Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
МСФО 17 "Страховые контракты": продолжение дискуссии об особенностях внедрения стандарта

Прошла очередная панельная дискуссия FRC по поводу препятствий на пути внедрения данного стандарта и вопроса его одобрения Европейской комиссией.

КМСФО уже давно работает над созданием стандарта по учету страховых контрактов. В июле 2010 года КМСФО опубликовал предварительный проект (ED) по договорам страхования. Данный проект был частью второго этапа общего проекта IASB по договорам страхования. Основываясь на комментариях, полученных в ответ на ED, в декабре 2010 года Комитет начал свою работу по пересмотру.

20 июня 2013 года КМСФО опубликовал пересмотренный проект предложений по учету страховых контрактов. Проект строился на предложениях, которые были опубликованы ранее, в 2010 году, и предложениях, полученных в течение широкого периода публичных консультаций.

Пересмотренные предложения были направлены на обеспечение последовательной основы учета договоров страхования и облегчение пользователям финансовой отчетности понимания того, как страховые договоры влияют на финансовое состояние, финансовые показатели и движение денежных средств. Пересмотренные предложения вносят улучшения в представление и оценку договоров страхования, стремясь свести к минимуму волатильность искусственного учета.

После предоставления в январе 2014 года обратной связи от Европейской консультативной группы по финансовой отчетности (далее – EFRAG) и отчета о практическом испытании, КМСФО опубликовал стандарт для страховых контрактов в мае 2017 года.

Несмотря на вступление в силу Стандарта в январе 2021 года, активно продолжается обсуждение преимуществ и препятствий внедрения МСФО 17 "Договоры страхования".

В частности, 24 апреля прошла очередная панельная дискуссия FRC относительно препятствий на пути внедрения данного стандарта и вопроса его одобрения Европейской комиссией1.

Члены группы отметили определенные перспективы. На данный момент на международном уровне применяются различные основы и принципы для учета страховых контрактов. КМСФО отвел много времени для слушания и сбора вопросов от заинтересованных сторон и соответствующего построения консенсусных решений по стандарту.

Некоторые юрисдикции за пределами Европы уже подтвердили принятие стандарта, тогда как решение ЕС об одобрении ожидается в 2019 году. EFRAG еще до сих пор находится в процессе сбора доказательств в поддержку своих рекомендаций для ЕС, для дальнейшего одобрения Стандарта. Была подчеркнута необходимость участия Великобритании в дальнейшем обсуждении вопроса.

Председатель группы, директор по политике учета и отчетности FRC Энтони Эполтон, подчеркнул, что Европа одобряет процесс внедрения МСФО 17. Ожидается, что EFRAG будет отчитываться перед Европейской комиссией еще до конца 2018 года.

Члены группы высказали свое мнение и сделали отдельные замечания. В частности, по мнению членов группы, не стоит недооценивать сложность внедрения МСФО 17 как по продолжительности, так и по сложности. При этом необходимо учитывать внедрение МСФО 9 "Финансовые инструменты" как один из факторов влияния.

Переходный период, уровень агрегации и способность сопоставлять страховые обязательства и активы для страховщиков, занимающихся страхованием жизни, были определены как критические аспекты для реализации. Общие страхователи могут использовать более простой подход к распределению премии, однако изменения в учете расходов на приобретение и учет премий на полученной основе требуют внимания.

Предусматривается, что МСФО 17 рассмотрит некоторые проблемы текущего бухгалтерского учета, в частности несоответствие финансовой отчетности страховщиков. Было указано, что МСФО 17 все равно не сможет стать идеальным решением, поскольку данный вопрос требует времени для обработки и получения новых требований и подходов, которые можно будет внедрять в дальнейшем.

В то же время до сих пор остаются актуальными некоторые проблемы и вопросы.

В частности, остается вопрос по поводу стоимости внедрения Стандарта. По мнению специалистов, сейчас трудно точно ее оценить. Возможность использования процессов и систем Solvency II может быть ограничена, поскольку непосредственную задачу можно будет узнать только в процессе самого внедрения. В ходе процесса одобрения EFRAG еще рассмотрит себестоимость и выгоду МСФО 17, поскольку предусматривалось, что внедрение Стандарта будет дорогим, однако это не должно стать препятствием для его внедрения.

Был рассмотрен вопрос по поводу изменения сроков реализации в ожидании решения ЕС об одобрении. Так, решение об одобрении ЕС ожидается не позднее 2019 года. Дата вступления в силу Стандарта – январь 2021 года, а сравнительных данных – до 2020 года. График сложный и откладывает выполнение, и пока ЕС не примет окончательное решение, может быть рискованным.

Вопрос о сближении и согласованности Solvency II и МСФО 17 является вопросом будущих дискуссий, однако уже сейчас было отмечено, что не все субъекты, представляющие отчетность по Solvency II, также примут МСФО 17.

Solvency II имеет пруденциальную цель, тогда как МСФО 17 ориентирован на финансовую отчетность для инвесторов. МСФО 17 базируется на принципах и суждениях, которые могут быть сделаны, Solvency II чаще всего имеет директивный характер. Существуют некоторые важные отличия, включая ограничение контракта, ставки дисконта и сервисную маржу договоров, которые могут быть сложными для совмещения.

Отдельно обсуждались понятность и сопоставимость финансовой отчетности, которая будет готовиться в соответствии с МСФО 17. Было указано, что Стандарт требует суждения и предлагает варианты, уменьшающие сопоставимость. Раскрытие информации является важным для пользователей в пределах понимания проведенных важных решений и суждений.

Параметры, доступные при переходе, создадут сложности для полного сравнительного анализа данных в течение длительного времени, однако это не должно остановить принятие нового стандарта. Ожидается, что МСФО 17 сделает финансовые отчеты страховщиков более доступными для широкого спектра инвесторов. В частности, например, одинаковыми будут основные принципы признания дохода.

Также возникает вопрос о внесении изменений в UK GAAP в связи с принятием МСФО 17.

Не существует никаких непосредственных планов внесения изменений в FRS 103 "Страховые контракты", стандарт бухгалтерского учета страхования по UK GAAP, для МСФО 17. FRC пересмотрит опыт внедрения листингуемых страховщиков перед рассмотрением задачи о внесении изменений в FRS 103, поэтому какие-либо изменения будут подлежать публичной консультации. Любые разногласия между Директивой ЕС о страховых счетах и МСФО 17 будут оцениваться как часть следующего цикла рассмотрения FRS 101 "Сокращенное раскрытие".

По материалам: www.frc.org.uk

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО