Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Налог на выведенный капитал и ТЦ: чего ожидать?

В начале июля президент Украины внес на рассмотрение комитетов Верховной Рады законопроект о новых изменениях в Налоговый кодекс Украины.

В целом, учитывая завидную регулярность изменений в налоговом законодательстве, украинские налогоплательщики привыкли быстро и оперативно на них реагировать. Однако в этот раз новации несут масштабный характер: планируется кардинально изменить существующую систему налогообложения налогом на прибыль.

Обращаем ваше внимание, что на данный момент это только законопроект, еще не прошедший первое чтение. Но, поскольку в случае принятия данного закона украинские налогоплательщики столкнуться с существенными (!) изменениями, предлагаем заранее ознакомиться с концепцией налога на выведенный капитал, а также с прочими новшествами.

КОРОТКО О НАЛОГЕ НА ВЫВЕДЕННЫЙ КАПИТАЛ

Законопроект предусматривает замену всем привычного налога на прибыль (НнП) на экспериментальный налог на выведенный капитал (НнВК). В мире практика НнВК непопулярна – подобное существует только в Эстонии (с 2000 года), Грузии (с 2017 года) и Латвии (с 2018 года).

Главным отличием НнП и НнВК является объект налогообложения:

– НнП – чистый прирост ресурсов (финансовый результат);

– НнВК – отток ресурсов с предприятия (конкретные операции).

На данный момент уже вышло много аналитической информации о предполагаемом изменении, поэтому давайте же рассмотрим основную информацию об НнВК в текущей редакции законопроекта.

СРАВНЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Плательщик налога

1. Все юридические лица – резиденты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Украины.

2. Нерезиденты и их представительства, зарегистрировавшиеся налогоплательщиками в Украине.

3. Единоплательщики, осуществляющие операции с нерезидентами, которые не являются плательщиками НнВК.

НЕплательщик налога

1. Неприбыльные организации.

2. Единоплательщики, кроме упомянутых выше.

3. Физические лица.

Ставка

1. 15 % – основная ставка для дивидендов и возврата доли капитала.

2. 20 % – операции, приравненные к выводу капитала: выплаты за пользование капиталом в пользу нерезидентов из низконалоговых юрисдикций; выплаты по договорам страхования с нерезидентами; финансовая помощь; бесплатная передача имущества или товаров; выплата роялти; взносы в уставный капитал неплательщику НнВК; оплата товаров (работ, услуг) в пользу неплательщика НнВК, а также для корректировок по трансфертному ценообразованию.

3. 5 % – ставка для операций, приравненных к выводу капитала, а именно выплаты за пользование капиталом в пользу связанных лиц – нерезидентов.

Администрирование налога

1. Электронный реестр плательщиков НнВК и электронные кабинеты.

2. Коды операций в расчетных документах (для автоматизации процессов).

Как видим из приведенной информации, компании, осуществляющие внешнеэкономические операции, в случае установления данного налога окажутся под прицелом особого внимания налоговых органов.

Предполагается, что введение НнВК будет стимулировать украинские компании инвестировать в развитие/наращивание собственного бизнеса/производства. Если компания будет реинвестировать заработанные средства в свою компанию и не станет выводить ресурсы с предприятия путем выплаты дивидендов, бесповоротной финансовой помощи, бесплатной передачи товаров, работ, услуг, роялти, процентов и прочих операций, приводящих к выведению капитала из компании, объекта налогообложения для НнВК не будет, а компании не придется платить налог.

Поскольку значение правил трансфертного ценообразования (ТЦ), регламентирующих внешнеэкономические операции, заметно возрастает, предлагаем более подробно рассмотреть влияние НнВК на правила ТЦ в Украине.

ННВК И ТЦ: ЧЕГО ОЖИДАТЬ?

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ОПЕРАЦИИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ТЦ

Перечень контролируемых операций остался неизменным, однако расширился круг налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, благодаря исключению положения о том, что годовой доход налогоплательщика должен превышать 150 млн грн. Теперь будет достаточно объема операций с контролируемым контрагентом на сумму свыше 10 млн грн.

Данное изменение в финансовых "порогах" приведет к тому, что даже небольшому предприятию придется соблюдать правила ТЦ – подавать отчет о контролируемых операциях (при их наличии) и готовить документацию по ТЦ (ДТЦ) с обоснованием соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки".

Также ввиду указанного изменения были откорректированы и сроки подачи ДТЦ:

– налогоплательщики с объемом доходов свыше 150 млн грн обязаны готовить и хранить ДТЦ, как и раньше. Срок подачи – 30 календарных дней со дня получения запроса от контролирующих органов;

– налогоплательщики с объемом доходов ниже 150 млн грн готовят и подают ДТЦ только по запросу контролирующих органов. Срок подачи – 60 календарных дней.

Предполагается, что увеличение срока подачи ДТЦ до 60 календарных дней несколько облегчит нагрузку на небольших налогоплательщиков.

Но следует учитывать, что указанные процедуры будут новыми для таких компаний, а к моменту подачи отчета о контролируемых операциях налогоплательщик (независимо от его размера) в идеале уже должен провести определенный экономический анализ, а именно:

– определить функциональные профили сторон контролируемых операций;

– выбрать и обосновать метод ТЦ;

– провести исследование диапазона цен/рентабельности, соответствующее принципу "вытянутой руки".

Данный анализ необходим перед подачей отчета о контролируемых операциях, чтобы узнать, нужно ли проводить ТЦ-корректировку, являющуюся объектом налогообложения, или нет.

Следовательно, увеличение сроков никак не облегчает жизнь небольших компаний.

Также стоит отметить, что в действующей редакции НКУ нет нормы относительно того, по каким контролируемым операциям требуется готовить ДТЦ, а по каким – нет. В свою очередь законопроект предусматривает такое исключение по операциям, попадающим под определение репатриации доходов и являющимся объектом налогообложения НнВК, а именно:

– оплата стоимости привлеченного капитала (проценты, комиссии, штрафы, пени) – от связанного лица или контрагента из низконалоговой юрисдикции;

– выплаченные роялти в пользу нерезидента из низконалоговой юрисдикции или получателя, не облагающего налогом указанные роялти.

Налогоплательщик освобождается от обязанности готовить и подавать ДТЦ относительно перечисленных операций по запросу контролирующих органов.

НО! При необходимости контролирующие органы могут направить налогоплательщику письменный запрос с перечнем налоговой информации, которую хотели бы получить по данным контролируемым операциям. На данном этапе можно предположить, что он будет основываться на перечне, предусмотренном ст. 39.4.6 НКУ, но в сокращенном варианте, что в свою очередь совсем не упрощает подготовку указанной информации налогоплательщиками.

При этом следует помнить, что хоть и нет необходимости подготовки ДТЦ по указанным операциям, но они считаются контролируемыми, а потому их необходимо указывать в отчете о контролируемых операциях.

КОРРЕКТИРОВКИ ПО ТЦ

В рамках НнВК налог будет взиматься не с финансового результата, а с каждой конкретной операции, приравниваемой к выведению капитала. Корректировка по ТЦ будет прямым объектом налогообложения с применением максимальной ставки – 20 %.

Стоит отметить, что согласно действующей редакции НКУ многие налогоплательщики могли избежать налогообложения путем использования накопленных убытков / продуманного планирования предстоящих доходов/расходов. Но в случае перехода с НнП на НнВК все накопленные за прошлые периоды убытки сгорят, так как по сути будет введен новый налог, а жизнь украинских компаний начнется с нуля. Иными словами, даже если деятельность предприятия в целом убыточная, но ценообразование при осуществлении контролируемых операций не будет соответствовать принципу "вытянутой руки", НнВК придется уплатить.

Следовательно, каждая корректировка по ТЦ будет приводить к необходимости уплаты налога в бюджет.

ТАК ЧЕГО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ЖДАТЬ?

Ввиду того, что НнВК сфокусирован на внешнеэкономических операциях, налоговики будут еще внимательнее контролировать соблюдение правил ТЦ, поскольку это станет одним из главных инструментов обеспечения уплаты нового налога.

Така как НнВК должен будет уплачиваться с каждой конкретной операции, у контролирующих органов отпадет необходимость проводить длительные налоговые проверки правильности определения финансового результата. Теоретически им будет достаточно проанализировать банковские выписки и договоры. Следовательно, есть вероятность, что контролирующие органы сосредоточат все свое внимание на инициировании и проведении ТЦ проверок.

Можно сделать следующие выводы относительно изменений в ТЦ после предполагаемого принятия НнВК:

– небольшие предприятия и некоторых единоплательщиков обяжут готовить отчетность по ТЦ;

– корректировка по ТЦ – объект налогообложения по максимальной ставке в 20 %;

– накопленные убытки или прочие расходы не смогут компенсировать необходимость уплаты налога в бюджет;

– появится перечень контролируемых операций, по которым не нужно готовить ДТЦ, однако налоговые органы смогут на свое усмотрение запросить любую налоговую информацию по таким контролируемым операциям;

– усилится контроля за соблюдением правил ТЦ.

Чтобы оптимизировать большинство рисков, которые могут возникнуть относительно ТЦ и возможных доначислений, советуем пересмотреть существующую модель ведения бизнеса, типичные операции компании, структуру внешнеэкономических операций и провести общую диагностику механизма ценообразования.

Обращаем внимание, что данный анализ касается законопроекта, первое чтение которого предполагается только в сентябре, после чего в него могут быть внесены значительные изменения. Поэтому мы будем держать вас в курсе дальнейших событий.

Катерина Кузьмина 

Специалист по трансфертному образованию ЮФ EVRIS

blog.liga.net  

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО