговых ставок. А в идеале вообще до возможности полностью избежать налогообложения на основаниях, предусмотренных законодательством. Невзирая на наличие подобных законодательных норм, предусматривающих значительные налоговые льготы, в какой-то момент времени "форма стала превалировать над сущностью", и получаемая выгода стала даже в терминологии называться "необоснованной налоговой выгодой", а схемы планирования в части налогообложения стали расцениваться как "агрессивные". Вышеупомянутая Директива практически "убьет" возможности неоправданной налоговой оптимизации, что и было целью "Большой двадцатки", инициировавшей процесс.

Директива о налоговых посредниках систематизирует типичные особенности механизмов агрессивного налогового планирования, которые потенциально указывают на уклонение от уплаты налогов или злоупотребление корпоративным налогом, и вводит обязательство по любым трансграничным сделкам, подпадающим под один или несколько установленных Директивой признаков "агрессивности" и касающимся как минимум одной страны ЕС, предоставлять информацию в налоговые органы.

DAC6 не содержит четкого понятия методов агрессивного налогового планирования, но приводит "характерные признаки", которые служат индикаторами уклонения от налогообложения или налоговых злоупотреблений, а значит, сделки с такими индикаторами являются подотчетными. В отчетность попадает довольно много операций, поскольку признаки сделок сформулированы достаточно широко и далеко не всегда эти сделки являются инструментами агрессивного налогового планирования. Иногда достаточно невинные сделки попадают в этот периметр отчетности.

Среди признаков, выделяемых DAC6:

– стандартизированная документация по трансакциям,

операции без "убедительной" коммерческой цели,

операции, где одним из ожидаемых итогов сделки является получение налогового преимущества, где устанавливается зависимость вознаграждения посредника от успеха в достижении налоговой выгоды,

– операции с резидентом офшорной или низконалоговой юрисдикции либо юрисдикции, не участвующей в автоматическом обмене информацией или не сотрудничающей по налоговым вопросам,

– платежи в адрес юридического лица без резидентства ("stateless entity"). Юридическое лицо без резидентства – это субъект предпринимательства, не имеющий налоговой ренызидентности, у которого нет или который не образует постоянного представительства в юрисдикции по месту его организации или в другой налоговой юрисдикции,

– операции, где соглашение о конфиденциальности не позволяет раскрыть информацию об уплате налогов,

– операции, предусматривающие перенесение "убытков" по результатам финансового года в другую юрисдикцию для уменьшения налоговой базы,

– операции, предусматривающие переквалификацию прибыли в другие категории, которые налогооблагаются по пониженным ставкам,

– операции, позволяющие нескольким налогоплательщикам требовать освобождения от двойного налогообложения касательно одной и той же статьи доходов в нескольких юрисдикциях.

Практическое значение Директивы в том, что 25.06.2018 фактически стало последним днем, когда группы компаний, осуществляющих трансграничные операции в ЕС, были вправе на легальных основаниях осуществлять агрессивное налоговое планирование.

С июля 2020 г. любые практические шаги по осуществлению операций, имеющих признаки, которые подпадают под определение "направленных на уклонение от уплаты налогообложения", должны сопровождаться раскрытием вовлеченными в такие трансакции европейскими посредниками соответствующей информации налоговикам. Обсуждения с вашими европейскими специалистами теоретических возможных вариантов трансграничных схем, пока они остаются теорией и не переходят в плоскость практических решений, не требуют информирования. Но, несмотря на то что "мысли и намерения не наказуемы", климат для подобных сделок значительно меняется с лета 2018 г.

После первой отчетности с 2020 года будет происходить регулярный автоматический обмен информацией о сделках между налоговыми органами стран ЕС (а также Швейцарии и Лихтенштейна). Данная отчетность также может попадать в третьи страны за пределы ЕС либо в рамках инициативного (спонтанного) обмена, либо по обычным каналам обмена информацией по запросу, предусмотренному Страсбургской конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам (участницей которой является и Украина).

В национальные законодательства стран ЕС правила раскрытия информации о сделках с потенциально агрессивными механизмами налогового планирования должны быть имплементированы до конца текущего 2020 года, с условием ретроспективного действия: подотчетные лица обязаны начать собирать информацию с 25.06.2018. И первая отчетность должна быть представлена до конца августа 2020 г., но за период с 25.06.2018 по 01.07.2020 ("первый отчетный период"). Т. е. записи любых потенциально подлежащих отчетности сделок начиная с 25.06.2018 необходимо хранить.

После первого отчетного периода информация должна предоставляться в налоговые органы в течение 30 дней с момента начала осуществления соответствующей подотчетной сделки.

Первыми на локальном уровне новые правила приняли Германия и Польша. Обе страны механизмы контроля и требования отчетности распространили не только на трансграничные, но и на национальные схемы. При этом Польша установила достаточно высокие штрафы, достигающие нескольких миллионов долларов.

Вызовы для налогоплательщиков в связи с нововведениями DAC6:

– высокий уровень штрафов за нарушение законодательства и репутационные риски;

– кратчайшие сроки для представления отчетности: месяц с момента оказания посредником содействия налогоплательщику или с даты, когда сделка/структура готова к реализации;

– необходимость уже отслеживать сделки/структуры до принятия законодательства, т. к. оно распространяется на период с июня 2018 г.;

– риски некорректного раскрытия операций/структур;

– передача данных о сделках/структурах за пределы ЕС в случае спонтанного обмена информацией или по запросу.

Общие риски для бизнеса от раскрытия информации о трансграничных операциях, содержащих возможные элементы "агрессивности", очевидны – от более глубокого внимания налоговых ведомств к вашей конкретной трансакции, попавшей в отчет (с риском пересмотра налоговых последствий такой операции), до глобального пересмотра законодательства и закрытия лазеек и законодательных белых пятен, позволяющих получать налоговые льготы без надлежащих для этого экономических оснований.

С учетом ретроспективности периода отчетности следует уже сейчас думать о том, как отслеживать потенциально подотчетные сделки и вырабатывать позицию по их отчетности. Кроме того, налогоплательщикам потребуется взаимодействовать с третьими лицами (в том числе контрагентами по операциям), чтобы согласовать позицию по отчетности в отношении той или иной сделки, чего никогда не было раньше.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО