Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Вызовы для аудиторов в 2018 году: на чем акцентируют международные эксперты

2018 г. – год изменений, к которым аудиторскому сообществу не только придется привыкнуть, но и научиться эффективно работать в этих новых условиях. Принятие нового профильного закона и введение его положений уже этой осенью прибавит аудиторам хлопот. Вместе с тем существенные коррективы в нашу работу внесет не только этот закон. Под влиянием различных тенденций аудит меняется во всем мире. Что это за изменения и к чему нужно готовиться украинским аудиторам, чтобы оставаться на рынке и идти в ногу с требованиями времени, попробуем разобраться далее, прислушиваясь к предостережениям международных экспертов.

Будущее – за новыми технологиями

Международная профильная пресса уже не впервые призывает аудиторов обратить пристальное внимание на новые технологии. Действительно, за ними – будущее каждой профессии, и аудиторская не является исключением. Чтобы оставаться успешными, аудиторским компаниям нужно внедрять в свою работу инновационные и высокотехнологические решения, от которых будет выигрывать как сама фирма, так и ее клиенты.

Автоматизация аудиторских процессов, применение искусственного интеллекта и блокчейн-технологий даст возможность выполнять проекты быстро, к тому же без ухудшения качества, остающееся в приоритете.

Международные эксперты прогнозируют, что облачные технологии в этом году будут становиться все более распространенными. Облачная бухгалтерия и документооборот в разы ускоряют выполнение задач. Именно поэтому аудиторские фирмы должны не только самостоятельно перейти на облачные решения, но и перевести на них своих клиентов. Работать над проектом можно будет в любое время и в любом месте, что, естественно, оценят клиенты, которые еще и смогут контролировать работу аудитора.

Постарайтесь как можно быстрее сделать ваш офис "безбумажным". Ведущие компании мира уже давно перевели весь документооборот в электронную форму, поместив его в "облака". Это не только удобно, но и помогает всем сотрудникам компании находиться в одной корпоративной системе, экономит средства и не вредит окружающей среде.

Современный офис должен быть единым высокотехнологическим продуктивным организмом. Что это означает? Бизнес-процессы аудиторской фирмы довольно сложные. Для решения определенных задач можно использовать разные технологические решения. Скажем, проекты по аудиту выполняются в одной программе, ведение баз клиентов и работа с ними – в другой, с помощью еще одной обеспечивается контроль рабочего времени или, например, ведение бухгалтерского учета. Одним словом, программ может быть много – и это хорошо.

Впрочем, международные эксперты акцентируют на важности интеграции имеющихся программ в единую офисную систему. Все решения должны работать как единый оркестр, исполняющий несравнимую симфонию успеха фирмы. Ни одна программа не должна усложнять или замедлять рабочий процесс. Руководитель аудиторской фирмы, запустив один ресурс, может видеть финансовые данные, открытые проекты, загруженность работников, длящиеся переговоры и т. п. Так же и персонал. Используя единый канал коммуникации, работники легко находят информацию, нужную им для оперативного выполнения задачи. Конечно, при таких условиях нельзя забывать о конфиденциальности определенных данных, доступ к которым имеется у небольшого круга лиц.

Темпы современной жизни чрезвычайно быстрые. Чтобы не тратить драгоценное время, мы часто решаем проблемы, находясь в дорожных пробках или в очереди к дантисту. Именно поэтому, как подчеркивают международные эксперты, информацию важно сделать доступной на мобильных телефонах и разного рода гаджетах, вроде планшетов или ноутбуков, которые человек постоянно носит с собой.

Разработка приложений, которые клиент аудиторской фирмы сможет скачать и использовать для контроля проекта, расширения своих знаний или получения новой информации – очень интересная идея. Например, ваша фирма готовит для сайта статьи-консультации по вопросам налогообложения, проводит семинары, а консультанты регулярно размещают публикации на страницах профильных изданий. Почему бы не объединить всю эту полезную для клиента информацию в приложение, которое он с радостью установит на свой телефон и будет использовать в любое удобное для него время, каждый раз благодарно вспоминая вашу фирму?

Сегодня с целью экономии времени и сокращения количества технических работников международные аудиторские фирмы используют технологии оптического распознавания символов (оptical character recognition). Сейчас они стали действительно совершенными. Лишь подумайте: для получения, отправления, сканирования, сохранения и других механических действий с документами мы вынуждены были нанимать персонал. Сегодня это все отходит в прошлое. Технологии оптического распознавания символов дают возможность по фотографии, например, счета, определить, где и когда он был получено, какой товар нужно внести в систему, в какой валюте и т. п. Технологии самостоятельно сортируют информацию и вводят ее в бухгалтерскую или другую программу в надлежащем виде. Представьте, как использование этой инновации ускорит работу аудиторов – фирмы смогут работать просто-таки на космических скоростях.

Сайт – уже не просто имидж

Если раньше сайт аудиторской фирмы был скорее составной частью ее имиджа, проанализировав который можно было сделать выводы об успешности компании, то сегодня ситуация меняется. Сайт становится каналом коммуникации между аудиторской фирмой, ее клиентами и общественностью. О чем нужно помнить аудиторским фирмам, чтобы их сайты отвечали требованиям времени?

Международные эксперты советуют не забывать, что сайт является вашей онлайн-визиткой. Кто вы, сколько лет на рынке, на чем специализируетесь – все это пользователь должен с легкостью находить на вашем сайте. Кроме того, в связи с глобализацией бизнеса информация должна также быть доступна на английском языке.

Подготавливая базовую информацию о вашей фирме, ориентируйтесь не только на отечественного клиента, но и на международного. Мыслите более глобально. Не забывайте отображать на сайте информацию, которая может заинтересовать общественность. Скажем, не будет лишним экспертный комментарий относительно новых законов об аудите или бухгалтерском учете и т. п.

Найдите свои конкурентные преимущества и опишите их на сайте. Не старайтесь быть похожими на кого-либо – сегодня это не поможет вашему бизнесу. В условиях жесткой конкуренции, которая усилится в 2018 году, важно найти свое место на рынке и крепко за него держаться. Все, что прибавляет вам уникальности, отличая среди конкурентов, должно быть отображено на сайте.

Не следует выделяться низкой ценой – это не самое выгодное преимущество. Значительно лучше отличаться высоким качеством, длительным опытом работы на рынке, успешным выполнением международных проектов и т. п.

Старайтесь сделать ваш сайт «топовым» в поисковых ресурсах. Как показывают результаты многочисленных исследований, 91 % пользователей Интернета не идут дальше первой страницы поискового запроса. Именно поэтому обращайте внимание на возможности поисковой оптимизации вашего сайта во Всемирной паутине.

Интересная и полезная информация добавит вашему сайту посетителей. Международные эксперты отмечают: современные сайты аудиторских фирм – это настоящие информационные порталы. Консультации, экспертные комментарии, исследования – все это интересно вашим текущим и потенциальным клиентам, а также широкой общественности.

Правда, информация должна быть уникальной. Переписывание чужих публикаций едва ли поможет вам увеличить количество посетителей. «Но когда же заниматься работой, если постоянно нужно наполнять сайт уникальным контентом?», – спросите вы. На самом деле вся эта информация у вас имеется. Каждый день вы консультируете клиентов, исследуете разные вопросы, а если ваша фирма является членом международной сети или ассоциации, много интересного вам присылают из ее главного офиса. Основная задача – правильно обработать имеющуюся информацию и грамотно представить ее на сайте. Для этого нужны специалисты, которые хорошо разбираются в таких вопросах.

Сайт современной аудиторской фирмы должен быть связан со страницами в социальных сетях, иметь выход на YouTube и предоставлять возможность общаться в режиме реального времени.

Вместе с тем не забывайте о важности периодического обновления информации на страницах фирмы в социальных сетях и на YouTube. Если вы решились на открытый чат на сайте, следите за тем, чтобы посетители оперативно получали ответы на вопросы. Конечно, никто не призывает давать бесплатные консультации, скажем, относительно вопросов учета или налогообложения, однако человек, решивший вам написать, должен видеть, что его вопросы не останутся проигнорированными.

Ваш сайт должен быть надежным помощником в деле продвижения услуг и отображением ваших многочисленных преимуществ – вот над чем нужно работать в 2018 году.

Новые виды услуг и нюансы работы с молодыми талантами

Как уже отмечалось, требования относительно качества услуг будут усиливаться с каждым годом. Старайтесь делать все от вас зависимое, чтобы не уступать качеством. Нанимайте на работу квалифицированный персонал, умеющий хорошо выполнять свою работу. К тому же не забывайте о регулярном усовершенствовании профессиональных знаний. Для работников аудиторской фирмы это суперважно.

Не нужно бояться изменений – они неотвратимые. Скорее всего, уже в 2018 году придется овладевать новыми направлениями предоставления услуг. По мнению международных экспертов, они будут связаны с автоматизацией бизнес-процессов клиентов аудиторских фирм, применением в работе облачных технологий, сопровождением процессов внедрения искусственного интеллекта и т. п.

Подумайте, какой персонал сможет воплощать такие проекты, присматривайтесь к молодым талантливым специалистам – так называемому поколению Z (родившиеся после 1998 года).

Появившись на свет в эпоху стремительного развития цифровых технологий, такие люди очень хорошо разбираются во всех технических новинках, интуитивно чувствуют технику, могут легко управиться с несколькими задачами одновременно и одинаково хорошо работать как в команде, так и самостоятельно. Они с детства привыкли задавать вопрос Google, а не взрослым, искать дорогу с помощью навигатора, а не обращаться к прохожим. Они умеют одновременно читать книгу, переписываться с несколькими друзьями, слушать музыку и разговаривать с кем-то. Эта способность приводит к тому, что скорость восприятия информации стремительно возрастает.

А впрочем, существует и обратная сторона – мозг, привыкший к быстрой обработке информации, начинает скучать, если работы для него мало. Понимая эту особенность молодых специалистов, нужно ставить им соответствующие задачи, раскрывая сполна их потенциал.

Чтобы удержать таких специалистов и настроить их на продуктивную работу, нужно знать, чего они ожидают от своего работодателя. Международные эксперты, ссылаясь на результаты исследований, подчеркивают, что представители поколения Z ориентированы на построение продолжительных трудовых отношений с работодателем, если он будет удовлетворять их естественную потребность в реализации инновационных проектов.

В отличие от поколения Y (родившиеся в течение 1980 – 1998 гг.) они менее ориентированы на финансовое вознаграждение. Продвижение карьерной лестницей и расширение зоны личной свободы для них намного важнее роста заработной платы. Вместе с тем это поколение требует от работодателя большей гибкости и минимума стандартизированных правил. Они также склонны к быстрому профессиональному выгоранию, являются довольно эгоцентрическими и бунтарями по духу. Главная мотивация для них – работать над важным и интересным проектом.

Итак, осознавая особенности и стремление этого поколения, следует найти правильный подход и направить возможности молодежи в русло усиления позиций вашего бизнеса в будущем.

Заменят ли роботы аудиторов и бухгалтеров?

На заказ Королевского общества искусств (The Royal Society of Arts) компания YouGov в Великобритании провела опрос среди бухгалтеров, чтобы узнать мнение относительно возможности роботизации их рабочих мест.

Были опрошены также близко 1000 руководителей и владельцев бизнеса, которых спросили, готовы ли они инвестировать в роботизацию и развитие искусственного интеллекта.

Почти четверть опрошенных бухгалтеров убеждены, что большинство положенных на них функций могут быть переданы роботам в течение следующих десяти лет. Интересно, что большинство специалистов, ответивших таким образом, работают в сфере транспорта, связи и на производственных предприятиях.

13 % респондентов согласились, что автоматизация значительно повлияет на их работу, а также что этот процесс может существенным образом сократить количество рабочих мест. Однако новые технологии дадут возможность развиваться бизнесу, лучше и быстрее достигать поставленных целей. Бухгалтеры, высказавшие эту мысль, связаны преимущественно со сферой компьютерных технологий. Однако 22 % участников опроса категорически возразили против возможности полной автоматизации их деятельности. Большинство этих респондентов были представителями сферы медицины и здравоохранения.

Если говорить о результатах опроса руководителей и владельцев бизнеса, то оказалось, что лишь 14 % готовы вкладывать средства в роботизацию и развитие искусственного интеллекта. По мнению таких респондентов, высокие капиталовложения в эти технологии не всегда могут себя оправдать. Даже больше, работать с людьми – комфортнее.

В целом результаты проведенного опроса свидетельствуют, что в течение следующих 10 лет 15 % рабочих мест бухгалтеров могут быть полностью автоматизированы, несмотря на определенное сопротивление владельцев и руководителей бизнесов, ведь технический прогресс остановить невозможно.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО