Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Попробовать Оформить подписку
Попробовать Оформить подписку
ООО "ЛИГА ЗАКОН"
Директивы от Еврокомиссии для предотвращения уклонения от налогов

Европейская комиссия принимает директивы для предотвращения уклонения от налогов. Главная их цель – ликвидировать возможности и лазейки для агрессивных методов налоговой оптимизации.

В конце января Европейская комиссия опубликовала два предложения с текстом директив в отношении международного налогообложения. Первый проект будет служить основой другим странам для принятия законов по борьбе с уклонением от налогов. Он же является логическим продолжением инициатив Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. OECD) по построению "более согласованного подхода Европейского Союза касательно налоговых злоупотреблений со стороны корпораций".

Вторая директива устанавливает обязательный обмен информацией между странами – членами Европейского Союза.

Европейская комиссия также выпустила рекомендации странам – членам союза относительно предотвращения уклонения от налогообложения, а также адресные рекомендации странам, которые, по определению комиссии, "отказываются играть честно".

Директива о предотвращении уклонения от налогообложения

Основная цель этой директивы – ограничение возможностей для компаний по использованию различий систем налогообложения разных стран с целью уменьшения налогового бремени. В директиве эта практика описывается как такая, которая "приводит к неправильным бизнес-решениям на внутреннем рынке, а также может создавать условия несправедливой налоговой конкуренции". Директива акцентирует внимание на эффективном функционировании внутренних рынков, а не на уменьшении сумм налогов к уплате, как зла, с которым следует бороться.

Европейская комиссия заявляет, что директива вводится во избежание разделения единого европейского рынка, что является следствием того, что компании в разных странах применяют правила и принципы ОЭСР неодинаково и непоследовательно. Европейский Союз заявляет, что поэтапное внедрение рекомендаций может дать компаниям возможность найти и разработать новые лазейки.

В частности, директива акцентирует внимание на 6 темах: возможность отнесения процентов в расходы, налогообложение при выходе из бизнеса, переходные положения, общее правило избежания уклонения от налогообложения, контролируемые иностранные компании и гибридные несоответствия. Директива закладывает базирующиеся на принципах правила, призванные позволить каждой из стран встраивать эти законодательные требования в их существующую систему корпоративного налогообложения.

Возможность вычитания процентов. Основная идея – ограничить сумму процентов, на которую налогоплательщик сможет уменьшать базу налогообложения за год. Эта норма призвана ограничить возможности международных групп по субсидированию своих дочерних предприятий, находящихся в юрисдикциях с высоким уровнем налогообложения, путем предоставления им кредитов и займов, которые в свою очередь получают возможность уплачивать проценты компаниям группы в юрисдикциях с более низким уровнем налогообложения.

Налогообложение при прекращении деятельности – эта статья призвана не дать компаниям возможность уменьшать свои налоги путем перемещения своих активов и/или статус резидента в юрисдикции с низким уровнем налогообложения без оплаты налога на нереализованную прибыль, полученную в стране происхождения.

Переходные положения – эта статья лишает компании выгоды от переноса прибыли из юрисдикций с высоким уровнем налогообложения. Согласно этой статье компании смогут уменьшить сумму налога с иностранных доходов, подлежащего к уплате в стране их резидентства, на сумму налога, уплаченного с таких доходов в стране, где этот доход был получен. Ранее некоторые виды прибыли, полученные за рубежом, облагались исключительно в стране, где компания является резидентом. Таким образом, часто встречались случаи "двойного необложения налогом".

Общее правило избежания уклонения от налогообложения. Данное правило исключает все другие возможные попытки компаний уменьшить базу налогообложения путем "безответственного" использования правил и принципов международного налогообложения. Эта статья призвана работать в отношении  сделок и транзакций, которые не упомянуты в других статьях директивы Европейской Комиссии.

Налогообложение дохода зависимых иностранных компаний (англ. Controlled foreign company rules). Согласно этому правилу страны смогут облагать налогом прибыль, полученную дочерними компаниями в юрисдикциях с низким уровнем налогообложения.   Таким образом, головная компания не сможет укрыть от высоких ставок налогообложения свою прибыль, аккумулируя ее на своих дочерних компаниях в юрисдикциях с низким уровнем налогообложения.

Гибридные несоответствия. Это предложение ставит целью положить конец выгодам компаний, которые они получают только из-за того, что в законодательстве разных стран существует разная трактовка, а также разные правила налогообложения определенных видов доходов. Согласно этому предложению юридическая трактовка "гибридного инструмента", которая дана согласно законодательству страны, где был произведен платеж или были понесены расходы либо убытки, должна быть аналогичной и во второй стране, которая вовлечена в сделку или транзакцию.

Страны – члены Европейского Союза должны привести в соответствие с Директивой свои "нормативные акты и административные процедуры".

Автоматический обмен информацией

Вторая Директива предполагает внесение изменений в текущую Директиву по Административному Сотрудничеству 2011/16/EU и тем самым юридически запускает автоматический обмен информацией, собранной ОЭСР по всем странам. Как и Директива о предотвращении уклонения от налогообложения, основной задачей этой Директивы является борьба с "агрессивным стилем налогового планирования" и обеспечение принципа "равноценной уплаты компаниями своих налогов".

Согласно этому проекту ОЭСР, международные группы компаний, доход которых составляет более 750 миллионов евро (825 миллионов долларов США), будут обязаны составлять отчет по компаниям в каждой стране. Эта информация будет передаваться всем странам – членам Европейского Союза.

Европейская Комиссия также должна принять решение о том, стоит ли  требовать от компаний раскрытия дополнительной налоговой информации.

Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Вестник МСФО
Контакты редакции:
ifrs@ligazakon.ua
 
Данный функционал доступен подписчикам в электронном издании.
Если Вы еще не выписываете издание, закажите бесплатный доступ к демо-номеру
или подпишитесь на издание Вестник МСФО