Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Трансфертное ценообразование: ликбез от налоговиков

Документ:

Кому читать:

субъектам трансфертного ценообразования

Что произошло:

разъяснены некоторые вопросы относительно трансфертного ценообразования

С каждым днем все ближе и ближе предельный срок представления Отчета о контролируемых операциях за 2015 год. Как известно, Отчет уже подается по новым правилам. Некоторые нюансы представления относительно трансфертного декларирования рассмотрела ГФСУ в комментируемом письме.

Подтверждение места регистрации или резидентства контрагента-нерезидента при осуществлении контролируемых операций

В соответствии с пп. 39.2.1.2 НКУ для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми являются хозяйственные операции, влияющие на объект налогообложения налогоплательщика, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), которая включена в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины.

Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием налогоплательщик обязан составлять и подавать отчет о контролируемых операциях и документацию по трансфертному ценообразованию.

Отчет о контролируемых операциях содержит сведения о лице, принимающем участие в контролируемой операции, и детальную информацию об осуществленных в течение отчетного года контролируемых операциях.

В соответствии с п. 39.4 НКУ плательщики налогов, осуществляющие контролируемые операции, должны вести и сохранять документацию по трансфертному ценообразованию.

Документация по трансфертному ценообразованию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) должна содержать информацию, которая дает возможность идентифицировать таких нерезидентов (включая наименования государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица).

То есть для подтверждения места регистрации или резидентства контрагента-нерезидента при осуществлении контролируемых операций может быть использован любой документ, который дает возможность идентифицировать нерезидента (включая наименование государства (территории), в частности, это может быть справка (или ее нотариально заверенная копия), которая предоставляется нерезидентом для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины в соответствии с п. 103.4 НКУ.

Признание хозяйственных операций контролируемыми для целей трансфертного ценообразования, которые документально не подтверждены

В соответствии с пп. 134.1.1 НКУ объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями раздела III НКУ.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, договоров или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий.

Следовательно, хозяйственные операции, подпадающие под действие п. 39.2 НКУ, признаются контролируемыми операциями для целей трансфертного ценообразования, независимо от того, подтверждены такие операции полностью или частично соответствующими первичными документами (пп. 39.2.1.4 НКУ).

Использование источников информации (тендера) для целей трансфертного ценообразования

Во время проведения аукциона (публичных торгов) обычной считается цена, сложившаяся по результатам такого аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого предусмотрена законом.

В соответствии с п. 28 ст. 1 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 10 апреля 2014 года (дальше – Закон) торги (конкурсные торги) – это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (конкурсных торгов) согласно процедурам, установленным этим Законом.

Наиболее экономически выгодное предложение – это предложение, отвечающее всем критериям и условиям, определенным в документации конкурсных торгов, и признано лучшим по результатам оценки конкурсных предложений в соответствии со ст. 28 Закона (п. 14 ст. 1 Закона).

В случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или предоставляемых не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, критерием оценки является цена (п. 5 ст. 28 Закона).

Аукцион (публичные торги) – это публичный способ продажи активов с целью получения максимальной выручки от продажи активов в определенное время и в установленном месте (пп. 14.1.8 НКУ).

То есть при осуществлении государственных закупок через конкурсные торги, в отличие от аукциона, критерием оценки для определения наиболее экономически выгодного предложения является наиболее низкая цена.

Кроме того, цены для закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства нельзя отождествлять с ценами (наценками) на товары (работы, услуги), подлежащими государственному регулированию согласно законодательству.

Следовательно, цены хозяйственных операций, установленные на конкурсных торгах государственных закупок, не подпадают под действие пп. 39.2.1.8 НКУ как отвечающие принципу "вытянутой руки".

Требования к содержанию, структуре и объему информации о политике трансфертного ценообразования компании

В таком случае налоговики советуют обращаться к Разделу V Наставления ОЭСР, в котором определены цели документации по трансфертному ценообразованию.

Ст. 39 НКУ разработана именно на основе этих Наставлений.

С учетом Решения Конституционного Суда Украины по делу № 1-рп/99 от 09.02.99 (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов), при направлении после 01.01.2015 Государственной фискальной службой Украины запросов налогоплательщикам о предоставлении документации по трансфертному ценообразованию относительно отдельных контролируемых операций, осуществленных в 2013 – 2014 годах, налогоплательщики и контролирующие органы обязаны применять нормы подпунктов 39.4.4 – 39.4.9 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, то есть применять нормы, действующие на момент направления запроса.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО