Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Быть или нет валютной либерализации?

21 июня 2018 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины "О валюте и валютных операциях" (далее – Закон). Закон вступает в силу на следующий день после его обнародования и вводится в действие через 7 месяцев со дня вступления им в силу, а именно 07.02.2019. Со дня введения в действие Закона утрачивает силу целый пласт нормативных актов, принятых еще в первые годы независимости нашей страны.

Фундаментальные изменения, которые будут введены Законом, следующие:

• декларируется свобода проведения валютных операций по принципу "разрешено все, что не запрещено законом";

• упраздняются индивидуальные и генеральные валютные лицензии для физических и юридических лиц (за исключением генеральных валютных лицензий для небанковских финансовых учреждений и операторов почтовой связи);

• упраздняются сроки возврата в страну валютной выручки (сейчас – 180 дней), а соответственно, и санкции за нарушение сроков расчетов по экспортным и импортным операциям;

• упраздняется требование относительно регистрации валютных кредитов от нерезидентов;

• упраздняется валютный контроль для операций на сумму менее 150 тыс. грн; операции на такую сумму будут подлежать обязательному финансовому мониторингу.

Отдельно обращаем внимание на Заключительные и переходные положения Закона.

Так, согласно п. 5 Заключительных и переходных положений НБУ обязано не позднее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие Закона:

(1) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом и обеспечить принятие нормативно-правовых актов, требующихся для его реализации, в том числе и относительно классификации валютных операций с учетом норм международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

(2) при наличии признаков и (или) обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона, принять нормативно-правовые акты, направленные на ведение мер защиты, определенных Законом, которые вступят в силу одновременно с введением в действие Закона.

Национальный банк Украины обязан обнародовать соответствующие нормативно-правовые акты не позднее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие Закона.

Что касается возможных защитных мер, указанных выше, то к ним согласно ст. 12 Закона относятся следующие:

1) обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте в пределах, предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

2) установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров;

3) установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;

4) введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;

5) резервирование средств по валютным операциям;

6) меры в соответствии со статьей 71 Закона Украины "О Национальном банке Украины", исчерпывающий перечень которых определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

В свою очередь, согласно п. 11 Заключительных и переходных положений Кабинет Министров Украины совместно с Национальным банком Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу данным Законом обязаны разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты относительно осуществления одноразового декларирования активов физических лиц и касательно международного сотрудничества Украины в сфере налогообложения, которые будут определять:

1) правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;

2) правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;

3) правила ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами;

4) правила налогообложения постоянного представительства;

5) мероприятия по предупреждению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения;

6) процедуру урегулирования споров по вопросам применения конвенций об избежании двойного налогообложения;

7) вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

Резюме статьи

Таким образом, к 7 января 2019 г. можно ожидать новые нормативно-правовые акты НБУ, направленные на реализацию положений Закона (а также на введение дополнительных ограничений), и на целый ряд законопроектов в сфере национального и международного налогообложения.

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО