Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Революция в бухучете. Какие изменения ожидают бизнес?

Как известно, каждая транзакция в бухгалтерском учете генерирует определенный бумажный след той или иной хозяйственной операции, фактически подтверждая ее проведение. Европейским налоговым органам иногда достаточно и хорошей копии документа, чего не скажешь об украинских проверяющих, для которых чаще важна не столько суть операции, сколько форма – наличие обязательных реквизитов в первичных документах. И, конечно же, документ должен быть в оригинале, иначе его не существует.

К сожалению, и многие бухгалтеры разучились анализировать хозяйственные операции, утопая в количестве бумажной рутинной работы. Профессионализм таких специалистов скатывается к анализу первичных документов на предмет их соответствия форме и к удовлетворению придирчивого глаза проверяющего.

В таком случае поведенческая модель и бухгалтера, и налогового инспектора заключается в том, что ни те, ни другие не интересуются сутью хозяйственной операции, а значит не способны предусмотреть последствия проведения транзакции как в финансовой отчетности, так и в налоговых декларациях. Как следствие, решения принимаются на основе поведения: финансовая отчетность далека от достоверности, а налоговые акты – от реальности.

Изменения к Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" были разработаны Министерством финансов вместе с Мировым банком еще летом 2015 года, однако до сих пор остаются нерассмотренными Парламентом. И "латать" Налоговый кодекс, исправляя существующие законодательные коллизии, мы можем сколько угодно... Однако революцией в бухгалтерском учете стал уже принятый и подписанный Президентом Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг" № 1724-VIII от 03.10.2016. Спасибо отдельным депутатам, которые перенесли наши нормы из законопроекта о бухучете и смогли отстоять истинные реформы не только для предпринимателей ИТ-сферы, но и для всех бухгалтеров и бизнеса в подарок к Новому году.

Итак, Законом № 1724-VIII среди прочего вносятся изменения в специальный Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", который определяет, что есть первичным документом и какие обязательные реквизиты он должен иметь. И тут вспомнилось одно из заседаний Методического совета Минфина, на котором я доказывала его членам, что место составления документа, как обязательный реквизит первичного документа, не имеет ничего общего с сутью операции. А вот отсутствие такого реквизита дает полное право налоговым органам не признавать первичный документ и, как следствие, расходы, сформированные на его основании. Из моего опыта, это наиболее частая ошибка бухгалтеров и наиболее простой "улов" налоговых инспекторов. Прошел год. И вот Закон № 1724-VIII вступит в силу с 3 января 2017 года и на один обязательный реквизит станет меньше.

Кроме того, изменен сам термин "первичный документ". Теперь это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и не требующий подтверждения ее осуществления, как это было ранее. Таким образом, счет-фактура (инвойс) становится первичным документом. А если счет будет выписываться по результатам осуществления транзакции – поставки товаров (работ или услуг), то и вовсе может служить единственным первичным документом, заменяя акты выполненных работ и/или товарно-транспортные накладные. Также документ может быть составлен в электронной форме, при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

Безусловно, бухгалтерам и украинскому бизнесу будет достаточно сложно перестроиться – столько лет счет-фактура служила формальным документом для осуществления предоплаты. Теперь необходимо начать работать по-новому, а есть ли на это смелость? И насколько быстро перестроятся налоговые инспекторы? Ведь теперь у нас не только нет обязанности доказывать связь расходов с хозяйственной деятельностью, но и нет столь строгих правил к порядку оформления первичных документов. Очевидно, что многим бухгалтерам понадобится время на переосмысление этих изменений. Многие будут оформлять документы по старинке и отслеживать налоговую практику, по-прежнему не доверяя контролирующим органам. Нужно сделать первый шаг. А дальше – дорогу осилит идущий.

Елена Макеева,

советник Министра финансов Украины

По материалам finance.liga.net

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО