Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Изменения в учетной политике по МСБУ 8: комментарии от IASB

Не так давно Советом по МСФО были предложены очередные поправки к стандарту МСБУ 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". В этой новой веб-презентации член IASB Мэри Токар (Mary Tokar) и входящий в состав рабочей группы Джавад Доссани (Jawaid Dossani) дают краткий обзор сути изменений и объясняют их основное назначение в практическом плане. Также они отвечают на вопросы, которые особенно часто задают на эту тему.

Начать стоит с того, зачем вообще Совет по международным стандартам финансовой отчетности предлагает изменения к МСБУ 8, в чем эти изменения заключаются и что они означают.

Дело в том, что действующие требования стандарта оговаривают, среди прочего, добровольное изменение компаниями своей учетной политики в ответ на решения, принятые Комитетом по интерпретациям, который рассматривает поступающие со стороны составителей отчетности вопросы и разъясняет порядок применения требований стандартов в той или иной ситуации. Случаи, когда Комитет приходит к выводу, что текущая версия того или иного стандарта действительно не может дать точного ответа в отношении учета в конкретной ситуации и что требуется доработка стандарта или публикация дополнительного руководства, довольно редки, но все же бывают.

В противном случае публикуемые разъяснения оказывают на учетную политику компаний существенное или не очень существенное влияние и могут потребовать (или не потребовать) от компаний ретроспективного внесения изменений. Сам факт публикации означает, что изменения в МСФО вноситься не будут (раз есть разъяснение, значит оговоренных в стандарте требований и так достаточно), поэтому изменения в учетную политику компании, в принципе, можно и не вносить, а если их вносят, то они являются добровольными.

Именно этим понятием оперирует опубликованный в марте предварительный вариант поправок к МСБУ 8. Добровольные изменения в учетной политике согласно действующей сегодня версии должны быть ретроспективными (за тем единственным исключением, когда это не оправдано из практических соображений). Предложенные узконаправленные изменения призваны упростить подход к внесению изменений и устранить барьеры, мешающие обеспечению полезности финансовой информации для ее пользователей и последовательности применения стандартов МСФО.

Вот как это планируют реализовать. Совет по МСФО предлагает создать "основы" – ввести ограничительные рамки для изменений в учетной политике, принимаемых вследствие решений Комитета по интерпретациям, что должно облегчить этот процесс для составителей отчетности. Масштаб вносимых ретроспективно изменений будет определяться самими компаниями на основании оценки полезности новой финансовой информации для пользователей и издержек ретроспективного внедрения для самой компании.

Как видно на приведенной схеме, стандарт МСБУ 8 сегодня требует применять изменения в учетной политике ретроспективно, а если это противоречит соображениям практичности, то с самой ранней даты, когда это, условно говоря, становится практичным. В случае если изменения вносятся конкретно в результате принятых Комитетом по интерпретациям решений, новая версия стандарта несколько облегчит жизнь компаниям благодаря подходу, основанному на анализе издержек ретроспективного применения и полезности информации для ее пользователей. Этот анализ соотношения пользы и издержек потребует принятия в расчет дополнительных усилий по определению результирующего влияния изменений и того, каким образом отсутствие ретроспективного применения повлияет на решения пользователей отчетности.

Анализ пользы и дополнительных издержек в этом случае будет представлять собой субъективную оценку компаний. Тем самым Совет по МСФО пытается учесть различные информационные потребности пользователей отчетности разных компаний, а также различные потенциальные издержки на ретроспективное внедрение изменений разными компаниями.

Важно подчеркнуть, что определение продолжительности периода ретроспективного применения в рамках новой версии стандарта МСБУ 8 будет определяться исключительно соотношением потенциальной пользы отчетности и потенциальных издержек на ее подготовку, но это послабление отнюдь не дает компаниям полную свободу в определении этого периода на свое усмотрение или вообще выборе перспективного применения.

На схеме проиллюстрированы различные подходы компании к оценке издержек и потенциальной пользы от ретроспективного применения ею изменений в своей учетной политике. Хорошо видно, что и издержки, и потенциальная полезность информации для пользователей отчетности постепенно снижаются при переходе с ретроспективного на перспективное применение, причем и то, и другое можно еще и применять по-разному.

Предварительный вариант стандарта рассматривает:

ретроспективное применение с переподготовкой отчетности;

ретроспективное применение с отражением кумулятивного эффекта на начало текущего периода;

• перспективное применение с начала предыдущего периода;

• перспективное применение с начала текущего периода.

Более подробно о применимости этих подходов изложено в опубликованном Советом по МСФО будущем варианте МСБУ 8.

Совет по МСФО осознает, что такая оценка издержек и пользы потребует от компаний применения профессионального суждения, однако профессиональное суждение, как известно, является составной частью любой системы, которая основана на принципах, и это само по себе отнюдь не означает непоследовательности применения. Однако имеется ряд вопросов, которые могут направить мысли в нужное русло и облегчить эту оценку, например:

• Есть ли у компании уже сейчас информация для ретроспективного применения изменений, и если нет, то насколько легко ее будет получить?

• Насколько существенным будет не заниматься переподготовкой отчетности при ретроспективном применении?

• Как велики изменения в целом? Какого типа решения пользователей отчетности будут затронуты в случае неприменения изменений в учетной политике ретроспективным методом?

• Насколько всеобъемлющи эти изменения? Касаются они только какой-то определенной статьи или же затрагивают всю финансовую отчетность в целом?

• Как повлияют изменения на общую информацию?

Вопросы и ответы

Почему Совет по МСФО ограничил применение предложенного подхода с оценкой потенциальных издержек и преимуществ, распространив его на ретроспективное внедрение изменений в учетной политике исключительно в результате решений Комитета по интерпретациям?

Ответ на этот вопрос кроется в причине, почему IASB вообще засел за разработку этих поправок к МСБУ 8. Поступало много нареканий, что польза от финансовой отчетности снижается в результате добровольных решений компаний о ретроспективном внесении изменений, кроме тех случаев, когда это не являлось практичным. Совет решил сделать поправки очень ограниченными, чтобы найти решения для узкого круга сегодняшних проблем.

Сами по себе разъяснения от Комитета по интерпретациям стандарты МСФО никак не меняют, и компании, в принципе, также не обязаны менять учетную политику, однако очень часто это подразумевается с учетом представленных Комитетом материалов разъяснительного характера. Отличие этих добровольных изменений в учетной политике от всех прочих добровольных изменений заключается в том, что во втором случае компания сама выбирает момент, когда их внедрять, следовательно, имеет больше времени на подготовку, сбор информации и т. д. Там могут быть свои проблемы, но о них Совету по МСФО пока неизвестно, и в такой более широкой версии проект изменений потребовал бы более тщательного исследования. Подробнее этот момент объясняется в параграфе BC6 "Базиса для умозаключений" к данному стандарту.

Есть ли у Совета какие-то опасения касательно использования компаниями данного подхода с анализом потенциальных издержек и пользы?

Как оказалось, некоторые опасения, по крайней мере, высказывались отдельными членами IASB, особенно в отношении оценки пользы ретроспективно подготовленной отчетности для ее пользователей. Однако оставить на профессиональное суждение компаний только оценку их потенциальных издержек было бы неправильно, поскольку в этом случае они пренебрегали бы потребностями пользователей своей отчетности. Кроме того, важно понимать, что предварительный вариант стандарта не просто оговаривает такую оценку, но и включает основы для ее проведения, чтобы по возможности обеспечить нужный уровень строгости и последовательности. Подробнее этот момент объясняется в параграфах BC9 – 12 "Базиса для умозаключений" к данному стандарту.

Когда именно компания решает применить изменения в своей учетной политике в результате разъяснений Комитета по интерпретациям? Пример: Комитет выпустил разъяснения в июне 20Х0 года. У компании годовой отчетный период заканчивается 31 декабря, и она решает, что разъяснения Комитета по интерпретациям для нее актуальны, следовательно, ей нужно изменить свою учетную политику. Но означает ли это, что она должна применять эти изменения также в отношении своей промежуточной отчетности в 20Х0 году? В зависимости от того, каковы именно изменения, применять их в отношении промежуточной отчетности того же периода может быть непросто.

Безусловно, и этот момент удостоился внимания IASB в ходе работы над предварительным вариантом стандарта. Было решено не определять жестко момент внедрения изменений. Однако поскольку тема в обсуждениях все-таки поднималась, в "Базисе для умозаключений", в параграфах BC18 – 22, можно ознакомиться с логикой рассуждений членов Совета, из которой следует, что, по их мнению, при внедрении компаниям стоит учитывать необходимое на подготовку время. Это не очень четкое указание, и оно также потребует профессионального суждения со стороны компаний на основе природы изменений, но это иллюстрирует видение разработчиков МСФО. Поэтому по приведенному примеру нельзя дать четкого ответа, разве что предположить, что логично будет для компании начинать внедрение с начала следующего периода, то есть с 1 января 20Х1 г.

Последний вопрос касается того, не задумывался ли IASB когда-нибудь о дополнительном руководстве, которое разъясняло бы, что представляет собой по сути изменение в учетной политике в результате разъяснений Комитета по интерпретациям: корректировку предыдущего периода, изменение бухгалтерских оценок или же просто добровольное изменение учетной политики.

Еще один момент, который не обошли вниманием члены Совета по МСФО. Однако, как и в предыдущем случае, в предварительный вариант стандарта подобное руководство решено было не включать. Дело в том, что в действующем варианте стандарта МСБУ 8 уже содержится исчерпывающее, на взгляд IASB, руководство по вопросу определения природы изменений в учете. В параграфах BC15 – 17 "Базиса для умозаключений" приведены детали обсуждений.

Напоминаем, что период консультаций по предварительной новой версии МСБУ 8 продолжается до 27 июля, и еще есть время поделиться с разработчиками своими мыслями по теме. После получения всех комментариев Совет по МСФО их проанализирует и затем определит дальнейшие направления работы.

По материалам: IFRS

Источник: GAAP.RU

_____________________________________________
© ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2018

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО