Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Изменения в перечне низконалоговых стран: условия и преимущества

Понятие трансфертного ценообразования появилось примерно в середине XX-го века в США по причине возрастающей активности крупных корпораций, владеющих производственными подразделениями в нескольких странах. Примерно в это же время государства пытаются законодательно влиять на активное использование корпорациями низконалоговых стран, поскольку из-за применения налоговых норм, позволяющих снизить налоговое бремя за счет определенной ценовой манипуляции, государство недополучает полагающиеся ему налоговые платежи, которые оно получило бы при условии, что стороны применяли бы рыночные цены.

На сегодняшний день трансфертное ценообразование в той или иной степени, тем или иным образом, регулируется практически во всех странах мира. В Украине трансфертное ценообразование появилось со вступлением в силу 1 сентября 2013 года Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования", а государство активно начало развивать этот процесс с 2015 года, исправляя и дополняя список стран, являющихся низконалоговыми.

Сама по себе практика трансфертного ценообразования не является административно или уголовно наказуемым деянием при условии ее осуществления в соответствии с требованиями законодательства.

По источникам Государственной фискальной службы Украины известно, что список низконалоговых юрисдикций обновляется не более раза в год, чтобы не разрывать отчетный период. Но если по каким-либо причинам происходит включение или исключение стран в середине года (как например, по итогам 2015 года), возникают споры, связанные с моментом перехода права собственности на товар в течение года в целях избежания контроля за трансфертным ценообразованием. Аналогичные споры могут возникнуть и при операциях с нерезидентами из исключенных стран.

Соответственно, в начале каждого нового года Кабинет Министров Украины издает определенный нормативно-правовой акт, в котором закрепляется перечень государств (территорий), соответствующих критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины:

– государства, в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или оказывающие субъектам хозяйствования льготные режимы налогообложения;

– государства, с которыми Украина не заключила международные договоры с положениями об обмене информацией;

– государства, компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой и финансовой информацией по запросам центрального органа исполнительной власти.

При планировании и проведении внешнеэкономических операций в течение 2018 года следует также принимать во внимание, что необходимо соответствовать следующим критериям:

– 150 млн грн валового дохода плательщика налога и 10 млн грн суммы операций с соответствующим контрагентом – нерезидентом для обычного плательщика налога на прибыль;

– 10 млн грн сумма расчетов для представительств иностранных субъектов хозяйствования со своими материнскими компаниями.

Выгода трансфертного ценообразования с нерезидентными компаниями следующая:

– минимизация налогообложения, а именно: снижение базы налогообложения путем использования в качестве посредника в торговле нерезидентной компании; вывод прибыли из стран с высокими налогами в безналоговые территории; приобретение собственности от имени нерезидентной компании, что позволяет значительно сэкономить на налоге на прибыль и капитал;

– защита активов – ведь многие нерезиденты юридически регистрируются по принципу ограниченной ответственности. Таким образом, компания не отвечает своими активами по обязательствам своих владельцев. Соответственно, выводя активы за рубеж, владелец этих активов может быть более уверен в их защищенности;

– сохранение конфиденциальности благодаря более защищенной, нежели в Украине, системе раскрытия информации о владельцах или акционерах нерезидентной компании, поскольку такая информация обычно может быть выдана по приговору международного или местного суда. Таким образом, получить информацию о фактических владельцах нерезидентной компании достаточно сложно;

– безопасное хранение своих средств, а именно размещение денег в безопасном и надежном международном банке, не боясь введения в него временной администрации, круглосуточный, немедленный доступ и свободное распоряжение и перемещение средств;

– защита вашего украинского бизнеса путем участия нерезидентной компании в качестве посредника между вашей местной компанией и международным партнером с целью минимизации налогов, упрощение документооборота, ускорение финансовых потоков и защиты от произвола контролирующих органов;

– импорт основных средств, например, при необходимости закупки за рубежом оборудования и отсутствии желания платить завышенные таможенные пошлины и НДС, можно приобрести это оборудование на нерезидентную компанию и внести его как уставный фонд в совместное предприятие.

Так, с 1 января 2018 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня государств (территорий), соответствующих критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, и признании утратившим силу распоряжения Кабинета Министров Украины от 16 сентября 2015 г. № 977" от 27.12.2017 г. № 1045, за которым закреплено около 70 стран.

Также стоит отметить, что Кабмин постановлением от 11.04.2018 г. № 295 внес изменения в Перечень государств (территорий), соответствующих критериям. Таким образом, из перечня исключена Болгария.

Как пояснили в Кабмине, принятие решения обусловлено тем, что болгарская сторона предоставила информацию о том, что Болгарией принимаются меры по противодействию агрессивному налоговому планированию и налоговому мошенничеству, предусмотренные Планом действий BEPS и Директивой ЕС 2015/849.

Исключение Болгарии из указанного Перечня имеет целью проведение дополнительных консультаций с ее органами для изучения возможных рисков применения системы обложения корпоративным налогом данной страны для минимизации уплаты налогов резидентами Украины.

Резюме статьи

В заключение стоит отметить, что трансфертное ценообразование выступает значимым инструментом в налоговом праве. И регулируя перечень низконалоговых стран, Украина позволяет снизить налоговое бремя за счет определенной ценовой манипуляции и в то же время получает полагающуюся ей выгоду.

Материал предоставлен редакцией издания ЮРИСТ&ЗАКОН

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО