Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Аутсорсинг функции внутреннего аудита как новая услуга аудиторских фирм: быть или не быть?

Удерживать лидирующие позиции на рынке аудиторских услуг все труднее. Клиенты становятся более требовательными, а задачи – все сложнее. Высокая конкуренция является драйвером развития для аудиторских фирм, которые не позволяют себе останавливаться даже на мгновенье. В мире (а с недавних пор и в Украине) аудиторские фирмы предлагают клиентам услуги по внутреннему аудиту на условиях аутсорсинга. Насколько они востребованы и стоит ли делать на них ставку – расскажем в статье.

Условия сотрудничества

Функции внутреннего аудита длительное время выполняли только штатные специалисты компании. Со временем ситуация изменилась, и значительное количество европейских и американских организаций перешли на частичный или полный аутсорсинг функций внутреннего аудита.

Почему так произошло? Современные функции внутреннего аудита касаются широкого круга вопросов, решить которые могут довольно разноплановые специалисты. Это не только внутренние аудиторы, но и специалисты по финансовому прогнозированию, управлению рисками и даже кибербезопасности. Только в случае полной комплектации штата функция внутреннего аудита может быть действительно эффективной.

Подбор, содержание и мотивация таких людей стало довольно сложной и затратной задачей для многих компаний. Именно поэтому последние передают некоторые функции и задачи внутреннего аудита на аутсорсинг.

Полный аутсорсинг

В случае передачи аудита на полный аутсорсинг все функции внутреннего аудита обеспечивает внешний специалист – представитель аудиторской фирмы или даже группа таких представителей. На полную передачу решаются, как правило, небольшие компании.

Частичный аутсорсинг

Крупные предприятия предпочитают частичный аутсорсинг, передавая внешним подрядчикам отдельные функции подразделения внутреннего аудита. Выполнение плана внутреннего аудита при таких условиях осуществляет команда штатных внутренних аудиторов и внешних специалистов аудиторской фирмы.

Разовые заказы

Иногда аудиторскую фирму нанимают единоразово для выполнения тех или иных задач внутреннего аудита (скажем, при необходимости выполнить сложную работу в короткие сроки, реализовать специальные проекты или привлечь к работе узкоспециализированных работников).

Бывают случаи, когда конкретные обязанности подразделения внутреннего аудита возлагают на третью сторону (как правило, на аудиторскую фирму), которая должна выполнить их в ограниченные сроки.

Преимущества для клиента

Компания, передавая на аутсорсинг аудиторской фирме внутренний аудит, получает множество преимуществ. В частности, комитеты по аудиту, советы директоров и правления компаний имеют достаточные гарантии, что работу выполняют, а компания проинформирована о всех возможных угрозах и рисках. Это самое важное для бизнеса с наивысшей степенью риска. Таким компаниям необходимо иметь персонал с высокой квалификацией, которую нужно постоянно поддерживать. Бизнес должен выделять огромные бюджеты на обучение, развитие работников, расширение и углубление их знаний.

Это не всегда целесообразно и выгодно с позиции финансового планирования. Гораздо эффективнее воспользоваться внешним персоналом, за совершенствование знаний которого отвечает сторонняя организация. В то же время аудиторским фирмам, которые планируют предоставлять услуги по внутреннему аудиту, необходимо понимать, что главным фактором успеха являются высококвалифицированные работники. Они должны быть на голову выше персонала заказчика. Поэтому расходов на обучение не избежать.

Аутсорсинг позволяет компаниям получить доступ к специальным знаниям и опыту, инновационным методам и технологиям проведения аудита. Эффективность функции внутреннего аудита значительно повышается, что положительно влияет на работу всей компании.

Еще одно существенное преимущество – усиление независимости внутреннего аудита. В любом случае штатные специалисты не могут быть полностью независимыми от руководства. Передача этой функции на аутсорсинг обусловит объективность и ориентированность на результат, а не удовлетворение тех или иных прихотей руководства.

Как полный, так и частичный аутсорсинг способен "освежить" давно установившийся в компании механизм проведения внутреннего аудита, а это всегда полезно.

Некоторые предостережения

Аудиторская фирма, предоставляя такие услуги, должна проинформировать клиента о некоторых трудностях, связанных с передачей ей функции внутреннего аудита. Прежде всего заказчик должен предоставлять аудитору всю необходимую информацию, в частности о внутренней структуре, корпоративной культуре, специфике ведения бизнеса. Аудиторам понадобится определенное время для ознакомления с особенностями работы заказчика, поэтому не следует ожидать всего сразу.

Внутренний персонал не всегда готов эффективно сотрудничать с помощниками, особенно, если речь идет о частичном аутсорсинге. Работникам может показаться, что они плохо справляются со своей работой, поэтому им в помощь взяли внешних консультантов. Чтобы не возникало конфликтов и недоразумений, нужно провести разъяснительную работу и успокоить персонал, объяснив, что передача определенных функций на аутсорсинг призвана упростить их работу, улучшить результаты деятельности, а не обидеть их или лишить влияния в организации.

Необходимо также понимать, что серьезные противоречия между культурами организации-заказчика и поставщика услуг аутсорсинга могут мешать объективности внутреннего аудита.

Непредсказуемый результат привлечения внешнего специалиста заключается в том, что организация теряет некоторую гибкость ввиду необходимости соблюдения согласованного графика и расписания.

Кроме того, аутсорсинг внутреннего аудита – довольно дорогое удовольствие. Заказчик, отваживаясь на такое решение, должен четко понимать цель аутсорсинга, осознавать все угрозы и трудности и видеть конечный результат сотрудничества. Аудиторская фирма должна давать ответы на все эти непростые вопросы, особенно сейчас, когда такие услуги еще не получили в Украине широкого распространения.

Готовы ли украинские аудиторские фирмы предоставлять такие услуги уже сегодня? Чтобы понять это, каждая фирма должна проанализировать собственные возможности и выходить на рынок только тогда, когда действительно будет уверена в качестве этого направления услуг.

Мировые тренды

Начиная деятельность в новом направлении, нужно не только хорошо разбираться в его особенностях, иметь квалифицированный персонал и приносить реальную пользу бизнесу, но и знать дальнейшие тенденции развития направления.

Внутренний аудит развивается стремительными темпами. Задача аудиторов – понимать это и подсказывать клиентам, в каком направлении двигаться.

Взгляд в будущее

Внутренний аудит сегодня изменился. Если раньше внимание акцентировали на ретроспективном подходе, проведении проверок на основании гарантий и исполнении обязательств, то сейчас от внутренних аудиторов ожидают ценных советов и прогнозных аналитических выводов.

Плавность и постепенность

Новейшие технологии стали неотъемлемой частью работы внутреннего аудитора. Достижение золотой середины между сосредоточенностью на прошлом и пронозами на будущее, на проверенных временем методиках и новейших техниках – задача номер один для внутреннего аудитора. Любые инновации нужно внедрять постепенно, особенно, если речь идет о такой консервативной сфере, как аудит. Более того, изменения должны органично вписываться в бизнес, не причиняя ему дополнительных стрессов. Стресс в бизнесе – потеря средств. Этого допустить никак нельзя.

Новая реальность – новые вызовы

Реальность изменяется. Внутренние аудиторы должны помогать предприятиям приспособиться к изменениям и выиграть от этих трансформаций. Изменение способа мышления и бизнес-модели, а также новые риски являются основными индикаторами адаптации. Внутренний аудит с его особым взглядом на ведение бизнеса, беспрепятственным доступом к корпоративной информации и достаточными аналитическими способностями имеет уникальную возможность помочь организациям в решении будущих проблем и рисков.

Разноплановый и квалифицированный персонал

Какие же стратегии развития внутреннего аудита способны принести успех? Если внутренний аудит расширит свои функции (а этого требует новая реальность), его должны представлять разноплановые специалисты. Аудиторским фирмам, планирующим предоставлять такие услуги, не стоит экономить на персонале. Десятки лет аудитом занимались дипломированные бухгалтеры и аудиторы, однако на современном этапе внутренний аудит должен основываться на совершенно другом опыте, наборе навыков и возможностей. При подборе персонала нужно концентрировать внимание на интеллекте, креативности и критическом мышлении, чтобы доказать, что внутренний аудит – это больше, чем просто выполнение поставленных задач.

Фокус на репутационных рисках

В эпоху социальных сетей бренды, старательно создававшие свою репутацию на протяжении десятилетий, могут быть уничтожены за считанные часы. Репутационные риски – одни из самых опасных. Внутренний аудит, как и раньше, должен уметь работать со всеми рисками, однако обращать больше внимания на угрозы репутации.

Роль доверенного советника

От внутреннего аудита ждут исполнения роли некоего доверенного советника бизнеса. Консультативная функция приобретает важное значение. Именно поэтому внутренним аудиторам необходимо работать на опережение и демонстрировать перспективы развития бизнеса.

Кибербезопасность

В эпоху повышенных опасностей, поступающих из Интернета, внутренний аудит должен играть роль посредника между IT-департаментом, руководством и правлением, которые не всегда понимают друг друга. В основном кибербезопасность компании – ключевая задача функции внутреннего аудита.

Как видим, внутренний аудит получает репутацию ценного источника информации, освобождая ресурсы для других видов деятельности.

Готовясь к открытию нового и интересного направления, нужно взвесить все за и против и выйти на рынок с действительно необходимым клиентам предложением. Тогда и успех не заставит себя ждать.

В ходе недавнего Всемирного форума руководителей служб внутреннего аудита, который проходит ежегодно, были высказаны рекомендации по отчетам внутреннего аудита.

Участники форума сошлись во мнении, что структуру отчетов стоит изменить. В частности, отчет внутреннего аудита должен быть кратким (всего одна – две страницы) и иметь такой формат, чтобы его можно было легко открыть на мобильном устройстве.

Можно вообще отказаться от формата отчетов, а просто освещать вопросы, которые беспокоят руководство компании. Нужно максимально использовать инфографику и средства визуализации для презентации данных, а также обратить внимание на предпочтения и стиль целевой аудитории и доносить информацию в понятном для нее виде.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО