Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Закон о роялти: о сложном – просто, в неизвестность – с оптимизмом

22 июля 2018 г. вступил в силу долгожданный и многострадальный Закон, регулирующий порядок коллективного управления имущественными правами на объекты авторского права и(или) смежных прав.

Долгожданным Закон является прежде всего потому, что его принятие – одно из условий исключения Украины из так называемого "Списка 301" (списка стран с высоким уровнем пиратства, что создает существенные торговые барьеры для американских компаний). Времена, когда флибустьеры были окружены некоторой аурой романтизма, канули в Лету, а пребывание Украины в перечне пиратских (в современном значении этого слова) юрисдикций унизительно для страны, исповедующей верховенство права и демократические ценности.

Многострадальность Закона обусловлена, с одной стороны, давлением международного сообщества (прежде всего США), требующего его принятия в максимально сжатые сроки, а с другой – наличием рассогласованных интересов разных категорий участников рынка, что вылилось в 5 (Карл!) различных законопроектов, выгодных для каждой группы. Но, как мы видим сегодня, базовым стал законопроект № 7466, предложенный Министерством экономического развития и торговли Украины.

Ниже остановимся на основных новеллах, которые таит в себе Закон с многообещающим, но довольно длинным названием "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав".

Начнем с самого имени Закона, в котором интригует понятие "эффективный". Заслуживает уважения стремление не просто урегулировать правоотношения в данной сфере, а обеспечить рынок эффективным механизмом коллективного управления авторскими правами. Хочется верить, что законодатель будет готов оперативно корректировать нормы, оказавшиеся не столь эффективными, как это было заложено в предложенной концепции коллективного управления правами.

Закон определяет коллективное управление правами как деятельность по сбору, распределению и выплате правообладателям дохода от принадлежащих им прав, осуществляемую в интересах более чем одного правообладателя.

Деятельность "старых" ОКУ в части расширенного и обязательного коллективного (львиная доля сборов!) управления станет невозможной с даты оглашения окончания приема заявлений относительно участия в конкурсе на аккредитацию в соответствующей сфере (в остальной части – с 22.04.2019).

Ужесточились требования к специальным субъектам, осуществляющим управление правами на коллективной основе, – организациям коллективного управления (ОКУ). А именно:

– ОКУ должны учреждаться исключительно правообладателями;

– ОКУ обязаны быть неприбыльными общественными объединениями со статусом юридического лица, зарегистрированными в установленном законом порядке;

– вид деятельности ОКУ направляется исключительно на коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и смежных прав;

– устав и внутренние документы должны соответствовать, в частности, специальному законодательству;

– в штате должен быть как минимум 1 сотрудник с 2-летним опытом работы в сфере авторского права или смежных прав;

– обязательно наличие письменных заявлений от правообладателей о готовности передать в управление права;

– предусматривается наличие поточного банковского счета;

– необходимо наличие веб-сайта с информацией в соответствии с требованиями Закона.

Закон дифференцирует деятельность по коллективному управлению правами на три категории: добровольное, расширенное и обязательное. Добровольное управление правами осуществляется организациями коллективного управления (ОКУ), зарегистрированными в установленном законом порядке исключительно в отношении прав, находящихся в их каталоге.

Расширенное управление устанавливает право аккредитованной ОКУ распоряжаться определенными категориями прав вне зависимости от их наличия в каталоге ОКУ, при условии, что данные права не были прямо изъяты (отозваны) правообладателем из управления указанной ОКУ.

При обязательном управлении правами соответствующе аккредитованная ОКУ осуществляет управление определенными законом категориями прав. При этом изъятие (отзыв) данных прав правообладателем не предусматривается.

Расширенное и обязательное управление правами Закон относит к компетенции специально аккредитованных ОКУ. При этом устанавливается, что по каждому виду деятельности из этой категории может быть аккредитована только одна ОКУ.

Исключением из правила являются случаи, когда существует конфликт интересов между основной категорией правообладателей, которых представляет такая ОКУ, и прочими категориями правообладателей, в чью пользу собираются отчисления по конкретному виду деятельности в сфере расширенного управления правами. Если указанный конфликт существует, может быть аккредитована дополнительная ОКУ, которая и будет представлять интересы прочих групп правообладателей в соответствующей сфере управления правами. Есть вероятность, что исключение может потенциально использоваться для обхода закрепленного Законом принципа (одна ОКУ на один вид деятельности).

Сбор средств осуществляется ОКУ путем заключения с пользователями объектов авторского права и смежных прав соответствующих договоров на использование таких объектов или взыскания выплат в пользу правообладателей в судебном порядке.

Для целей учета собранных средств, их распределения между правообладателями и выплаты причитающихся им отчислений (роялти) ОКУ обязаны вести (1) реестр правообладателей и (2) реестр находящихся в их управлении объектов авторского права и смежных прав.

Собранные средства ОКУ распределяют между правообладателями пропорционально фактическим объемам использования соответствующего объекта авторских или смежных прав и выплачивают им не реже одного раза в год. При этом административные расходы одной ОКУ на сбор отчислений не могут превышать 20 % от собранной суммы.

Если ОКУ не удалось установить правообладателя того или иного объекта, относительно которого были распределены средства, она не может использовать их для собственных целей, а обязана направлять на развитие украинской культуры.

Участники рынка по-разному оценивают предложенную Законом концепцию коллективного управления правами. Например, некоторые считают, что новые требования к ОКУ не дают возможности объективно установить, соответствует ли организация критериям для аккредитации или нет.

Также существует мнение, что механизм добровольного порядка установления тарифов путем переговоров между ОКУ и профильными организациями пользователей не будет работать. Опасения основываются на том, что пользователи будут заинтересованы в осуществлении выплат исходя не из рыночной стоимости использования тех или иных объектов, а на основании более низких тарифов, установленных Кабмином.

Некоторых специалистов беспокоит неточность содержащихся в Законе юридических конструкций. Например, при прохождении процедуры аккредитации ОКУ согласно Закону должны иметь договоры на управление правами с существенным количеством правообладателей. При этом критерии оценки такой существенности в Законе отсутствуют, что, по мнению экспертов, может привести к злоупотреблениям в процедуре аккредитации ОКУ в определенных сферах деятельности.

Смущает также требование направлять собранные средства, невыплаченные по причине невозможности идентификации правообладателя, "на развитие украинской культуры". Указанные отчисления – это деньги, которые заведомо уйдут "в никуда". Очевидно, данные опасения строятся на сформировавшемся за два десятилетия общем недоверии правообладателей к существующим ОКУ.

Представителей ОКУ также беспокоит реализация переходных положений Закона, регулирующих механизм перерегистрации ОКУ и их аккредитации для целей расширенного и обязательного управления правами. По их мнению, некорректные ссылки на нормы Закона в некоторых статьях переходных положений могут поставить под сомнение легитимность процесса перерегистрации и аккредитации новых ОКУ.

Вне всяких сомнений, дальнейшее применение Закона откроет и прочие пробелы, которые придется заполнять на законодательном уровне. Главное, чтобы на это была воля рынка и законодателя. Если она будет, то через несколько итераций законодательной процедуры Украина возымеет все шансы получить эффективную и инновационную модель коллективного управления правами, а наш рынок отчислений из старого и ржавого трехколесного детского велосипедика вполне может трансформироваться в сверкающую стеклом и металлом современную машину по стимулированию творчества и созданию нашими авторами современного контента, конкурентоспособного на международном рынке. А тому, что украинцы – творческий и талантливый народ, подтверждений масса.

Александр Молотай,
партнер ЮФ Evris

Источник: ЮРЛІГА.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО